Понятие о коррекционной педагогике, её объект, предмет и задачи. Принципы и основные направления коррекционно-педагогической работы.
Современная коррекционная педагогика как отрасль педагогической науки имеет своей основой дефектологию, но при этом ее объект и предмет несколько шире, чем у дефектологии. Дефектология является наукой о психофизических особенностях развития аномальных детей, закономерностях их обучения и воспитания. Аномальные дети - это дети, имеющие значительные отклонения от нормального физического и психического развития, вызванные серьезными или приобретенными дефектами, и вследствие этого нуждающиеся в специальных условиях обучения и воспитания. Дефектология включает: тифлопедагогику — воспитание и обучение слабовидящих и слепых людей; сурдопедагогику - воспитание и обучение слабослышащих, глухих и глухонемых людей; логопедию — воспитание и обучение людей с нарушениями речи; олигофренопедагогику - воспитание и обучение людей с недостатками и отклонениями в умственном развитии, а также имеет отрасли, изучающие нарушения опорно-двигательного аппарата, эмоционально-волевой сферы, множественные комбинированные нарушения и др.
Другим (альтернативным) названием дефектологии выступает специальная педагогика. Это — теория и практика специального (особого) образования лиц с отклонениями в физическом и психическом развитии, для которых образование в обычных педагогических условиях при помощи общепедагогических методов и средств затруднительно или невозможно.
В отечественной педагогике в последнее время более употребительным становится термин «коррекционная педагогика». Для термина «аномальные дети» также вводится ряд альтернативных понятий: дети с особенностями психофизического развития, с отклонениями в развитии, с патологией развития, с дизонтогенезом (нарушением индивидуального хода развития), с трудностями в обучении, с недостатками в умственном и физическом развитии, с особыми образовательными потребностями, лица с ограниченными возможностями здоровья и др. Коррекционная педагогика изучает особенности образования людей, имеющих отклонения в физическом или умственном развитии. Объектом коррекционной педагогики является личность ребенка, имеющего незначительные отклонения в психофизическом развитии (сенсорно-двигательной, соматической, интеллектуально-речевой сферах) или отклонения в поведении, затрудняющие его адекватную социализацию и школьную адаптацию (А.Д. Гонеев, 1999). Рассмотрим, как исследователи коррекционной педагогики определяют ее предмет.
Предмет коррекционной педагогики - процесс дифференциации обучения, воспитания и развития детей и подростков с недостатками в развитии и отклонениями в поведении, определение наиболее результативных путей, способов и средств, направленных на своевременное выявление, предупреждение и преодоление у них отклонений в развитии и поведении (А.Д. Гонеев и др., 1999). Предмет коррекционной педагогики — это виды, средства и способы коррекционного воздействия на отклонение в развитии (дефект) (Т.В. Варенова, 2003).
К наиболее общим задачам коррекционной педагогики относят (Т.В. Варенова, В.В. Хитрюк):
ü разработка концепций о сущности нарушений психофизического развития, путей их компенсации и коррекции;
ü изучение истории становления и развития коррекционно-педагогической деятельности с детьми, имеющими недостатки в психофизическом развитии или девиации в поведении;
ü разработка методов педагогического изучения детей и установление оптимальных условий для их развития;
ü определение целей, задач и основных направлений деятельности специальных коррекционно-развивающих учреждений и центров социальной защиты и реабилитации детей и подростков;
ü научно-методическая поддержка действующей системы учреждений специального образования (обновление содержания образования, создание коррекционно-развивающих программ и т.п.);
ü разработка технологий, методов, приемов и средств коррекционно-педагогического воздействия на личность;
ü создание учебно-методической базы для подготовки учителя к коррекционно-педагогической работе с детьми и подростками с недостатками в психофизическом развитии и девиациями в поведении;
ü изучение, обобщение и внедрение в практику передового педагогического опыта.
Определим основные специальные понятия коррекционной педагогики. Под дефектом обычно понимают физический или психический недостаток, вызывающий нарушение нормального развития ребенка. Недостаток определяется как неблагоприятное состояние, вызванное инвалидностью. Инвалидность — любое ограничение или отсутствие (в результате дефекта) способности выполнять какую-либо деятельность в соответствии с нормой.
«Аномальное» развитие — это развитие, отклоняющееся от нормы, от общей закономерности. Строго научного понятия «норма личности» не существует. Между нормальным типом поведения и патологическим (болезненным) находится множество переходных форм. У практически здорового ребенка могут наблюдаться проявления, состояния, формы поведения, отклоняющиеся от нормы. Это так называемые факторы риска, существующие в каждом возрастном периоде. Их коррекция — обязанность педагога.
В целом о недостатке, отклонении в развитии можно говорить тогда, когда возникает несоответствие возможностей человека общепринятым социальным ожиданиям, школьно-образовательным нормативам успешности, установленным в обществе нормам поведения и общения, то есть когда налицо ограничение социальных возможностей.
