Основные виды обучения (программированное, проблемное, развивающее), их краткая характеристика.

Из истории дидактики известны следующие виды обучения: догматическое, объяснительно-иллюстративное обучение, проблемное обучение, программированное обучение. Ряд педагогов относят к видам (направлениям) обучения развивающее обучение. Виды обучения различаются характером взаимодействия преподавателя и учащихся, а также уровнем самостоятельности учащихся. Дадим их краткую характеристику.

Догматическое обучение основано на бездоказательном сообщении ученику готовых истин и механическом их заучивании и воспроизведении учеником. Широко применялось в средние века для усвоения религиозных знаний. Объяснительно-иллюстративное обучение — традиционное обучение, в основе которого лежит ассоциативно-рефлекторная концепция обучения, согласно которой учение определяется процессом образования в сознании человека различных ассоциаций (связей и отношений) между отдельными фактами и явлениями. Приобретение знаний мыслится как процесс, состоящий из охарактеризованной выше последовательности этапов усвоения знаний. Данный вид обучения реализует в большей степени знаниевую образовательную парадигму. Учитель (книга, средства информации и др.) сообщает учащимся готовую информацию. При этом изложение материала может сопровождаться показом таблиц, схем, демонстрацией опытов и т.п. Учитель не только сообщает готовые истины, но и объясняет, доказывает, рассуждает. Учение носит репродуктивный характер, так как основная задача ученика усвоить сообщаемую учителем информацию путем запоминания. Новые умственные и предметные действия усваиваются путем подражания действиям учителя в ходе многочисленных упражнений по образцу.

Основное преимущество данного вида обучения заключается в том, что оно экономит время и средства. Не смотря на прогрессивность объяснительно-иллюстративного обучения по сравнению с догматическим обучением, оно имеет немало отрицательных черт. Активно работает только учитель, он регламентирует каждый шаг ученика и навязывает свой темп обучения. У ученика не формируются познавательные интересы, мотивация учения. Цели учебной деятельности не всегда личностно значимы для ученика. Такое обучение мало развивает теоретическое и творческое мышление учащихся, не способствует формированию у них системы знаний и обобщенных умений (возможность совершать действия в измененных условиях), ориентирует ученика на исполнительскую деятельность.

Все названные выше недостатки объяснительно-иллюстративного обучения отсутствуют при проблемном обучении. Оно заключается в создании педагогом проблемных ситуаций, осознании, принятии и разрешении этих ситуаций в процессе совместной деятельности учащихся и учителя при максимальной самостоятельности учащихся и под общим руководством учителя, направляющего их деятельность. Учитель осуществляет преподавание в следующей последовательности: предлагает учащимся проблему в виде вопроса, опыта и т.п.; организует размышление учащихся над предложенной проблемой, принятие проблемы и формулирование проблемной задачи учащимися; организует решение учащимися проблемной задачи, их мыследеятельность и овладение способами приобретения знаний; обобщает полученное решение задачи, организует закрепление и применение усвоенных знаний для решения новых задач. Ученик в процессе проблемного обучения: осознает проблемную ситуацию; принимает и формулирует проблемную задачу; высказывает возможные варианты решения проблемной задачи, ищет верное решение, в результате чего приобретает новые знания и овладевает способами приобретения знаний; обобщает и закрепляет новые знания и способы их приобретения, применяет их для решения других задач.

Проблемное обучение активизирует и развивает мышление и другие познавательные процессы учащихся; развивает самостоятельность, ответственность, критичность и самокритичность, инициативность, нестандартность мышления; обеспечивает прочность приобретаемых знаний, способствует превращению знаний в убеждения. Кроме того, оно вызывает у учащихся интеллектуальные чувства, формирует познавательные интересы; дает более прочные знания, так как самостоятельно «открытые» истины не так быстро забываются. К «недостаткам» проблемного обучения обычно относят значительные временные затраты, а также тот факт, что разработка и применение технологии проблемного обучения требует от самого учителя знаний, педагогического мастерства, творчества в подготовке и проведении «проблемного» урока.

Программированное обучение — индивидуальное и самостоятельное обучение по заранее разработанной обучающей программе с помощью специальных средств обучения (программированного учебника, особых обучающих машин, компьютеров и др.), обеспечивающее каждому обучаемому возможность осуществления процесса учения в соответствии с индивидуальными особенностями. Для реализации программированного обучения учебный материал разбивается на порции или дозы информации, которые последовательно предъявляются обучаемому для усвоения (возможно с помощью технических средств обучения). Изучение каждой порции информации завершается самопроверкой усвоения. Если результаты проверки положительные, учащийся переходит к изучению следующей дозы информации.

