Школа и педагогическая мысль в эпоху возрождения.
Рост производства, торговли, городов, морские путешествия 14-16 веков дали толчок развитию математики, астрономии, механики, географии. В эпоху Возрождения из грамматики выделяются литература и история, как зародыши самостоятельных наук; начинают усиленно изучаться греческий и латинский языки, усиливается значение родных языков.
Педагогика характеризуется большим вниманием к ребенку, как к развивающемуся человеку. Задачей воспитания становится развитие личности. Поэтому педагогика этого времени называется гуманистической.
В образовании на первый план выдвигается изучение классической античной литературы и природы вместо религии. Продолжают развиваться городские школы для детей купцов и ремесленников. Появляются школы для девочек. К концу эпохи Возрождения первоначальное обучение все чаще ведется на родном языке учащихся.
Наряду с начальными школами в 16 веке появляются повышенные (латинские) школы и средние - с 8-10летним обучением (иезуитские коллегиумы, гимназии). Значительно возрастает количество университетов.
Педагоги - гуманисты эпохи Возрождения - выдвигали требования развития активности, самодеятельности и творчества ребенка.
Витторио да Фильтре (1378-1446) организовал школу под названием «Дом радости», в которой большое внимание обращалось на простоту и изящество школьного здания, обилие света и воздуха, украшение школы картинами и цветами. Педагог уделял особое внимание физическому воспитанию (закаливание, физические упражнения) и самодеятельности детей.
Французский писатель - гуманист Франсуа Рабле в своем романе «Гаргантюа и Пантагрюэль» рассказывает как король - великан - для воспитания своего сына пригласил ученых-схоластов. Они медленно учили Гаргантюа азбуке, заставляя бессмысленно выучивать и пересказывать в любом порядке учебники грамматики и риторики. Он много ел, спал, почти не гулял, много молился и учился только час в день. В результате Гаргантюа стал толстым и неповоротливым, совершенно глупым, бестолковым и странным. Тогда, прогнав схоластов, отец пригласил учителя гуманиста. Жизнь Гаргантюа резко переменилась: он стал много заниматься физическими упражнениями, под руководством учителя совершал прогулки на природу и собирал гербарии; наблюдая за небесными светилами, он изучал астрономию. Путем бесед с применением наглядных пособий, чтения книг Гаргантюа изучает многочисленные предметы и упражняется в применении знаний в жизни.
Мишель Монтень (1533-1592) в своих «Опытах» высмеял феодализм и педантизм схоластического образования, противопоставив ему идею развития активности, самостоятельности мышления и самодеятельности детей. Он придавал большое значение физическому воспитанию, тесно увязывая его с умственным и эстетическим.
«Золотая Книжка столь же полезная, как и забавная, о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопии» Томаса Мора (1478-1535), вышедшая в 1516 году, наряду с критикой существующего строя дает описание социалистического общества.
Т. Мор уделяет достаточное внимание вопросам воспитания. На острове всем детям дается хорошее воспитание и первоначальное обучение. Свободное время граждане проводят в библиотеках и музеях, занимаясь самообразованием. Утопийцы владеют всеми науками своего времени.
Образование ведется на родном языке. В школах преподается чтение, письмо, арифметика, геометрия, астрономия, музыка, диалектика, естествознание. Астрономия изучается с помощью наглядных пособий.
Наиболее способные юноши по рекомендации учителей и народа отбираются для занятий науками и искусствами, но если они не оправдывают надежд, их отправляют на физические работы. И наоборот, ремесленники, получившие путем самообразования глубокие знания, переводятся в «класс ученых».
Т. Мор был сторонником афинской системы физического воспитания: развитие путем гимнастики и военных упражнений здорового, сильного, красивого тела. Наряду с физическим необходимо и трудовое воспитание детей. Они изучают в школах земледелие теоретически и знакомятся с ним практически, работая на окружающих город полях. Каждый утопиец обязан овладеть как минимум одним ремеслом.