Общие методы воспитания. Классификация. Характеристика
Методы воспитания.Метод – способ действия (деятельности); метод воспитания - это инструмент, с помощью которого воспитатель вырабатывает у личности твердые убеждения, привычки поведения, развивает чувства, волю и устойчивый характер.
Средства воспитания - это относительно независимые источники формирования личности. К ним относятся виды деятельности (труд, игра), предметы, вещи (игрушки, ЭВМ), произведения и явления духовной и материальной культуры (искусство, общественная жизнь), природа. К средствам относят также конкретные мероприятия и формы воспитательной работы (вечера, собрания).
Условия воспитания - обстоятельства, которые являются предпосылкой эффективного воспитания;обстоятельства, стимулирующие формирование убеждений, навыков поведения учащихся. Это: пример воспитателя; предъявление учащимся четких обоснованных требований; положительное действие на ребенка учителя и коллектива; постановка перспектив перед коллективом.
Воспитательный прием - конкретное приложение метода в определенных специфических условиях. Так, приемы убеждения: использование положительных фактов из жизни выдающихся, значительных в глазах детей личностей; использование поэтических произведений в процессе беседы; вскрытие отрицательной (или положительной) сущности поступка. Для методов воспитания характерна живая, диалектическая связь и взаимопереходом между методами и приемами .
Классификация: традиционная - по способу воздействия на ученика методы: убеждения, упражнения, поощрения, наказания, пример.
В основе одной из последних классификаций положена концепция деятельности, согласно которой выделяется 3 группы методов воспитания по их месту в процессе воспитания (Ю.К.Бабанский). 1 гр. Методы формирования сознания личности (взглядов, оценок). 2 гр. Методы организации деятельности, опыта поведения. 3 гр. Методы стимулирования деятельности и поведения.
Методы формирования сознания - методы убеждения. Обращение к сознанию личности. Функции: формирование знаний о морали, труде, общении в сознании школьников, формирование представлений, понятий, отношений, ценностей, взглядов; обобщение, анализ собственного опыта школьников, трансформация общественных ценностей, норм, установок в индивидуальные. Основной инструмент, метод убеждения - слово, сообщение и обсуждение информации, беседа, лекция, рассказ, объяснение, диспут, пример, внушение. Лекция, рассказ, объяснение - это монологические формы. Требования: информативность, доступность и эмоциональность, убедительность. Беседа и диспут – интеллектуальная и эмоциональная активность самих школьников. Пример - рассказ, показ, обсуждение, анализ образца, литераткрного и/или жизненного факта. Внушение - это воздействие на личность с помощью эмоциональных, иррациональных приемов при сниженной критичности личности, при известном доверии к внушающему..
Методы организации деятельности и формирования опыта поведения. Положительный опыт поведения создается путем педагогически правильно организованной деятельности детей, которая является источником воспитания в этой группе методов. Приучение, педагогическое требование, упражнение, общественное мнение, воспитывающие ситуации. Педагогическое требование, предъявление к выполнению определенных норм поведения, правил, законов, традиций, принятых в обществе и в его группах. Приучение и упражнение содействует формированию устойчивых способов поведения, привычек. Приучение – организация регулярного выполнения детьми действий с целью их превращения в привычные формы поведения. Упражнение - многократный повтор и совершенствование способов действий как устойчивого основания поведения. Воспитывающие ситуации – обстоятельства затруднения, выбора, толчка к действию, они могут быть специально организованы педагогом. Функция - создать условия для сознательной активной деятельности, в которой проверяются сложившиеся и формирующиеся новые нормы поведения, ценности. Это могут быть ситуации конфликта в группе, выбора правильного решения.
Методы стимулирования поведения и деятельности побуждают к социально одобренному поведению. Побудителем выступают поощрение (одобрение) и наказание (осуждение) поступка. Психологической основой этих методов является переживание, самооценка школьника, осмысление поступка, вызванные оценкой учителя и/или товарищей из школы
Содержание и основные компоненты процесса воспитания
Воспитание – специально организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие воспитателей и воспитанников, цель которого формирование личности, нужной и полезной обществу.
