Воспитание и обучение на руси
(с древнейших времен до XVII века включительно)
ПЛАН
1. Воспитание и обучение у древних славян.
2. Обучение и школы в Киевском государстве.
3. Просвещение и обучение на Руси в XII-XV вв.
4. Просвещение, школа и педагогическая мысль в Русском государстве в ХУ-ХУ1 вв.
5. Рост просвещения в Русском государстве в XVII веке.
Славянские народы, в состав которых входили и древнерусские племена, как и все народы Земли тысячелетиями создавали особенный уклад жизни. Характерный для всего первобытного общества порядок воспитания и обучения детей был присущ и древним славянам, однако имелась и специфика в организации этих процессов.
У древнерусского населения сложилась и стала традиционной своя возрастная периодизация, сообщающая определенный порядок процессам воспитания и обучения.
До 8 лет дети воспитывались в домашних условиях в атмосфере труда, обрядов, поэтического слова: колыбельной песни, сказки, заклинания.
С 6-7 лет мальчики переходили от женского к мужскому воспитанию и обучению. Дошедшие до наших дней народные сказки и былины позволяют сделать вывод, что организованные формы обучения у древних славян напоминали обучение в "домах молодежи". Одним из основных методов воспитания были всевозможные состязания, испытания, преодоление препятствий. В программу входило и овладение грамотой: письмо и чтение с помощью "черт и резов" - своеобразного варианта пиктографического письма.
Итоговым методом проверки полученных знаний и умений был поединок-состязание с учителем.
Подростки 12-15 лет (отроки) продолжали образование в воинской дружине, обучались военному делу.
Девочки вели особую жизнь среди сверстниц, коллективно вырабатывая трудовые умения и навыки, усваивая моральные требования и нормы.
Основным средством воспитания у древних русичей были произведения устного народного творчества. Наиболее распространенным источником знаний и нравственных норм служили сказки. Обучение посредством сказок осуществлялось ненавязчиво, незаметно. Начало сказки создавало необходимый эмоциональный настрой, заинтересовывало в усвоении содержания. Характерный для сказок прием повтора способствовал легкому запоминанию. Настоящей "детской энциклопедией" были сказки о животных, знакомившие детей с окружающей природой и общественной жизнью. Значительную роль в обучении играли пословицы и загадки. В некоторых пословичных формулах отражалась необходимость самого процесса обучения, описывались некоторые методы обучения: "учить - ум точить", "учи других - сам поймешь", многие загадки связывались с умением производить простейшие арифметические действия.
Таким образом, народная традиция воспитания и обучения, созданная в древнерусском обществе, явилась первым этапом в развитии отечественной педагогической культуры.
Важный исторический этап развития педагогики связан с образованием феодального государства на Руси в 1Х-Х вв. Раннефеодальное государство Киевская Русь создало благоприятные предпосылки для развития культуры и просвещения.
С принятием христианства (988 г.) Киевская Русь наследовала зрелую культуру Византии, опережавшую по уровню развития школьного дела Западную Европу. Особенно сильным стимулом для развития просвещения в этот период было введение усовершенствованной азбуки (кириллицы), созданной с учетом фонетической системы древнеславянского языка. Если на Западе освоение грамоты шло через изучение латыни - языка, чуждого европейским народам по своей лексике, грамматическому и фонетическому строю, то на Руси, чтобы научиться читать, достаточно было знать азбуку. Народный и государственный языки совпадали, и это способствовало распространению грамотности. Многочисленные археологические находки, относящиеся к Х-Х1 вв. (деловые и бытовые записи кириллическими буквами на дереве, берестяные грамоты), позволяют судить о том, что в Киевской Руси грамотность проникла почти во все слои населения.
В этот период существуют два типа школ: училища элементарной грамоты, возникавшие обычно в среде дружинно-посадского населения зарождающихся городов, и дворцовые школы "учения книжного". Первая такая школа была основана при дворе князя Владимира Святославича уже в 988 году. В древнерусских летописях постоянно встречаются два разных термина: "грамоте научен" и "исполнен книжного учения", обозначавших два последовательных этапа в обучении. В начале XI века князь Ярослав Мудрый открывает школы "учения книжного" в Киеве, Новгороде, Смоленске, Галиче и других городах.
В Киевской Руси был значительный книжный фонд. Предположительно он составлял 130-140 тысяч томов. Среди них учебные книги: ''Псалтыри'', ''Измграды'' (то есть изумруды), ''Пчелы''. В них мы находим гуманные взгляды на воспитание детей. Например, в "Пчеле", являющейся своеобразной хрестоматией по нравственному воспитанию средневековья, есть специальные разделы: "Об учении и беседе", "О трудолюбии", "О почитании родителей", "О памяти" и др., которые свидетельствуют, что в это время проблемы обучения и воспитания были очень злободневны. Чтение книги считалось на Руси делом трудоемким: работающий с книгой сравнивался с ныряльщиком за жемчугом. Под руководством учителя-мастера ученики школ "учения книжного" составляли, набело переписывали, переплетали рукописную книгу. Безусловно, совместная деятельность учителя и ученика по изготовлению учебной книги являлась прекрасным методом обучения и воспитания.
