Формы организации учебной работы: фронтальная, групповая и индивидуальная (дайте характеристику каждой форме)

Формы организации обучения - это внешнее выражение согласованной деятельности учителя и учащихся, осуществляемой в определенном порядке и режиме. Они имеют социальную обусловленность, возникают и совершенствуются в связи с развитием дидактических систем. Организационные формы обучения классифицируются по различным критериям:

По количеству учащихсявыделяются массовые (от 50 и более); коллективные (25-35 чел); групповые, микрогрупповые (2-10 чел); индивидуальные.

По месту учебыразличаются школьные (школьные занятия (уроки), работа в мастерских, на пришкольном участке, в лаборатории и т.д.) и внешкольные формы ( экскурсии, занятия на предприятиях и т.д.).

По длительности времени обучения: классический урок (45 мин), спаренное занятие (90 мин), спаренное укороченное занятие (70 мин), уроки произвольной длительности (в зависимости от усталости, объема материала).

В педагогической литературе и школьной практике приняты в основном три такие формы - фронтальная, индивидуальная и групповая. Первая предполагает совместные действия всех учащихся класса под руководством учителя, вторая – самостоятельную работу каждого ученика в отдельности; групповая - учащиеся работают в группах из 3-6 человек или в парах. Авторы этих работ едины в том, что именно в организованных формах осуществляется главное дидактическое отношение - связь взаимодействия преподавания и учения.

1.Фронтальная (Коллективная)– совместная работа всех учеников класса под руководством учителя. Все ученики выполняют одинаковую работу, общую для всех – обсуждают, сравнивают, обобщают результаты. Учитель работает со всем коллективом одновременно. Учитель должен учить и опрашивать учеников соответственно их возможностям. Учитель влияет на весь класс, излагает материал, но с учетом индивидуальных особенностей. Коллективная работа может быть реализована в виде проблемного, информационного и объяснительно-иллюстрированного изложения и сопровождения репродуктивными и творческими заданиями. Наиболее распространенные формы: фронтальная беседа (ответы на вопросы), рассказ и лекция. Недостатки: направлено на некоторого абстрактного ученика; проявляется тенденция к неучитыванию особенностей учеников, побуждению их к единому темпу работы (слабые – отстают, сильным – скучно). Эффективно при изучении нового материала и его закрепления.

2. Индивидуальная самостоятельная работа каждого в отдельности. Эффективно при закреплении полученных знаний. Это может быть самостоятельной работой, специально для ученика, подобранная в соответствии с его подготовкой и учебными возможностями. 2 вида выполнения заданий А) индивидуальная – ученик выполняет общие задания без контакта с другими школьниками, но в едином темпе. Б) индивидвализирующая – учебно-познавательная деятельность над выполнением специфических заданий. Учитель контролирует выполнение заданий и своевременно помогает в разрешении возникающих затруднений. Целесообразно проводить на всех этапах: решения задач, при усвоении новых знаний и их закрепления; для формирования ЗУНов; обобщения и закрепления пройденного и т.д. Эффективно и самостоятельное изучение нового материала, предварительная домашняя проработка. Недостатки: ограничивает общение между учениками, стремление передавать свои знания другим, участвовать в коллективных достижениях, ведет к разъединению. Плюсы - воспитывается самостоятельность, организованность, настойчивость в достижении цели; позволяет следить за каждым, помогать. Учитель должен обладать высоким мастерством, уметь распределять внимание.

3. Групповая- класс делится на группы для решения конкретных учебных задач (3-6 человек). Каждая группа получает определенное задание (одинаковые или дифференцированные) и выполняет его сообща под руководством лидера группы или учителя. Работая в группе ученики обмениваются информацией, дают взаимную оценку действиям и поступкам друг друга. В групповой работе все выполнение учебных заданий (от уточнения задачи, планирования, до самоконтроля) осуществляется самими учениками. Учитель должен учитывать индивидуальные особенности учеников. Условия эффективности: состав группы должен быть продуман и целесообразен; задания должны быть доступны, посильны; заранее определена форма проверки; уделять внимание слабым; учить сотрудничеству. Недостатки: ученики не всегда могут самостоятельно усвоить материал; шум; много времени, сложности в комплектовании групп.

Наши рекомендации