Особенности воспитания: должно иметь цель – близкую и понятную воспитаннику. Воспитание-многофакторный процесс, на его результат влияют субъективные (потребности личности) и объективные (внешняя обстановка) факторы. Когда они соответствуют друг другу, успешно решаются задачи воспитания.
Воспитательный процесс - длителен, непрерывен, комплексный (единство целей, задач, содержания, форм и методов), вариативность и неопределенность результатов.
Содержание процесса воспитания. Содержание воспитания - система знаний, убеждений, навыков, качеств и черт личности, устойчивых привычек поведения, которыми должны обладать учащиеся в соответствии с поставленными целями и задачами. Умственное, физическое, трудовое и политехническое, нравственное, эстетическое воспитание, слитые в целостном педагогическом процессе, и дают возможность достигнуть главной цели воспитания: формирование всесторонне и гармонически развитой личности.
В основе современной идеологии воспитания лежат идеи:1.Реализм целей воспитания. Реальная цель сегодня – разносторонне развитие человека, опирающееся на его способности и дарования. Средство достижения этой цели – освоение человеком базовых основ культуры. Это культура жизненного самоопределения: экономическая культура и культура труда, политическая, демократическая и правовая; нравственная и экологическая; художественная и физическая; культура семейных отношений; 2. Совместная деятельность детей и взрослых. Поиск совместно с детьми нравственных образцов, лучших образцов духовной культуры, деятельности, выработка на этой основе собственных ценностей, норм и законов жизни составляют содержание работы воспитателя, обеспечивая активную личную позицию школьника в воспитательном процессе; 3.Самоопределение. Развивающее воспитание предполагает формирование целостной личности – человека с твердыми убеждениями, демократическими взглядами и жизненной позицией; 4. Личностная направленность воспитания. В центре всей воспитательной работы школы должна стоять не программа, не мероприятие, не формы и методы, а сам ребенок, подросток, юноша – высшая цель, смысл нашей педагогической заботы. Движение от ближайших интересов воспитанников к развитию высоких духовных потребностей должно стать правилом воспитателя; 5. Добровольность. Воспитательный процесс, если он организован как принудительный, ведет к деградации нравственности, как ребенка, так и учителя. Детей нельзя обязать “воспитываться”. Свободная воля воспитанника проявляется, если воспитатели опираются на интерес, стремление к самостоятельности, романтику, чувство товарищеского и гражданского долга; 6.Коллективная направленность. В содержании воспитательной работы предстоит преодолеть отношение к коллективу, как к сугубо дисциплинарному средству, способному подавлять личность, а не возвышать её духовные, нравственные силы. Основные компоненты педагогического процесса: Состав процесса не идентичен составу системы, в которой он протекает. Он имеет уже специфические процессуальные компоненты. Наиболее крупными компонентами педагогического процесса как раз и являются процессы обучения и воспитания, которые ведут к внутренним процессам изменения образованности, воспитанности и развитости личности. Процессы воспитания состоит из определенных процессов: из процесса воспитательных воздействий, процесса принятия их личностью и возникающего при этом процесса самовоспитания.
Характеристика процесса перевоспитания: его сущность, особенности. «Трудный» подросток: причины конфликтов и проблемы его воспитания и перевоспитания. Характеристика известного Вам опыта по перевоспитанию личности
Воспитание в узком смысле - планомерное и целенаправленное воздействие на сознание и поведение человека с целью формирования определенных установок, понятий, принципов, ценностных ориентаций, обеспечивающих необходимые условия для его развития, подготовки к жизни и труду.
Перевоспитание – педагогический процесс, направленный на устранение у личности отрицательных черт, свойств, качеств, которые противоречат нормам и требованиям общества, формирование и закрепление положительного опыта.
Привычка – динамический стереотип, т.е. типические обстоятельства провоцируют типичные способы поведения. Для того, чтобы нейтрализовать привычку, надо совершить воздействие в 2 направлениях.Психологическая основа – нейтрализация одного очага возбуждения и стимулирование другого: а) с помощью запретов и требований снять привычку; б) формирование новой привычки - формируются в возрастные кризисы (3, 7, 11-13 лет; в 1 год закладывается капризность, упрямство). Кризис поведения провоцирует несовпадение самооценки личности и оценки окружающими.