О целях, методах и задачах воспитания в Киевской Руси повествуют дошедшие до наших дней литературно-педагогические памятники. Одним из древнейших является"Изборник Святослава" 1073 г.Главная его задача - познакомить новопредставленных христиан с христианскими идеями и представлениями, а также в достаточно краткой и легкой форме помочь овладеть некоторым уровнем просвещения. В "Изборнике" помещен серьезный математический трактат Аристотеля и оригинальное сочинение киевлянина по методике чтения. Книга была роскошно издана и богато иллюстрирована.
Большой интерес в области методики обучения в Киевской Руси представляет замечательное сочинение"Учение им же ведати человеку числа всех лет",написанное Кириком Новгородцем. Это сочинение свидетельствует о высоком уровне развития методики преподавания того времени. Главная задача обучения - развить абстрактное мышление учащихся. Кирик также подчеркивает принцип постепенности и последовательности обучения: "Как понемногу создается город и делается большим, так и знание понемногу растет".
Оригинальным педагогическим памятником XII века является "Поучение детям" князя Владимира Мономаха''. Основной мотив этого произведения - призыв к труду и упрочнению нравственных норм. И по сей день современно звучат отрывки из этого великого произведения: "Лжи остерегайтесь, и пьянства, и блуда, от того ведь душа погибает и тело. Напоите и накормите нищего. Не пропусти человека, не поприветствовав его, и доброе слово ему молвите..."
В плане содержания образования Владимир Мономах интересовался вопросами естествознания и философии: "Како небо устроено, как ли солнце, како луна, и тьма, и свет, и земля на водах положена".
Особой популярностью с Х века пользовались идеи византийского проповедника Иоанна Златоуста. Его творения дошли до нас в составе учительских сборников, называвшихся "Златоусты" и "Златоструи". Мысли о воспитании и обучении, исходившие от Златоуста, в условиях древнерусского государства были развиты Кириллом Туровским. Его идеи оказали прямое влияние на обучение в монастырских и церковные школах. Кирилл Туровский отстаивал дедуктивный способ обучения, ведущий от книжного знания к практической деятельности.
Школа и педагогическая мысль, получившая высокое развитие в Х-Х11 вв., с установившимся в XIII веке золотоордынским игом попали в такие условия, когда речь должна была идти не о развитии, а о сохранении книжной культуры.
На Руси на долгое время исчезают государственные школы. В Новгороде, Твери, Владимире и некоторых городах, менее пострадавших от золотоордынского ига, получили развитие училища мастеров грамоты. Элементарной грамоте мастера этого дела обучали у себя на дому, опираясь на народную традицию домашнего образования. Странствующие мастера грамоты приглашались родителями в свои дома и становились домашними учителями. Лучшие мастера грамоты вели обучение на высоком методическом уровне, опираясь на народно-педагогические методы обучения.
При обучении грамоте, например, широко использовалась наглядность, прием повтора; в качестве учебного текста часто использовался детский фольклор. Обучение счету велось устно и на абаке (древнейший прообраз современных счетов), изучались цифровые алфавиты.
В качестве писчего материала использовалась береста. Археологами найдено значительное количество ученических берестяных грамот с записью упражнений в написании букв, слогов, предложений, цифровых алфавитов; с изображением детских рисунков. К числу находок относятся и первоначальные пособия по изучению грамоты, например, пятиугольная цера - специально обработанная дощечка с вырезанной на ней азбукой. Как утверждают археологи, такие азбуки изготовлялись на продажу. Обучение в народе считалось делом важным, и первоначальные учебные пособия пользовались широким спросом.
Со второй половины XIV века активное участие в деле организации центров просвещения занимает духовенство. В труднодоступных для отрядов золотоордынцев местах создаются монастыри-пустоши, которые становятся своеобразными центрами просвещения. Зачинателем этого движения был великий русский просветитель Сергий Радонежский. В монастырях осуществлялось традиционное средневековое воспитание и обучение, содержание которого можно представить в следующей схеме:
Строение домовое (наука о хозяйстве и домоводстве) | Строение душевное (наука о спасении души) | Строение мирское (наука о гражданском общежитии) |
Основным педагогическим методом в монастырях было нравственное самосовершенствование человека.
Монастыри в этот период помогали растить культурные силы страны и собирать их под знаменем освобождения от золотоордынского ига.
Качественно новый этап в развитии просвещения и школы в Русском государстве начинается в XY-XYI вв. На огромной территории в этот период шел процесс образования единого централизованного государства, центром которого становится Московское княжество. В 1480 г. ордынское иго окончательно свергнуто. Московская Русь становится могучей державой, в которой резко возрастает потребность в высокообразованных работниках. Наиболее образованными людьми своего времени высказывается мысль о необходимости создания организованной системы училищ.
Заметно оживляется деятельность "мастеров грамоты", в задачу которых входит "книги писати и учити ученика грамотной хитрости".
