Зарождение педагогической теории в Древней Греции
Древнегреческие ученые и философы Сократ, Платон и Аристотель в своих трудах весьма отчетливо выразили свои мысли о воспитании и обучении.
Сократ (469-399 гг. До н.э.) - философ - идеалист, несмотря на свое происхождение (сын бедного ремесленника-ваятеля), был идеологом консервативной земельной аристократии. Этим объясняются его философские и педагогические воззрения. Он считал, что строение мира, физическая природа вещей непознаваемы, что люди могут познать только самих себя, что существуют вообще вечные и неизменные нравственные понятия.
Целью воспитания, по мнению Сократа, должно быть не изучение природы вещей, а познание самого себя, совершенствование нравственности.
Сократ вел беседы по вопросам нравственности, побуждая слушателей путем вопросов и ответов отыскать «истину» самим, не давая им готовых положений, выводов. Этот метод беседы был назван «сократическим». Он сыграл положительную роль в развитии методики обучения.
Платон (428-347 гг. до н. э.) - философ - идеалист, ученик Сократа. Известен в философии своим учением об идеях. Он считал первичным «мир идей», а мир чувственных вещей - вторичным.
Воспитание, говорит Платон, должно быть организовано государством и соответствовать интересам господствующего класса - рабовладельцам. В своей педагогической теории он стремился объединить некоторые черты спартанской и афинской школы.
Платон был сторонником общественного воспитания детей с самого раннего возраста. По его мнению дети с 3 до 6 лет должны под руководством назначенных воспитательниц заниматься на организованных площадках. Игре, как средству воспитания, тщательному подбору материала для рассказывания, Платон придавал большое значение. С 7 до 12 лет дети должны посещать государственную школу, где обучаться чтению, письму, счету, музыке и пению. С 12 до 16 лет дети должны посещать школы - палестры, где занимались помимо прочего физическими упражнениями. После палестры юноши до 18 лет изучают арифметику, геометрию и астрономию, преимущественно с практическими целями (подготовка воина). С 18 до 20 лет - эфебия, т.е. военно-гимнастическая подготовка. С 20 лет юноши не проявившие склонности к умственным занятиям, становятся воинами. Меньшая часть юношей, проявивших способности к отвлеченному мышлению, проходят до 30 лет высшую ступень образования, изучая философию, арифметику, геометрию, астрономию, а также теорию музыки, но уже не с практическими целями, а в философско-теоретическом плане. Они готовятся к государственным должностям. Некоторые, проявившие исключительные дарования, продолжают философское образование еще 5 лет, после чего с 35 до 50 лет становятся правителями государства. После 50 лет они освобождаются от участия в управлении для дальнейшего самоуглубления и созерцания.
Большое значение Платон придавал физическому воспитанию женщин, подобно тому как это было в Спарте.
Аристотель (384-322 гг. до н. .э.) - в противоположность своему учителю Платону, признавал, что мир един и идеи вещей неотделимы от самих вещей. В человеке Аристотель различал тело и душу, которые существуют нераздельно, как материя и форма. По Аристотелю, существует три вида души:
1. растительная, которая проявляется в питании и размножении,
2. животная, которая сверх свойств растительных проявляется в ощущениях и желаниях,
3. разумная, которая сверх растительных и животных свойств характеризуется еще мышлением или познанием. В человеке животная часть души, поскольку она подчинена разуму, может быть названа волей.
Трем родам души, по Аристотелю, соответствуют три стороны воспитания: физическое, нравственное и умственное.
Цель воспитания, по его мнению, состоит в развитии высших сторон души - разумной и волевой. Человеку природа дает лишь зародыши способностей, возможности развития осуществляются воспитанием.
Аристотель сделал первую в истории педагогической мысли попытку установить возрастную периодизацию. Он делит жизнь подрастающего человека на три периода:
1. до 7 лет. До 7 лет дети должны воспитываться в семье. Он указывал на необходимость кормить ребенка соответствующей его возраста пищей, на гигиеническую важность движений, на желательность постепенного закаливания ребенка.
2. с 7 до 14 лет (наступление половой зрелости). В этом возрасте ребенок должен посещать государственную школу. Физическое воспитание должно предшествовать умственному. Аристотель считает, что физическое, нравственное и умственное воспитание взаимосвязаны друг с другом. Во время начального обучения, кроме гимнастики, следует, по его мнению, обучать чтению, письму, грамматике, рисованию и музыке. Юноши должны получить в школе серьезное образование: изучить литературу, историю, философию, математику, астрономию и музыку.
3. от наступления половой зрелости до 21 года.
Женщины, природа которых, по мнению Аристотеля, отличается от природы мужчин, не получают такого же как они образования.
В области нравственного воспитания Аристотель придавал большое значение нравственным навыкам и упражнениям в нравственных поступках.
Для выработки добродетели необходимы продуманные упражнения в справедливом и хорошем, нужна привычка, постоянное действие, а из привычки, из навыка образуется нравственное поведение.
Вершиной древнегреческой философии явились взгляды философа-материалиста Демокрита (460-370 гг.до.н.э.) (создатель атомистической теории). Он много внимания уделяет в своих трудах вопросам воспитания, обращается к законам природы, к подлинному знанию, которое разрушает суеверие и страх.
Одним из первых Демокрит выдвинул вопрос о природосообразности воспитания. Он первый подчеркнул огромную роль труда в воспитании подрастающего поколения.