Методы программированного обучения
Программированное обучение зародилось в 50-х годах в США (Б. Ф. Скиннер). При програмированном обучении становился доступным наблюдению весь ход процесса учения, все движение учащегося от незнания к знанию. Учебная информация, разбитая на мелкие фрагменты, шаг за шагом вводилась в сознание с немедленным подкреплением (поощрением) успешного запоминания этих мелких порций материала. Такой порядок преподнесения учебного материала, исключающий незапоминание, имел один очень серьезный недостаток: он не обеспечивал развития мышления. В нашей стране в начале 60-х гг. увлекались скиннеровским вариантом програмированного обучения. Создавались програмные учебники и учебные пособия, где текст разбивался на порции, которые сопровождались вопросами для самоконтроля, давались варианты альтернативныхых ответов на них, из которых один был правильный, остальные неправильные, неполные или неточные и т. п. Учащиеся должны были читать текст, проверять свое усвоение с помощью контрольных вопросов и выбором, по его мнению, нужного ответа из ряда предъявляемых вариантов. Практики-преподаватели убедились на опыте, что управлять удается лишь формальной стороной учебной деятельности - получением и запоминанием учащимися некоторой совокупности знаний, иногда не совсем удачно отобранных и скомпонованных. А что касается контроля усвоения методом выбора одного из альтернативных вариантов ответов, то оказалась слишком велика возможность его угадывания или просто случайного попадания на верный вариант. Подтвердилась и справедливость критики о принципиальной невозможности с помощью его методов развить творческие способности учащихся, активировании самостоятельного мышления для свободной ориентировки в научной и другой информации.
Существует машинное и безмашинное программированное обучение. Безмаш:1. Тетради с заданной основой (прописи, контурные карты, дневники наблюдений) – положительный результат достигается тем, что нет переписывания, нет потери времени. 2. Карточки для учащихся. 3. Программир-е пособия и учеб. В гуманитарных науках их пока нет, в точных науках есть по физике и химии. Материал дается на одной части листа, на другой части - пояснение, изложение дополнительной информации. Это самый эффективный метод, более дешевый для школы и более дорогой для государства.
Первоначально машинное обучение строилось по принципу разработки отдельных видов машин для различных нужд. 1. Машины - информаторы (справочные - автоматы на вокзалах).2. Машины - экзаменаторы (тестирующие машины при получении водительских прав).3. Машины - репетитор (при работе на таких машинах учащиеся проверяют и тренируют свои знания, умения и навыки). Все эти машины имели высокую стоимость и были экономически невыгодны для школ. Сейчас другой подход к программированному обучению – персональные компьютеры, в которых используются различ программы. Они очень эффективны, но, к сожалению, используются недостаточно. Причин несколько: малое количество обучающих программ, их высокая стоимость, неподготовленность учителей. Сейчас больш количество информационных программ на CD RОМ.
В исследованиях отечественных психологов (Талызина и др.) было показано, что теория поэтапного формирования умственных дейстий позволяет прогнать не порции запоминаемого учебного текста, а саму учебную деятельность учащегося. По теории поэтапного формирования процесс обучения строится иначе: получение знаний и представлений о новой деятельности и само обучение выполнению этой деятельности происходит одновременно, т. е. в едином процессе. Это существенное отличие теории обучения по П. Я. Гальперину от других теорий. Особенности программированного обучения по данной теории: 1. Система познавательной деятельности программируется от начала и до конца. 2. Весь процесс умственных действий виден и управляется. 3. Деятельность (любая) состоит из двух частей: ориентировочной и исполнительной. Основными методическими средствами программированного обучения, организованного в соответствии с теорией поэтапного формирования умственных действий, является: - схема ориентировочной основы действий (ООД), позволяющая обучающемуся безошибочно выполнять осваиваемые действия; - набор учебных задач, моделирование самые разнообразные ситуации, складываются в реальной действительности при выполнении данной деятельности. В итоге обучаемый будет не просто уметь выполнить какую-либо деятельность, но и иметь полное представление о ней, знать и понимать, что и почему совершается именно так, а не иначе. 4. Сама деятельность познавательна, а учение направлено на то, чтобы научиться выполнять практические задачи. 5.Развитие творческого мышления проявляется в решении учебных задач.
Типы учебных задач: Предметные - приходится ориентироваться в некотором предметном поле (предметы, живые организмы, их модели в виде фото, чертежей, схем и т. д.) Ориентирование в предметном поле - это действия мыслительные, когда человек по определеным, известным ему признакам находит в нем объекты, производит их мысленную копию, чтобы оперировать только значимыми объектами, которые позволяют решить задачу. Логические - требуют для их решения рассуждений по законам логики, т. е. дейстий в уме, без какой-либо опоры на внешние материальные объекты. Рассуждения направлены на выявление условй задачи. Психологические – могут провоцировать ошибочные действия обучаемого, поэтому существенные моменты могут быть скрыты за несущественными. От обучаемого требуется вдумчивость в деталях, спокойная рассудительность при анализе условий задачи. Умение решать задачи психологического типа свидетельствует о том, что обучаемый достаточно полно и всесторонне освоил деятельность, его действия осмысленны, обладают высокой степенью сознательности.