Педагогическая деятельность и педагогические взгляды Л.Н.Толстого (1828-1910).
Начало занятий с детьми в Яснополянском имении. Изучение школьного дела в Западной Европе. Открытие школы в Ясной поляне. Издание журнала «Ясная поляна». Издание «Азбуки» и «Новой азбуки». Разработка теоретических и практических основ свободного обучения и воспитания.
О с н о в н ы е и д е и и п о н я т и я : Образование как феномен культуры, детство как особый мир. Неэффективность образования, построенного на насильственной передаче знаний. Гуманистическое воспитание. Непрерывное нравственное самосовершенствование. Опора в образовании на собственный опыт ученика. Свобода в организации школ. Свобода как педагогический принцип. Свобода – результат педагогических усилий. Сознательное усвоение знаний. Обобщение знаний. Опора на интересы детей. Учет возрастных и индивидуальных особенностей детей. Разнообразие методов обучения. Наглядность. Хорошие взаимоотношения учителя с учеником. Живое слово учителя. Дисциплина в классе, основанная на увлечении детьми работой. Самосовершенствование учителя в процессе обучения и воспитания детей.
О с н о в н ы е т р у д ы : «Яснополянская школа за ноябрь и декабрь месяцы», «Общие замечания для учителя», «О воспитании» (Ответ на письмо В.Ф.Булгакова), «О народном образовании», «Роль примера и подражания в воспитании»(Письмо неизвестной).
Т е м а 8. К. Д.Ушинский – основоположник русской научной педагогики
(1824 – 1871).
Х а р а к т е р и с т и к а э п о х и: Отмена крепостного права (1861). Административная, военная , юридическая реформы. Реформы образования.
Жизнь и педагогическая деятельность Константина Дмитриевича Ушинского. Цель воспитания. Идея народности и народной школы К.Д.Ушинский о труде и его воспитательном значении. Нравственное воспитание. К.Д.Ушинский о педагогике как науке и искусство воспитания. Дидактические взгляды Ушинского. Учитель и его подготовка.
О с н о в н ы е п о н я т и я и и д е и : Тула, Новгород-Сиверская гимназия, Московский университет, юридический факультет. Демидовский юридический лицей (Ярославль). Профессор камеральных наук. Чиновник департамента духовных иностранных вероисповеданий Министерства внутренних дел. Журналы - «Современник», «Вестник Географического общества», «Библиотека для чтения». Ежемесячные обзоры развития науки, искусства и культуры в странах Европы и Америки. Инспектор Гатчинского сиротского института. Инспектор классов Смольного института благородных девиц. Реформа Смольного института. Издание педагогических трудов. Редактирование «Журнала Министерства народного просвещения». Изучение состояния женского образования за границей и постановки начального обучения в Швейцарии. Общественная деятельность.
«Сделать как можно больше пользы моему отечеству». Извлечь народ из «мрака нищеты и невежества». «Хорошее воспитание» может избавить народ от многих зол».Цель воспитания – духовное развитие человека с опорой на культурно-исторические традиции народа, на особенности его национального воспитания. Народное воспитание. Народный идеал воспитания. Потребность каждого народа в собственной системе обучения и воспитания со своими отличительными национальными чертами и творческими проявлениями. Общественное мнение в деле воспитания – единственная прочная основа всяких улучшений в деле воспитания. Принципы воспитания применительно к России - приоритет родного языка как предмета школьного образования. История, родная литература, география – предметы, дающие знания о своем народе, воспитывающие патриотизм. Подготовка к трудовой деятельности – вхождение в народную жизнь. Труд как ведущий фактор развития личности. Трудовое воспитание – уважение и любовь к труду, привычка к труду, возможность найти полезный труд, неутолимая жажда труда. Физический и умственный труд. Основа нравственности – патриотизм. Воспитание нравственных привычек. Учебный труд. Предмет воспитания - человек как таковой. Антропологические науки (анатомия, физиология, психология, логика, философия, география, статистика, политическая экономия, история) – фундамент педагогики. Овладение антропологическими науками - необходимое условие превращения педагогики в искусство. Философская идея – основание и руководство воспитанием. Формальное и материальное образование. Обучение – средство воспитания.
Учение – труд, требующий волевых усилий ученика. Активное и пассивное внимание. Развитие памяти ученика. Принципы дидактики - «необходимы условия преподавания» : своевременность; постепенность; органичность; постоянство; твердость усвоения; ясность; самодеятельность учащегося; отсутствие чрезмерной напряженности и чрезмерной легкости; нравственность; полезность. Знание возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, методики преподавания, постоянная разумная деятельность детей - главные условия классной дисциплины. Разработка методики первоначального обучения. Умение учителя « воспитывать ученика своим предметом». Учитель – личность, с твердыми убеждениями, постоянно совершенствующийся в психологии, педагогике, методике преподавания. Учительская семинария. Педагогический факультет.
О с н о в н ы е т р у д ы: «Детский мир», «Родное слово. Книга для учащих», «О пользе педагогической литературы», «Педагогическая антропология», «О народности в общественном воспитании», «О нравственном элементе в русском воспитании», «О необходимости сделать русские школы русскими», «Вопросы о народных школах», «Родное слово», «Труд в его психическом и воспитательном значении», «Три элемента школы», «Проект учительской семинарии».
Т е м а 9.Реформаторская педагогика в Западной Европеи США в конце Х1Х– ХХ вв.
Движение за реформу школы. Разработка новых идей и направлений в педагогике. Несоответствие традиционной школы, практики воспитания и обучения новым экономическим и политическим требованиям. Реформаторская педагогика - пересмотр функции воспитания и образования; расширение образования; обновление содержания образования; обращение к личности ребенка; развитие и саморазвитие индивида; меры свободы и принуждения в воспитании; взаимодействие индивидуального и коллективного воспитания. Движение «новых школ» - «школа учебы», «школа труда», «свободная школа». Альтернативная педагогика.
Основные представители реформаторской педагогики:
Джон Дьюи (1859 – 1952 ) –американский философ, социолог, психолог, педагог.
О с н о в н ы е п о н я т и я и и д е и : Прагматическая педагогика. Педоцентризм. Опора в обучении на интересы и инстинкты детей. Широкое применение труда в обучении. Проблемный характер обучения. Учебный процесс – деятельность, формирующая личный опыт. Школа – полноценная жизнь ребенка. Исходить из инстинктов ребенка: инстинкта делания, исследовательского инстинкта, художественного инстинкта, социального инстинкта. Прагматический подход - истинно то, что полезно, обогащает опыт ребенка. Воспитание в процессе труда, развития активности ребенка. Методы воспитания вытекают из предмета труда и детского опыта, из саморазвития личности. Самостоятельность, эмоциональное самочувствие, переживание чувства удовлетворенности от трудового процесса и результатов труда. Уважительное отношение между педагогами и детьми. Овладение опытом сотрудничества, взаимопомощи, взаимного уважения, внимательного отношения к людям и вещам, к жизни в общине, к осознанной свободе в личностном и профессиональном самоопределении.
О с н о в н ы е т р у д ы : «Школа и общество