Организация практических занятий по психологи
Практические занятия (лабораторные занятия) - заключаются в выполнении студентом под руководством преподавателя комплекса учебных заданий с целью усвоения научно-теоретической основы предмета, приобретения навыков творческой деятельности и овладение методами практической работы.
Классификации: I. По целевому назначению: ознакомительные (закрепление и конкретизация изученного материала); Аналитические (получение новой информаци на основе сформулированных методов. Напр, один испытуемый, а другой экспериментатор); Творческие лабораторные занятия (получ новую информацию, путем самостоятельных подходов решения задач). II. По формам организации: тренинг; занятие с решением типовых задач; занятие с решением ситуативных задач; занятие по моделированию реальных задач.
Структура:1) вводная часть (15-20 мин формулировка темы, изложение теоретических основ работы, требования к результатам, пробное выполнение задания под руководством преподавателя) 2) Основная (самостоятельное выполнение задания учеником 30-40 мин, текущий контроль, устранение трудностей) 3)Заключительная (20-25 мин, подведение итогов, оценка результатов, выдача рекомендаций, сбор отчетов).
Критерии оценки: 1гр Критерии оценки содерж занятия (соответствие темы и содержания) 2гр Критерии (организации) методики проведения (наличие демонстративных приемов выполнения задания) 3гр Критерии результативности (оценка степени сформированности у студентов необходимых умений и навыков.
Все формы практических занятий (семинары-практикумы, лабораторные и собственно практические занятия) служат тому, чтобы студенты отрабатывали на них практические действия по психологическому анализу и оценке действий и поступков (поведения) людей в разнообразных ситуациях, складывающихся в реальной действительности. Для студентов пед вузов - это главным образом педагогические ситуациии: особенности взаимодействия учителя и учеников, совместные или индивидуальные действия коллег, поведение учащихся в учебной и внеучебной обстановке, взаимоотношения детей и родителей и мн др. Студенты других гуманитарных вузов, изучающих психологию, будут работать вне образовательной системы - в учреждениях и на предприятиях в качестве практических психологов или руководителей коллективов и будут сталкиваться на практике с разнообразными ситуациями
Собственно практические занятия проводятся в стенах самого учебного заведения или в местах практики студентов и имеют целью обучить их решению специфических задач по профилю своей специальности. Это могут быть задачи по разрешению психологического конфликта в ученическом коллективе класса - для школьного психолога; задачи по распознаванию нервно-психических расстройств по представленным симптомам и примерного диагноза - для медицинских психологов; и т. д.
Лабораторные занятия помогают студентам выявлять те или иные психические явления, особенности социально-психологических механизмов взаимоотношений людей в группе и т. п. Основное предназначение лабораторных занятий - обучение студентов исследовательскому подходу к изучению психологии как науки.
Семинары-практикумы, на которых студенты обсуждают различные варианты решения практических ситуационных задач, выдвигая в качестве аргументов психологические положения. Оценка правильности решения вырабатывается коллективно под руководством преподавателя.
Семинары-дискуссиипосвящаются обычно обсуждению различных методик психологического исследования применительно к нуждам практики, в процессе чего студенты уясняют для себя приемы и методы изучения психологических особенностей конкретных людей (детей и взрослых), с которыми им придется работать. При опробовании тестов студенты могут заняться самопознанием.
Таковы основные формы групповых занятий, каждая из которых несет свои специфические функции, формируя у студентов умение приложить к практике знание теории психологии.
Разработка учебных задач для практических занятий, основываясь на принципах 1) это принцип «от теории - к практике, когда подбираются вопросы и задачи из числа теоретических проблем и предлагается студентам самим найти соответствующие примеры в практической жизни (в быту, в учебной, трудовой, общественно-политической, спортивной и другой деятельности). Решая такие задачи, студент лучше усваивает теорию, а правильно ответив, демонстрирует уровень своего понимания проблемы.2) «от жизни - к теории». В этом случае в задачах предлагаются различные практические ситуации, которые студент должен проанализировать с точки зрения известной теории.