Особенности этнопедагогики и их учет в работе с младшими школьниками

Семинарские занятия

Семинар 1.

Образование и педагогическая мысль на Руси и в Русском государстве

В период средневековья

Цель:Выяснить и понять основные тенденции развития образования и педагогической мысли на Руси и в русском государстве в период средневековья.

План:

1. Общая характеристика отечественного образования и педагогической мысли в периоды среднего и позднего средневековья.

2. Народная педагогика и воспитание детей на Руси и в Русском государстве в Х – XVII веках.

3. Деятельность школ и других учебных заведений на Руси и в Русском государстве в Х – XVII веках.

4. Педагогическая мысль в древнерусской и русской литературе – историко-культурных памятниках Х – XVII веков.

Материал по образованию и педагогической мысли в русском государстве в период средневековья изучается в целом, а затем более подробно изучаются отдельные вопросы.

Задания:

1. Прочитать выразительно произведения русского фольклора, педагогические идеи мыслителей средневековья.

2. Написать рефераты по теме семинарского занятия. Список тем представлен отдельно.

3. Показать в виде схемы систему образовательных учреждений, сложившуюся в XVI - XVII веках в русском государстве.

4. Выписать педагогические идеи видных русских просветителей средневековья.

Литература:

1. Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства XIV - XVII веков / Сост С.Д.Бибишин, Б.Н.Митюров. – М.: Педагогика, 1985. С. 10-30; 61-83; 91-96; 260-300; 229-241.

2. Латышина Д.И. История педагогики. Воспитание и образование в России ( Х – начало ХХ века): учебное пособие. – М.: Форум, 1998. С8; 15; 28; 33; 41; 49; 61; 66; 93-107.

3. От азбуки Ивана Федорова до современного букваря / Сост. Богданов В.П., Карпюк Г.В. – М.: Просвещение, 1974.

4. Хрестоматия по истории школы и педагогики в России / Под ред. Ш.И.Ганелина. – М.: Просвещение, 1974. С. 5-8; 9-14; 15-30; 30-33.

Семинар 2

Особенности этнопедагогики и их учет в работе с младшими школьниками

Цель:Понять значение народной педагогики в зарождении, становлении и развитии отечественного образования.

План:

1. Основные направления формирования совершенного человека в народной педагогике.

2. Нравственные, умственные, трудовые, физические, патриотические, эстетические основы воспитания. Общие ценности разных народов.

3. Фольклор как средство народной педагогики, его сущность и воспитательное значение.

4. Значение пословиц и поговорок в жизни и в воспитательных традициях народов. Многозначность пословиц и поговорок как педагогических суждений.

5. Песни, загадки, сказки как средства народной педагогики. Пути их использования в воспитании детей на разных исторических этапах

6. Взаимосвязь таких форм народного воспитания как праздники, ритуалы, вечеринки, гулянья, трудовые традиции и т.д.

7. Воспитательное значение факторов народного воспитания:

А) Природа – среда обитания народа и мощнейший фактор всестороннего воспитания подрастающего поколения людей.

Б) Слово – величайшее из человеческих духовных сокровищ. Воздействие словом на чувства, сознание, поведение человека.

В) Традиции как связующее звено между поколениями людей.

Г) Религия как стержневой фактор в формировании духовности человека. Воспитательный потенциал традиционных религиозных учений.

Д) Искусство как фактор народного воспитания.

Литература:

  1. Бестужев-Лада И.В. Как вырождаются и вымирают народы // Педагогика - № 7 – 2007. – С.93 -98.
  2. Г.Н. Волков. Этнопедагогика. – М.: Академия, 2003. С. 26 – 44., 62-107, 128-152.
  3. Забылин М.А. Русский народ: его обычаи, предания, обряды и суеверия. – М.: Эксмо, 2003. – 608 с.
  4. Кукушин В.С. Этнопедагогика. – М.: Модек, 2002.
  5. Мудрость народная. Жизнь человека в русском фольклоре. М., 1994.
  6. Никандров Н.Д. Православные традиции, семья, школа в современной школе // Педагогика - № 1 – 2005. – С. 3-5.
  7. Якубов Н.Н. Педагогическая мудрость народа // Народное образование. – 1995. - № 2. – С.10 -15.

