Школа и школьная политика в 1917-1930 гг.

Реформирования школьного образования в 1917–1930 гг. касался, в первую очередь, поиска новой структуры для среднего образования. История советской школы началась с выпущенного в 1917 году Народным комиссариатом по просвещению «Обращения к населению», в которомуказывалось, что первой целью новой власти является достижение в кратчайшие сроки всеобщей грамотности населения за счет организации сетишкол, отвечающих требованиям всеобщего обязательного бесплатного обучения, организации единой для всех и абсолютно светской школы и пр., атакже утвержденного 30.09.1918 г. ВЦИК «Положения о единой трудовойшколе РСФСР», призванной заменить собой все ранее существовавшие общеобразовательные учреждения. По данному постановлению школа предполагалась двухступенчатой: первая (пятилетняя) ступень для детей от 8 до13 лет; вторая (четырехлетняя) ступень для детей от 13 до 17 лет. Однако ничего этого не произошло. В течение последующих лет представление о структуре общего образования неоднократно менялось.

На смену введенным еще Александром I церковно-приходским школам, уездным училищам и гимназиям приходят новыеучреждения: церковно-приходские школы заменяются сельскими, а местоуездных училищ и гимназий занимает ЕТШ — единая трудовая школа. Припоследней возникает сеть детских домов — школ для «неблагополучных», ограничивающая их общение с «нормальными» сверстниками.

В течение 1920-х годов дореволюционная структура школьного образования была фактически ликвидирована. «Положением о единой трудовойшколе» и «Декларацией о единой трудовой школе» (октябрь 1918 г.) вводилась единая система совместного и бесплатного общего образования с двумяступенями: 1-я ступень – 5 лет обучения и 2-я ступень – 4 года обучения. Провозглашались право всех граждан на образование независимо от расовой, национальной принадлежности и социального положения, равенство в образовании женщины и мужчины, школа на родном языке, безусловность светского обучения, обучение на основе соединения с производительным трудом.

О достижениях советской власти в сфере организации и распространения просвещения говорит тот факт, что за короткий период, 1918—1920 годы, несмотря на трудные военные условия, в стране выросло число школ и учащихся. Особенно быстро росло число средних школ. Наиболее быстрый рост числа средних школ происходил в сельских местностях. Таким образом, новая структура народного образования преследовала главную цель – повысить доступность образования для разных слоев населения и ликвидировать безграмотность среди взрослого населения страны.

Начальном этапе (1917 – начало 30-х гг.) главной задачей, стоявшей перед большевиками в области просвещения, было устранениепережитков империализма и классовости в рамках школьного образования.

В 1918 году вышел ряд правительственных документов, которые должныбыли стать законодательной основой школьной реформы: об отделении церкви от государства и школы от церкви, о праве нерусских народов открывать учебно-воспитательные учреждения с преподаванием на родном языке, овведении во всех типах школ совместного обучения и др. Формирующаяся наданном этапе система воспитывает, прежде всего, члена коллектива, жертвующего собственными интересами в пользу общественных.

В частности, идеи растворения личности в коллективе прослеживаются в работах главных идеологов советского образования П.П. Блонского и Н.К. Крупской.

Как уже говорилось ранее, создание советской школы предусматривало становление не только нового содержания, но и новых методов общего образования, что выражалось в появлении новых учебных программ, учебной литературе для учащихся и методических пособий для учителей.

Так, основной формой организации учебной работы в начальной и средней школе с 1920-х годов постепенно становился урок со строго определенным расписанием занятий и твердым составом учащихся при ведущей ролиучителя.

Ведущее место в советской школе занимает коммунистическое воспитание учащихся, усвоение ими политических знаний как на уроках, так и в процессе внеклассной и внешкольной работы.

За основу советской системы образования, та-

ким образом, была взята модель единой трудовой школы, главными принципами которой являлись принцип политехнизма и идеологическая направленность воспитания подрастающего поколения страны.

Наши рекомендации