Особая роль в программированном обучении принадлежит созданию пособий, в которых программируется не только учебный материал, но сам процесс усвоения, а также контроль результатов усвоения. Материальной основой программированного обучения является обучающая программа. Она выполняет ряд функций преподавателя: служит источником информации; организует учебный процесс; контролирует степень усвоения материала; регулирует темп изучения предмета; дает необходимые разъяснения; предупреждает ошибки и др.

К положительным моментам программированного обучения относятся: индивидуализация обучения, активизация самостоятельной работы учащихся, развитие их внимания, наблюдательности. Работа в соответствии с алгоритмом развивает логическое мышление учащихся, приводит знания в систему, упорядочивает их. Обратная связь обеспечивает прочность усвоения материала. Программированное обучение дает возможность использовать технические и электронные средства обучения (информационные технологии) и освобождает преподавателю время для творческой работы. Вместе с тем, абсолютизация программированного обучения, работа только по алгоритму приучает учащихся к исполнительской деятельности, отрицательно сказывается на развитии творческого мышления. Материал, рассчитанный на эмоциональное воздействие на учащихся, не может быть запрограммирован (восприятие художественного текста, поэзии, музыки и т.п.). При программированном обучении отсутствует групповая и коллективная работа, учитель выступает в роли консультанта. Не исключена вероятность угадывания правильного ответа из 3−5 предложенных.

Проблема соотношения обучения и развития была и остается одной из важнейших проблем педагогики. Решение ее в отечественной педагогике привело к созданию теории развивающего обучения, согласно которой развивающим признается обучение, создающее «зону ближайшего развития», направленное на развитие высших психических процессов (мышления, памяти, внимания и др.), формирование способностей ребенка в процессе сотрудничества с взрослыми и сверстниками. В процессе развивающего обучения ученик не только усваивает конкретные знания и умения, но и овладевает способами действий, учится конструировать и управлять своей учебной деятельностью.

В основе развивающего обучения лежит концепция развития психики под воздействием обучения Л.С. Выготского. В центре этой концепции находится утверждение о том, что «обучение может идти не только вслед за развитием, не только нога в ногу с ним, но может идти впереди развития, продвигая его дальше и вызывая в нем новообразования». Одна из основных целей развивающего обучения — умственное развитие ученика.Современная педагогическая наука располагает разными концепциями развивающего обучения. Так, по мнению П.Я. Гальперина и Н.Ф. Талызиной, развивающее обучение может быть организовано в соответствии с технологией поэтапного формирования умственных действий. Согласно концепции З.И. Калмыковой, развивающим является только такое обучение, которое формирует продуктивное или творческое мышление. Д.Н. Богоявленский, Е.Н. Кабанова-Меллер указывают, что основной задачей развивающего обучения является формирование у учащихся приемов учебной деятельности. Концепция развивающего обучения Н.Н. Поспелова ориентирована на формирование мыслительных операций. Наиболее разработаны, методически оснащены и известны в образовательной практике две системы развивающего обучения: Л.В. Занкова и Д.Б. Эльконина — В.В. Давыдова.

На основе обобщения существующих концепций и систем (технологий) развивающего обучения сформулированы (В.С. Кукушин и др.) общие психолого-педагогические принципы развивающего обучения: проблемность обучения; оптимальное развитие различных видов мышления (наглядно-действенного, наглядно-образного, словесно-логического); индивидуализация и дифференциация обучения; специальное формирование алгоритмических, эвристических и других приемов умственной деятельности; специальная организация мнемонической деятельности.

В настоящее время обучение представляет собой многосторонний процесс, включающий элементы различных видов обучения (В. Оконь). Это позволяет использовать преимущества того или иного вида обучения для каждой ступени образовательной системы, для каждой конкретной ситуации обучения сообразно возможностям и индивидуально-психологическим особенностям учащихся и самого педагога.

20. Технологии личностно ориентированного образования; их общая характеристика.

Попытки реализовать в обществе культурологическую, гуманистическую, антропологическую, детоцентристскую парадигмы и соответствующую им универсальную (личностно ориентированную) модель образования приводят к выделению в отечественной педагогической науке и образовательной практике такого направления (типа) обучения, как личностно ориентированное обучение. Теория личностно ориентированного обучения появилась в 90-е годы ХХ века не на пустом месте. Она является воплощением идей гуманистической философии, психологии (К. Роджерс, А. Маслоу, Р. Бернс и др.) и педагогики (М... Монтень, Э. Роттердамский, Ж.Ж. Руссо, Л.Н. Толстой, Д. Дьюи, М. Монтессори, С. Френе, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский и др.). В частности, большое значение для разработки теории и технологий личностно ориентированного обучения имели системы обучения и воспитания, предложенные в 60−80-е гг. ХХ века группой педагогов-новаторов (И.П. Иванов, В.Ф. Шаталов, Е.Н. Ильин, С.Н. Лысенкова, Н.Н. Палтышев, М.П. Щетинин, Ш.А. Амонашвили, И.П. Волков, Б.П. Никитин и др.). Современными исследователями личностно ориенти-рованного образования являются ученые-педагоги Е.В. Бондаревская, И.С. Якиманская, А.В. Хуторской и другие.