Семинар 3

Семинар 4

Семинар 5

«Школа радости» В.А.Сухомлинского и ее значение

Семинар 6

Семинар 7

Педагогические идеи Н.И.Пирогова и Н.А.Добролюбова

Семинарские занятия

Семинар 1.

Образование и педагогическая мысль на Руси и в Русском государстве

В период средневековья

Цель:Выяснить и понять основные тенденции развития образования и педагогической мысли на Руси и в русском государстве в период средневековья.

План:

1. Общая характеристика отечественного образования и педагогической мысли в периоды среднего и позднего средневековья.

2. Народная педагогика и воспитание детей на Руси и в Русском государстве в Х – XVII веках.

3. Деятельность школ и других учебных заведений на Руси и в Русском государстве в Х – XVII веках.

4. Педагогическая мысль в древнерусской и русской литературе – историко-культурных памятниках Х – XVII веков.

Материал по образованию и педагогической мысли в русском государстве в период средневековья изучается в целом, а затем более подробно изучаются отдельные вопросы.

Задания:

1. Прочитать выразительно произведения русского фольклора, педагогические идеи мыслителей средневековья.

2. Написать рефераты по теме семинарского занятия. Список тем представлен отдельно.

3. Показать в виде схемы систему образовательных учреждений, сложившуюся в XVI - XVII веках в русском государстве.

4. Выписать педагогические идеи видных русских просветителей средневековья.

Литература:

1. Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства XIV - XVII веков / Сост С.Д.Бибишин, Б.Н.Митюров. – М.: Педагогика, 1985. С. 10-30; 61-83; 91-96; 260-300; 229-241.

2. Латышина Д.И. История педагогики. Воспитание и образование в России ( Х – начало ХХ века): учебное пособие. – М.: Форум, 1998. С8; 15; 28; 33; 41; 49; 61; 66; 93-107.

3. От азбуки Ивана Федорова до современного букваря / Сост. Богданов В.П., Карпюк Г.В. – М.: Просвещение, 1974.

4. Хрестоматия по истории школы и педагогики в России / Под ред. Ш.И.Ганелина. – М.: Просвещение, 1974. С. 5-8; 9-14; 15-30; 30-33.

Семинар 2

Особенности этнопедагогики и их учет в работе с младшими школьниками

Цель:Понять значение народной педагогики в зарождении, становлении и развитии отечественного образования.

План:

1. Основные направления формирования совершенного человека в народной педагогике.

2. Нравственные, умственные, трудовые, физические, патриотические, эстетические основы воспитания. Общие ценности разных народов.

3. Фольклор как средство народной педагогики, его сущность и воспитательное значение.

4. Значение пословиц и поговорок в жизни и в воспитательных традициях народов. Многозначность пословиц и поговорок как педагогических суждений.

5. Песни, загадки, сказки как средства народной педагогики. Пути их использования в воспитании детей на разных исторических этапах

6. Взаимосвязь таких форм народного воспитания как праздники, ритуалы, вечеринки, гулянья, трудовые традиции и т.д.

7. Воспитательное значение факторов народного воспитания:

А) Природа – среда обитания народа и мощнейший фактор всестороннего воспитания подрастающего поколения людей.

Б) Слово – величайшее из человеческих духовных сокровищ. Воздействие словом на чувства, сознание, поведение человека.

В) Традиции как связующее звено между поколениями людей.

Г) Религия как стержневой фактор в формировании духовности человека. Воспитательный потенциал традиционных религиозных учений.

Д) Искусство как фактор народного воспитания.

Литература:

  1. Бестужев-Лада И.В. Как вырождаются и вымирают народы // Педагогика - № 7 – 2007. – С.93 -98.
  2. Г.Н. Волков. Этнопедагогика. – М.: Академия, 2003. С. 26 – 44., 62-107, 128-152.
  3. Забылин М.А. Русский народ: его обычаи, предания, обряды и суеверия. – М.: Эксмо, 2003. – 608 с.
  4. Кукушин В.С. Этнопедагогика. – М.: Модек, 2002.
  5. Мудрость народная. Жизнь человека в русском фольклоре. М., 1994.
  6. Никандров Н.Д. Православные традиции, семья, школа в современной школе // Педагогика - № 1 – 2005. – С. 3-5.
  7. Якубов Н.Н. Педагогическая мудрость народа // Народное образование. – 1995. - № 2. – С.10 -15.

Семинар 3

Наши рекомендации