Становление воспитательной практики и философско-педагогическая мысль в античный период (в Древней Греции и Древнем Риме)
Семинарские занятия
Модуль 1
История педагогической практики и
Развития педагогической мысли в Древнем Мире
Семинарское занятие № 1.
Становление воспитательной практики и философско-педагогическая мысль в античный период (в Древней Греции и Древнем Риме)
Задание к семинару:
1. Составить таблицу, представляющую системы образования в Древнем Риме;
2. Составить конспект работы М.Ф. Квинтилиана “Воспитание оратора”. Познакомится с взглядами на воспитание М.Т.Цицерона и Л.А.Сенеки.
3. Ответить на вопрос: Каково влияние христианства на развитие школы и педагогики в Древнем Риме?
4. Познакомиться с педагогическими системами Аристотеля, Платона. Прочесть Платона “Протагор”, “Государство”. Ответить на вопрос: Какие из идей древнегреческих мыслителей активно прорабатываются в современной педагогике?
Основная литература: История педагогики и образования . От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца ХХ в. Учебное пособие для педагогических учебных заведений / Под редакцией академика РАО А.И.Пискунова. М.: ТЦ «Сфера», 2001. гл. 3, стр. 50-88.
Дополнительная литература:
А.Ф. Лосев История античной философии в конспективном изложении. М., 1989.
Г.Е. Жураковский Очерки по истории античной педагогики. -М., 1963г.
Самостоятельная работа по модулю 1.
Задания:
1.Зарождение воспитания в первобытном обществе.
2.Воспитание, школа и педагогическая мысль в Междуречье, Древнем Иране, Древней Индии, Древнем Китае (составьте таблицу различных типов школ в государствах Древнего Востока); запишите в историко-педагогический словарь: теоцентрическая парадигма педагогики.
Модуль 2.
Тема 2.3.
Семинарское занятие № 2.
Деловая игра: «Что? Просвещение, школа и педагогическая мысль. Где? на Руси. Когда? в XIII -XVII в.в.»
Вопросы
1. Развитие просвещения в период татаро-монгольского нашествия.
2. Состояние просвещения в русских княжествах.
3. Мастера грамоты.
4. Традиции семейного воспитания. Просвещение на Украине и в Белоруссии. Борьба украинского и белорусского народов за сохранение национальной культуры.
5. Братские школы. Киевская академия.
6. Памятники педагогической литературы этого периода XIII -XVII в.в.
Литература
Основная
1. История педагогики и образования . От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца ХХ в. Учебное пособие для педагогических учебных заведений / Под редакцией академика РАО А.И.Пискунова. М.: ТЦ «Сфера», 2001. гл. 7.
2. Латышина Д.И. История педагогики. Воспитание и образование в России (Х –начало ХХ в.): Учебное пособие. М.; 1998.
3. Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства XIV- XVII в.в./ Сост. С.Д. Бабишин.- М.: Просвещение, 1985.
дополнительная
Самостоятельно
Тема 2.2. Практика образования и философско-педагогическая мысль Средневекового Востока
Исламская традиция в воспитании. Практика школьного образования и педагогическая мысль Ближнего и Среднего Востока (Абу –Али Хусейн ибн-Сина (Авиценна), Абу Насра аль-Фараби. Абу Хамида аль-Газали). Просвещение на территории средневековых государств Закавказья.
Литература
· История педагогики и образования . От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца ХХ в. Учебное пособие для педагогических учебных заведений / Под редакцией академика РАО А.И.Пискунова. М.: ТЦ «Сфера», 2001. гл. 6. Стр. 129-144.
Модуль 3.
Тема 3.4. Новые подходы к воспитанию и обучению в конце XIX – нач. XX в.в. на Западе
Зарубежная школа и педагогика в конце XIX нач. XX в.в.
Состояние школы и новые общественно- экономические условия.
Философские и педагогические взгляды Д. Дьюи.
Педагогические взгляды Г. Кершенштейнера, А. Лайя.
Влияние педагогических идей Д. Дьюи, Г. Кершенштейнера, А. Лайя на школу и педагогику в Зап. Европе в середине XX в.
Распространение и развитие идей “свободного воспитания” в западной Европе XIX- нач. XX в.в. Причины появления сторонников “свободного воспитания” в конце XIX в. и в первой половине XX в. Идеал сторонников “свободного воспитани” Эллен Кей (“Век ребёнка”), Шарельман; Поль Робен, Себастьен Фор (приют “Улей”); Мария Монтессори, Джон Дьюи.
Тема 4. 1. Педагогические направления и идеи в России на рубеже ХIХ - ХХ вв.
Тема 4.2. Развитие теории и практики образования в новейшее время (ХХ в.)
Семинарские занятия
Модуль 1
История педагогической практики и
Развития педагогической мысли в Древнем Мире
Семинарское занятие № 1.
Становление воспитательной практики и философско-педагогическая мысль в античный период (в Древней Греции и Древнем Риме)
Задание к семинару:
1. Составить таблицу, представляющую системы образования в Древнем Риме;
2. Составить конспект работы М.Ф. Квинтилиана “Воспитание оратора”. Познакомится с взглядами на воспитание М.Т.Цицерона и Л.А.Сенеки.
3. Ответить на вопрос: Каково влияние христианства на развитие школы и педагогики в Древнем Риме?
4. Познакомиться с педагогическими системами Аристотеля, Платона. Прочесть Платона “Протагор”, “Государство”. Ответить на вопрос: Какие из идей древнегреческих мыслителей активно прорабатываются в современной педагогике?
Основная литература: История педагогики и образования . От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца ХХ в. Учебное пособие для педагогических учебных заведений / Под редакцией академика РАО А.И.Пискунова. М.: ТЦ «Сфера», 2001. гл. 3, стр. 50-88.
Дополнительная литература:
А.Ф. Лосев История античной философии в конспективном изложении. М., 1989.
Г.Е. Жураковский Очерки по истории античной педагогики. -М., 1963г.
Самостоятельная работа по модулю 1.
Задания:
1.Зарождение воспитания в первобытном обществе.
2.Воспитание, школа и педагогическая мысль в Междуречье, Древнем Иране, Древней Индии, Древнем Китае (составьте таблицу различных типов школ в государствах Древнего Востока); запишите в историко-педагогический словарь: теоцентрическая парадигма педагогики.
Модуль 2.
Тема 2.3.
Семинарское занятие № 2.