Главную особенность личностно ориентированного обучения, составляет «признание ученика главной действующей фигурой всего образовательного процесса» (И.С. Якиманская). Целью личностно ориентированного обучения выступает развитие индивидуальности. Иначе говоря, «в центре внимания педагога — уникальная целостная личность ребенка, стремящаяся к максимальной реализации своих возможностей (самоактуализации), открытая для восприятия нового опыта, способная на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях» (В.С. Кукушин и другие).

Основным принципом личностно ориентированного обучения является принцип субъектности ученика. Исходя из этого определяются содержание, методы обучения, а также стиль взаимоотношений учителя и ученика. Учитель не принуждает ученика изучать обязательный материал, а создает наилучшие условия для его саморазвития. В соответствии с этим ученику предоставляется возможность выбрать учебный материал, отвечающий его субъектности (целям, интересам, желаниям, способностям и т.д.). Ученик сам отбирает, изучает, анализирует, делает выводы. Упор делается не на запоминание, а на развитие самостоятельного мышления. При этом в содержание образования кроме научных знаний включаются методы и приемы познания, знания о том, как овладевать учебным материалом. Важно также понимать, что личностно ориентированное обучение невозможно без диагностики интеллектуального и духовного развития ученика.

Итак, педагог, осуществляющий этот тип обучения, нацелен на развитие личности ученика, проявляет внимание к его внутреннему миру, учитывает в процессе обучения субъектный опыт ученика. А.В. Хуторской сфор-мулировал принципы обучения, которые наряду с традиционными принципами характерны для личностно ориентированных технологий обучения:

· Принцип личностного целеполагания, предполагающий создание условий для самоопределения учащихся по отношению к изучаемому материалу, своим результатам обучения. Определяя собственные цели, учащиеся принимают ответственность за их достижение; повышается их мотивация; приобретаются навыки целеполагания.

· Принцип выбора индивидуальной образовательной траектории. Учащиеся имеют право выбора смысла, цели, содержания, темпа, методов, средств, форм, критериев оценки обучения. Создавая собственные образовательные продукты, ученик получает соответствующее развитие.

· Принцип метапредметных основ образовательного процесса. Педагог и учащиеся выходят за рамки своей учебной дисциплины, изучая фундаментальные образовательные объекты: закон, формула, экология и др.

· Принцип продуктивности обучения. Создание учащимися разнообразных когнитивных, творческих, оргдеятельностных продуктов, отличающихся от общепринятых образцов, является ценностью образовательного процесса.

o Принцип первичности образовательной продукции учащихся. Личностное содержание образования (идеи, версии, гипотезы, интерпретации и т.п.) опережает изучение общепринятых научных и культурных образцов.

o Принцип ситуативности обучения. Процесс обучения — последовательность ситуаций, в которых учащиеся ставят проблему, ищут ее решение, создают свой образовательный продукт, находятся в творческом поиске, соотносят свои результаты с аналогами.

o Принцип образовательной рефлексии. Предполагает осознание педагогом и учащимися своей деятельности, себя в образовательном процессе. Они как субъекты учебного процесса осознают смыслы, способы деятельности, оценивают свои результаты, обнаруживают затруднения и проблемы.

В целом для личностно ориентированного образования характерны диалогичность, деятельностно-творческий характер, поддержка индиви-дуального развития ребенка, предоставление ему необходимого пространства свободы для принятия самостоятельных решений, творчества, выбора содержания, способов обучения и поведения (Е.В. Бондаревская).

Осуществить личностно ориентированное обучение, по мнению Ю.В. Бондаревской, может учитель, который имеет ценностное отношение к ребенку, культуре, творчеству; проявляет гуманную педагогическую позицию; заботится об экологии детства, сохранении физического и духовного здоровья детей; умеет создавать и постоянно обогащать культурно-информационную и предметно-развивающую образовательную среду; работает с содержанием обучения, придавая ему личностно-смысловую направленность; владеет разнообразными педагогическими технологиями, направляя их в личностно-развивающее русло; проявляет заботу о развитии и поддержке индивидуальности каждого ребенка.

Примерами систем и технологий личностно ориентированного обучения являются: технологии педагогики сотрудничества, педагогическая система М. Монтессори, технология обучения в школе С. Френе, технология французских мастерских, технология кооперативного обучения, Дальтон-технология.

Наши рекомендации