Стоглавый Собор (1551 г.) отмечал сложившуюся практику домашнего обучения и воспитания и постановил создавать школы повышенного типа в домах священников и дьяконов.
Вершиной педагогической мысли о семейно-школьном воспитании русского средневековья явился"Домострой" (XVI в.) - сборник наставлений, составленный известным политическим деятелем из окружения Ивана Грозного - попом Сильвестром. В "Домострое" подведен итог почти тысячелетнего опыта семейного воспитания на Руси. Священной обязанностью родителей провозглашалось воспитание детей с младенческого возраста и контроль за всем ходом их обучения. "Домострой" прежде всего требовал любви к детям, заботы, понимания их возрастных и индивидуальных особенностей: "чад своих якоже зеницу ока и яко своя душа сберегайте". Понятие "наказание" трактовалось, в первую очередь, как словесный наказ. Наказание "битьем" воспринималось как крайнее средство. Предлагалась весьма поучительная методика наказаний: во-первых, необходимо тщательно изучить проступок, наказывая не по прихоти своей, а лишь "по вине", во-вторых, необходимо наказывать, не унижая человеческого достоинства ребенка "не перед людьми, наедине".
В целом, "Домострой" играл важную роль в деле нравственного воспитания детей, подготовке их к школьному обучению и к практической жизни.
Особую роль в развитии просвещения на Руси сыграло распространение книгопечатания. В 1574 году Иван Федоров издал Букварь, в котором содержались азбука, тексты для чтения и некоторые сведения по грамматике. Им же была напечатана книга по типу азбуки "Начало учения детям, хотящим разумети писание". Выход в свет "Азбуки" И. Федорова стал ярким свидетельством развития отечественной педагогической мысли, показателем благородных устремлений передовых людей XVI века к распространению образования.
Начало XVII века становится качественно новым этапом в развитии культуры и просвещения Руси. В государстве образуется монархическая форма правления. В процессе развития ремесел, мануфактурного производства начинают складываться новые рыночные отношения. Московское государство активно вступает во внешние международные связи, втягивается в западноевропейскую1 культуру.
Возрастает потребность в большем числе грамотных людей. Важную роль в распространении знаний сыграл печатный букварь Василия Федоровича Бурцева, первое издание которого вышло в 1634 г. Издавая букварь, Василий Бурцев полагал, что изучая азбуку, учащиеся должны руководствоваться наглядным восприятием мира, и эта идея нашла отражение в структуре и оформлении букваря.
В этот же период выходят пособия по грамматике Мелентия Смотрицкого, ряд толковых словарей, часословов и других учебных пособий, а также значительное число азбуковников - безымянных рукописных сборников, носивших поучительный, справочно-энциклопедический характер. Они включали в себя азбуку, прописи, грамматику, а кроме того правила поведения детей и справочные данные по различным областям знаний.
Вместе с тем, книги по-прежнему стоили очень дорого. Например, азбука стоила 1 руб., грамматика - 50 коп., а псалтырь 53,5 коп. Стоимость быка в это время равнялась 54 коп. За книгу справочного характера давали 30 овец и лошадь.
Во второй половине XVII века произошло воссоединение Украины с Россией, и это событие оказало благотворное влияние на развитие школ и просвещения.
Украина и Белоруссия были тесно связаны с европейскими традициями в организации просвещения, и благодаря воссоединению с этими бывшими древнерусскими землями, Россия получила возможность знакомства с европейскими тенденциями образования.
Уже с XVI века на Украине и в Белоруссии существуют школы, создаваемые особыми национальными организациями - братствами и получившие название братских школ. В этих школах обучались дети• всех сословий, в основе обучения лежала "Грамматика славянского языка". Только освоив родной язык, учащиеся переходили к изучению классической латыни. Первая украинская братская школа возникла во Львове в 1586 г., а в 1615 г. открывается братская школа в Киеве. На ее базе в 1632 г. создается первое в России высшее учебное заведение - Киево-братская коллегия, получившая затем права академии. Выпускники коллегии открывали во второй половине XVII века школы в Москве и других городах России.
Под влиянием западноевропейских традиций в России возникают грамматические школы, в которых кроме языков обучали риторике, пиитике, стихосложению и другим "свободным художествам".
Одна за другой возникают славяно-греко-латинские школы. где изучался тот же курс наук, что и на артистическом факультете западноевропейких факультетов. Такими были школы Епифания Славинецкого в Чудовом монастыре Кремля (1650), школа Арсения Грека, основанная в стенах патриаршего дома (1654), школа в Спасском монастыре, открытая в середине 60-х гг. Симеоном Полоцким и другие.
Эта подготовительная работа дала возможность открыть в Москве в 1687 г. высшее учебное заведение - Славяно-греко-латинскую академию. В стенах Академии изучались семь свободных искусств, богословие, право, то есть это было учебное заведение, построенное по типу западноевропейских университетов. Преподавались в ней и элементы медико-хирургического дела.
В целом систему школ, сложившуюся в России во второй половине XVII века,можно представить в следующей таблице: