Раздел II. Школа и воспитание в Древнем Мире.

Семинар № 1. Становление педагогических традиций в античном мире.

Вопросы для обсуждения:

1. Пифагорейская школа: проблема гармонизации и совершенствования общества и человека. «Небесная гармония вселенной».

2. Софистика: личность и общество. « Человек есть мера всех вещей…»

3. Сократ: «майевтика» как средство гармонизации личности и общества.

4.Платон: идея справедливого государства для блага личности.

5. Аристотель: воспитание как средство развития добродетелей. Идея «общего» воспитания.

6.Значение основных педагогических терминов по эпохе Античности: абак, Академия, гимнасия, герусия, грамматист, дидаскал, калькулятор, кифарист, калокагатия, киники, мусическая школа, палестра, педагогиум, педагог, педотриб, ритор, риторские школы, сократическая беседа, софистика, софронист, стиль, стоики, эфебия, ювентус.

Литература:

1.Корнетов Г.Б. История образования и педагогической мысли. Учебно-методический комплекс – Ч.1.М., 2002. Изд-во УРАО.

2.Антология мировой философии. - М., 1969. – Т.1. – Ч.1.

3. Словарь античности. – М., 1989.

4.Философия Древнего мира. Хрестоматия. – СПб, 1993. – т. 1. – ч. 2.

5.Человек: мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. – М., 1991.

Семинар № 2. Педагогическое наследие Древнего Востока.

Вопросы для обсуждения:

1.Педагогика Древней Месопотамии.

2. Педагогика Древнего Египта.

3. Педагогическая традиция иудаизма.

4. Индуистская педагогика Южноазиатской цивилизации и педагогика буддизма.

5. Конфуцианская педагогика Дальневосточной цивилизации.

Литература:

1. Артхашастра, или науки политики./ М.; Л., 1958.

2. Древнекитайская философия. Собрание текстов. В 2 т.т. М., 1972-73. ( см. «Лунь-Юй»).

3. Будда и его учение./ Сост. В. И. Корнев. М., 1999. ( Антология гуманной педагогики).

4. Истрин В. А. Возникновение и развитие письма. М., 1965. ( с. 171-180).

5. Корнетов Г. Б. Становление воспитания как общественного явления. М., 1992.

6. Корнетов Г. Б., Бликштейн Л. С. Школа, воспитание и педагогика цивилизаций Ближнего Востока. ( Древность и Средние века). М., 1993.

7. Малявин В. В. Основные этапы развития школьного образования в Древнем и Средневековом Китае. // Очерки истории школы и педагогической мысли древнего и средневекового Востока. М., 1998.

8. Матье М. Э. День египетского мальчика. Пермь, 1993. ( Глава II-VII).

9. От глиняной таблички к университету: Образовательные системы Востока и Запада в эпоху Древности и Средневековья. М., 1998.

10. От начала начал: Антология шумерской поэзии. СПб, 1997. ( с.345-346, 348).

11. Хофман Ф. Мудрость воспитания. Педагогия. Педагогика: (Очерки развития педагогической теории). Пер. с немецкого.- М.: Педагогика, 1979. ( с.22 – 30).

Раздел III. Воспитание и школа в эпоху средневековья

Семинар № 3. Церковные школы раннего средневековья ( IV – X в.в.).

Вопросы для обсуждения:

1. Боэций и Кассиодор – создатели раннесредневековых школ.

2. Программы обучения – «Семь свободных искусств» ( «тривиум», «квадривиум»).

3.Методика обучения и учебники ( «Наставление к арифметике», «Наставление к астрономии», «Наставление к музыке» Боэция, «Руководства к изучению божественной и светской литературы» Кассиодора).

4. Монастырские скриптории и их роль в развитии средневековой культуры.

Литература:

1. Список литературы к лекции по данной теме.

2. Антология педагогической мысли христианского Средневековья в 2 тт., М., 1994.

3. Памятники средневековой латинской литературы IV-Ixв.в. – М., 1970.

4. Средневековье в его памятниках / под ред. Д. Н. Егорова. – М., 1913.

5. Добиаш-Рождественская О. А. Культура западно-европейского средневековья. – М., 1987.

6. Голенищев-Кутузов И. Н. Средневековая латинская литература. – М., 1972, С.122-127.

7. Каждан А. П. Книга и писатель в Византии. – М., 1973. – с. 21-23, 28.

8. Киселёва Л. И. О чём рассказывают средневековые рукописи. – Л., 1978. – с. 9-20, 31-37.

9. Люблинская А. Л. Латинская палеография. – М., 1969.

10. Уколова В. И. «Последний римлянин» Боэций. – М., 1987. – с. 44-50.

11. Уколова В. И. Античное наследие и культура раннего средневековья. – М., 1989. Гл. II,III.

Семинар № 4. Педагогическая мысль эпохи Возрождения.

Вопросы для обсуждения:

1. Деятельность первых университетов – как переходный этап от средневековой системы образования к гуманизму эпохи Возрождения. Творчество Ф. Бэкона, Я. Гуса, А. Данте, Н. Коперника, Ф. Петрарки.

2. Сравнительный анализ развития идей гуманизма в разных странах Западной Европы:

а) образование в городе и деревне в XIV-XVII в.в. в Нидерландах, деятельность Э. Роттердамского;

б)развитие коллежей и начального образования во Франции, деятельность Ф. Рабле, М. Монтеня;

в)деятельность Т. Мора и Т. Кампанеллы в Англии;

г) изменения в научном образовании Германии, деятельность Ф. Меланхтона;

д) итальянский «Дом радости» В. де Фельтре.

Литератрура

1. Антология педагогической мысли христианского средневековья, в 2-х т.т. М., 1994.

2. Безрогов В. Г., Мошкова Л. В., Огородникова И. И. Концептуальная модель историко-педагогического процесса в средневековой Европе. // Всемирный историко-педагогический процесс. Концепции, модели, историография. М., 1996.

3. Западноевропейская средневековая школа и педагогическая мысль. (Исследования и материалы): Сб. науч. тр. Вып. 1 – ч.1 – 2./ Под ред. К. И. Салимовой, В. Г. Безрогова. – М.: Изд-во АПН СССР, 1989 – 1990.

4. Джуринский А. Н. История зарубежной педагогики: учебное пособие для вузов. – М., 1998.

5. История педагогики. Часть 1 (с древнейших времён до XVII в.). Учебное пособие для пед. университетов./ Под ред. академика РАО А. И. Пискунова. М., ТЦ «Сфера», 1997.

5. Монтень М. О воспитании детей // Опыты: в 3-х книгах, кн. 1 и 2. М, 1979. – с. 135 – 166.

6. Педагогика народов мира: История и современность. – М.: Педагогическое общество России, 2001.

7. Очерки истории школы и педагогики за рубежом. Ч. 1, гл. 4,5,6. М., 1988.

8. Уваров П. Ю. Университет в средневековом городе.// Культура и искусство западноевропейского средневековья. М., 1981.

9. Школа и педагогическая мысль Средних веков, Возрождения и Нового времени. М., 1991.

Семинар № 5. Педагогические памятники и литература Древней Руси и Русского государства (11 – 17 в.в.).

Вопросы для обсуждения:

1. Памятники педагогической литературы Древней Руси как источник просветительской мысли («Пчела», «Стоглав», «Изборник Святослава»).

2. Характеристика народной педагогики в фольклорных произведениях.

3. Гуманистические идеи первого педагогического труда Древней Руси (12в.) – «Поучение Владимира Мономаха детям».

4. Особенности и педагогическое значение «житийной» литературы.

5. Проблема семейного воспитания в духе православия в педагогическом памятнике 16в. – «Домострой».

6. Характеристика сборника «Гражданство обычаев детских» Е.Славинецкого.

7. Своеобразие этико педагогического памятника петровской эпохи «Юности честное зерцало» (светскость и куртуазность).

8. Работа со словарём педагогических терминов древнерусской педагогики: азбуковники, апология, аталычество, аскеза, братские школы, вежество, гридница, дитя, Домострой, Домовнее строение, Душевное строение, запуки, заклички, изборник, книжник, мастера грамоты, мирское строение, молодец, монастырские школы, наказание, отрок, пестушки, приходская школа, Славяно-греко латинская Академия, секуляризация, учение книжное, ученичество, училище, чадо.

Литература

1. Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства XIV-XVII в.в. – М., 1985.

2. Антология педагогической мысли России XVIII в. – М., 1985.

3. Бабишин С.Д. История школы и народные педагогические воззрения в свете фольклорных этнографических и археологических материалов. – М., 1979.

4. Васильцова З.П. Мудрые заповеди народной педагогики. – М., 1983.

5. Опыт православной педагогики. – М., 1994.

6. Платонов О.А. Русская цивилизация. – М., 1995.

7. Сапунов Б. Книга в России XI-XIIIв.в. – Л., 1978.

8. Сборник Златоструй. – М., 1995.

9.Школа и педагогика в культуре Древней Руси. – М., 1992. – Ч.1.

10.История педагогики в России: Хрестоматия. – М., 2000.

Наши рекомендации