Продуктивные методы обучения. Их дидактическое значение и особенности применения их в преподавании психологии
Метод обучения - это упорядоченная деятельность педагога и учащегося, направленная на достижение заданной цели обучения. (Подласый). Метод обучения предполагает взаимодействия учителя и ученика, в ходе которого учитель организует деятельность ученика над объектом изучения и в результате этой деятельности реализуется процесс усвоения учеником содержания образования. В структуре метода выделяют прием - это элемент метода, отдельный шаг. Лернер и Скаткин делят методы обучения в зависимости от уровня их включенности в продуктивную, творческую деятельность на 2 группы: 1-репродуктивные, 2-прдуктивные методы. Репрдуктивные¸: 1. объяснительно–иллюстративный (сюда относятся лекция, рассказ, объяснение, работа с учебником, демонстрация); 2.собственно репродуктивный метод.
Продуктивный мотод: 1.метод проблемного изложения; 2.частично-поисковый; 3.исследовательский.
1 Частично-поисковый (звристический). Метод при котором учитель организует участие школьников в выполнении отдельных шагов поиска, называется частично-поисковым.
В него входят следующие компаненты 1)учитель строит гипотезы: учит школьников видеть проблемы, ставить вопросы к картине, документу, изложенному содержанию, научить выстраивать самостоятельно найденое доказательство, делать выводы из представленных фактов, высказывать предположения, строить план проверки этого предположения. 2)расчленять задачу на серию доступных подзадач, каждая из которой облегчает приближение к решению основной задачи. 3)построение эвристической беседы (серия вопросов, каждый из которых является шагом на пути к решению проблемы, и большинство этих вопросов требует от учащегося не только воспроизведения знания, но и осуществления небольшого поиска.
Характеристики: 1)знания не предлагают в готовом виде, их надо добывать самостоятельно; 2)Учитель не сообщает и не излагает знания, а организует поиск новых знаний с помощью разных средств; 3)школьники под руководством учителя сами рассуждают, решают задачи, создают и разрешают проблемные ситуации, анализируют, сравнивают, обобщают, делают выводы. Таким образом, формируется осознание, прочные знания. Частично-поисковые т.к. школьники не всегда могут сами решать сложные проблемы от начала до конца. Часть знаний сообщается учителем, часть сами. Пользуясь этим методом, учителя применяют разные средства:устное слово, таблицы, опыт, картины, натуральные образцы и т.д. Но применяться они должны способом, характерным для данного метода. Этот метод может быть построен дедуктивно или индуктивно. Ученик воспринимает задание, осмысливает его, решает часть задачи, мотивирует свои действия, но не планирует этапов исследования, это делает учитель. Этим он отличается от исследовательского метода.
2 Исследовательский метод - способ организации поисковой, творческой деятельности учащегося по решению новых для них проблем. Учащиеся решают проблемы, уже решеные обществом, наукой и новые только для них – в этом обучающая сила. Т.е. в других методах ученик выполняет задание учителя, а при исследовательском методе - свои собственные задания. Минусы: большие затраты времени и энергии учителя и школьников. Учитель должен иметь высокий уровень квалификации. Учитель предлагает ту или иную проблему для самостоятельного исследования, но сам знает ход ее решения, ее результаты. Характеристики: 1)Учитель вместе со школьниками формирует проблему. Чтобы ее разрешить отводит отрезок учебного времени; 2)знания школьникам не сообщаются, школьники сами их добывают в процессе разрешения проблемы. Средства для достижения результата определяют сами учащиеся; 3)Учитель оперативно управляет процессом решения проблемы; 4)повышается активность учащегося, повышается интерес, знания отличаются глубиной, прочностью. Исследовательский метод обучения предполагает творческое усвоение знаний. Функции этого метода:1)обеспечивает творческое применние знаний. 2)помогает овладеть методами научного познания. 3)формирует черты творческой деятельности. 4)является условием формирования интереса, потребности в такой деятельности. При исследовательском методе также применяется устное и печатное слово, средства наглядности, практические работы, письменные и графические работы, натуральные объекты и т.д.
Важное место в использовании частично-поисковых и исследовательских методов играют проблемные методы обучения: выделяются 1)методы использования проблемного вопроса; 2)метод использования проблемной ситуации; 3)метод использования проблемного урока.
(1)под проблемным вопросомпонимается такой вопрос, например: задается простой вопрос - когда была война? Проблемный вопрос -в чем причина поражения немцев?
(2)проблемная ситуация представляет собой сравнение двух и более взаимоисключающих друг друга точек зрения нескольких уважаемых людей.
(3)перед лекцией может ставитсяпроблема, вопрос который должны увидеть, обьяснить, понять после лекции. (например: я буду читать лекцию на тему .., а вы должны потом будете мне рассказать в чем причина…) или сейчас читаю лекцию, а потом задаю вопросы.