К основным понятиям коррекционной педагогики относятся «коррекция», «компенсация», «реабилитация», «адаптация».
Коррекция — система специальных и общепедагогических мер, направленных на ослабление или преодоление недостатков психофизического развития и отклонений в поведении у детей и подростков. Коррекцией называют как специфические педагогические действия, направленные на частичное исправление недостатка или преодоление дефекта, так и составную часть учебно-воспитательного процесса, направленную на изменение формирующейся личности ребенка.
Биологическим основанием коррекции являются процессы компенсации. Компенсация — процесс возмещения недоразвитых, нарушенных или утраченных функций за счет перестройки или усиленного использования сохранных функций. Компенсаторный процесс опирается на резервные или недостаточно задействованные возможности организма человека.
Понятия коррекции и компенсации связаны с понятием реабилитации. Реабилитация — есть система мер по обеспечению и/или восстановлению функций, компенсации их утраты или отсутствия, снятию функциональных ограничений. В частности социальная реабилитация — это система медико-педагогических мер, направленных на включение ребенка с отклонениями в развитии или поведении в социальную среду, в адекватные взаимоотношения со сверстниками и общественно полезную деятельность.
Адаптация — процесс приспособления индивида к изменившимся условиям или преодоление им возникающих трудностей. Школьная адаптация - процесс приспособления ребенка к условиям школьной жизни, к ее нормам и требованиям. Напротив, дезадаптация — это состояние невозможности приспособиться к изменившимся условиям или преодолеть возникающие трудности.
Коррекционно-педагогическая работа выступает той составной частью учебно-воспитательного процесса, которая направлена на изменение познавательных возможностей ребенка, его эмоционально-волевой сферы и личностных качеств. Необходимость такой работы обусловлена уже тем, что личность ребенка изменчива и не всегда формируется по восходящей линии. Более того, временные психологические трудности, эмоциональные расстройства и нарушения поведения встречаются у многих детей. Вместе с тем, дети, у которых возникающие психические расстройства и нарушения поведения носят затяжной и устойчивый характер, и, следовательно, искажают процесс нормального развития, требуют особого внимания и помощи со стороны педагогов, родителей, психологов, врачей.
На современном этапе выделяются следующие основные направления коррекционно-педагогической работы: корректирующие воздействия на ребенка средовыми (природными, социальными) факторами; коррекционная направленность учебного процесса; специальный подбор культурно-массовых и оздоровительных мероприятий; психогигиена семейного воспитания. Указанные направления коррекционно-педагогической работы реализуются с учетом следующих ее принципов.
· Принцип системности коррекционных, профилактических и развивающих задач.
· Принцип единства диагностики и коррекции.
· Принцип учета индивидуальных и возрастных особенностей ребенка.
· Принцип деятельностного подхода.
· Принцип комплексного использования методов и приемов коррекции.
· Принцип интеграции усилий ближайшего социального окружения...
Педагогическая коррекция осуществляется как общими методами воспитания (убеждение, беседа, упражнение, пример, поощрение, наказание, переключение, естественных последствий и др.), так и специальными мето-дами. К специальным методам относятся: субъективно-прагматический метод, метод возмещения, метод коррекции через труд и др. Так, сущность субъективно-прагматического метода (И.П. Подласый) основывается на создании условий, когда быть невоспитанным, необразованным, нарушать дисциплину не выгодно. Модификациями данного метода являются, например, контракты между воспитателями и воспитанниками, в которых определяются обязанности; программы самосовершенствования; профилактическая работа с детьми из «групп риска», включающая мониторинг их поведения, социального развития; штрафы (в баллах, очках), влекущие реальные наказания (денежные компенсации, лишение привилегий и т.п.). Широко применятся также и методы психологической коррекции: суггестивные и гетеросуггестивные методики, основанные на самовнушении и внушении; методики, обучающие управлению собой, укреплению своего нервно-психологического здоровья, рефлексии; методики групповой психокоррекции, в том числе разыгрывания ролевых ситуаций; методы арттерапии, социальной терапии, разрешения конфликтов, поведенческого тренинга и др.
Продуктивными технологиями воспитательно-коррекционной работы являются индивидуальное, групповое, семейное социально-педагогическое консультирование; индивидуальная или групповая психологическая терапия, а также социально-педагогическая поддержка и патронаж. Все названные выше методы, методики и технологии коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения личностного развития и поведения, направлены на развитие представлений о себе, своем будущем, формирование ценностных ориентаций и нравственных норм, коррекцию самооценки, агрессивности, развитие навыков взаимодействия с другими людьми. Это, в свою очередь, будет способствовать социальной реабилитации и интеграции детей в социум.