Движущие силы и факторы становления личности
Движущими силами развития являются противоречия. Как уже было сказано, развитие не происходит автоматически, оно должно быть инициировано. Если человек находится в равновесии со средой и все его потребности удовлетворяются, развитие не произойдет – человек законсервирует свои способности на том возрастном уровне, где ему комфортно. Так происходит с детьми, которые окружены гиперопекой родителей – они остаются на том уровне социальной и эмоциональной зрелости, на котором достигли беспроблемного существования. При этом они могут оставаться интеллектуально сохранными, однако паразитический образ жизни сказывается в конечном итоге и на качестве жизни, т.к. у таких людей не складываются взаимоотношения с другими, а вынужденная изоляция рано или поздно приводит к деградации личности. Современный человек не может жить и творить в одиночестве как, допустим, средневековый ученый. Сегодняшние достижения строятся плечом к плечу с соратниками и на плечах предшественников.
Противоречия возникают на определенном этапе становления личности в связи с тем, что у человека возникают потребности, которые он не может удовлетворить, находясь в данной точке развития. Потребность удовлетворяется и противоречие снимается, а человек переходит на более высокую ступень в развитии, приобретая и актуализируя новые способности. Важно, что новый уровень развития порождает новые противоречия и делает развитие постоянным спутником жизни человека. Но как начать эту цепочку? Здесь основная роль принадлежит именно воспитателю, который ставит определенные цели перед воспитанником, задает уровень существования, создает шкалу ценностей, которая будет в дальнейшем служить мерилом всех достижений воспитанника.
На развитие и формирование личности оказывают влияние внешние и внутренние, биологические и социальные факторы. Внутренним фактором является активность личности, качество, порождаемое потребностями, интересами, мотивами, реализуемое в процессах самовоспитания, общения и деятельности. К внешним факторам относится влияние среды, находящее свое отражение в социализации и воспитании. Среда и воспитание относятся к социальным факторам, а наследственность к биологическим.
Наследственностью принято считать свойство организмов передавать определенные качества и особенности от предыдущих поколений к последующим. Свойства организма зашифрованы в генокоде, хранящем и передающем информацию. Установлено, что именно наследственностью обусловлено то общее, что делает человека человеком, и то отличное, что делает людей непохожими друг на друга.
По наследству передаются: анатомо-физиологическая структура, отражающая видовые признаки (задатки речи, прямохождения, трудовой деятельности); физические особенности (телосложение, черты лица, цвет кожи, волос и т.д.); физиологические особенности (обмен веществ, артериальное давление, группа и резус-фактор крови, стадии созревания организма); особенности строения и функционирования нервной системы (норма реакции, скорость и сила нервных процессов; предрасположенность к некоторым заболеваниям (дальтонизм, гемофилия и т.д.).
Однако не все болезни, сопутствующие ребенку с самого рождения, являются унаследованными. Многие возникают под влиянием неблагоприятных воздействий среды в период внутриутробного развития, например, являясь следствием злоупотреблений наркотическими веществами, нервных потрясений и других аспектов асоциальной жизни родителей. Такие приобретенные изменения не наследуются, если не изменен генотип.
Вопрос о соотношении и главенстве факторов развития человека является дискуссионным. На протяжении развития цивилизации высказывались различные точки зрения на эту проблему. Абсолют биологического подчеркивался сторонниками «теории врожденных идей» - Р.Декартом, Д. Дьюи. Сторонники этого направления признают наличие врожденных способностей. С другой стороны подходят к этому вопросу сторонники «чистой доски» - Дж.Локк, Дж. Уотсон. Они утверждали, что все люди равны от природы, и поэтому воспитатели могут написать на любой доске все, что угодно. Только от влияния среды зависит, кем станет тот или иной человек. Существуют и другие, не такие резкие точки зрения, так, например, Д. Дидро считал, что развитие определяется равным сочетанием наследственности и воспитания, а К.Д. Ушинский утверждал, что в становлении личности участвуют наследственность, среда и воспитание, но ведущая роль принадлежит собственной деятельности ребенка, обеспечивающей совершенствование личностных качеств человека. Только изменяя обстоятельства, человек меняет самого себя, только так он может достичь своих целей, иначе его изменения станут лишь функцией среды. Последний вариант, в принципе, тоже не самый плохой – если человек соответствует требованиям среды, то он социализирован, но это уровень общественных, а не личностных достижений – так называемое большинство, средний уровень развития человека. Если мы посмотрим на людей, вписавших свое имя в историю, то в каждом таком неординарном случае увидим похожие черты – это, прежде всего, черты творческого, нетривиального взгляда, дающего возможность увидеть необычное даже в обыденном, а такой взгляд может возникнуть, только если человек стремится регулировать среду, а не слепо ей подчиняется. Однако всякое «слишком» всегда граничит с социальнонеодобряемыми аспектами ситуации. Следует отличать творчество от нездорового нонконформизма и подросткового нигилизма.Особенно важно это в процессе воспитания ребенка, так как не научившийся подчиняться, никогда не научится управлять. Часто возникает соблазн культивирования личностных особенностей ребенка, создания примата индивидуализации над социализацией. Попытка в личностных странностях, необструганных социализацией увидеть искру творчества. Кажется естественным, что необычный человек будет иметь необычный, т.е. творческий взгляд, но, к сожалению, все не так просто. Культивирование индивидуальных особенностей без должного фундамента социальной адаптации приводит к формированию уродливых личностных структур. Важен не просто иной взгляд, а собственный взгляд, поднимающийся над обыденным, но понимающий его и вырастающий из него.