Перевоспитание –гораздо более длительный и сложный процесс, чем воспитание. Когда в процессе воспитания наблюдается сбои, отклонения, возникает перевоспитание. Результаты перевоспитания зависят оттого, как долго шел процесс неправильного воспитания, как сформировались негативные черты. Перевоспитание и исправление не тождественны, потому, как перевоспитание, направленное на организацию педагогических процессов. Исправление – результат перевоспитания. Перевоспитать гораздо труднее, чем воспитать, т.к педагогу приходится изменять уже сложившийся в той или иной мере стереотип поведения - привычки, взгляды, черты характера- и формировать новые, резко отличающиеся от прежних. Степень трудности перевоспитания зависит от того, насколько далеко зашло неправильное развитие личности и в какой мере оно захватило личность:
Классификация по Алемаскину: 1. Трудный подросток. 2. Педагогически запущенный. 3. Несовершеннолетний правонарушитель. 4. Несовершеннолетний преступник.
1. Трудный подросток – диссонанс между взрослостью и детскостью ведет к асоциальному поведению. Ломка прежних ценностей, интересов, отношений. Непослушание, негативизм, упрямство, скрытность. Трудный подросток –широкий круг детей, характеризуется трудностями в обучении и воспитании (разовые срывы, вспышки). Появляется некоторые отрицательные качества личности, такие как грубость, леность, лживость. В эту группу относят избалованные, непослушные, капризные дети, дети с физическими недостатками. Учебная деятельность – ведущая, если в ней он не может получить положительную оценку, то у него формируется негативное отношение к учебе. Для детей с физическими недостатками нет соответствующей программы работы с ними.
2. Педагогически запущенные– им свойственно систематическое нарушение дисциплины (прогулы, драки, пьянство). Постоянно проявляются отрицательные качества, свойства личности. Эти дети психически и физически здоровы, т.е. эти дети – «ошибки воспитания».
3. Несовершеннолетние правонарушители – это дети, которые совершают существенные правонарушения (воровство, бродяжничество), что запрещено существующими правилами и нормами. Они стоят на внутришкольном учете, на учете в милиции.
4. Несовершеннолетние преступники – могут быть педагогически запущенными, трудными. Они совершают правонарушения, которые карают судом. Среди них могут быть все и 1, и 2, и 3 типы. В результате длительного влияния асоциальной среды, они совершают более дерзкие преступления, направляются в исправительные колонии. Но практика показывает, что перевоспитание в колонии бессмысленно, следовательно, следуют патологии: невротики, шизоиды, травматики, алкоголики, наркоманы.
Категории трудных детей: 1. Педагогически запущенные дети – такое состояние личности, к-ое яв-ся следствием недостатков или неправильной постановки учебно-воспитательной работы (Невский «педагогическая запущенность подростков») 2. Социально запущенные дети – дети попавшие под влияние окружающего общества или дети из неблагополучных семей. 3. Нервно больные – дети, нуждающиеся в лечении, для них необходимы специальные школы
Психологические особенности и поведенческие реакции: 1. Трудный подросток особо остро чувствительны к оценке его внешности, характера, может быть завышенной или заниженной самооценка, но прикрываемая агрессией. 2. Чрезмерная критичность в отношении окружающих. 3. независимость и критическое отношение к авторитетам. 4. склонность к абстрактному мудрствованию. 5. часто попадает в стрессовые ситуации. Все это проявляется в реакциях: Реакция эмансипации – стремятся вырваться из-под опеки взрослых, желание поступать по-своему. Крайний вариант – побег из дома.
Причины трудного подростка: 1.неумеренный контроль и надзор взрослых, либо попустительство. 2. Реакция группировки со сверстниками а) желание уровнять информационный дефицит. б) желание идентифицировать себя с другими в) желание занять определенное место в группе, высокий статус. 3. Чрезмерное увлечение своим хобби, азартными играми. 4. Реакция, обусловленная половым влечением. Акселерация – ускоренное развитие по сравнению с нормой, раньше наступает половая зрелость, а психологически - ребенок к этому еще не готов. В связи с этим возникают половые проблемы. 5. Безнадзорность, беспризорность.
Причины пропусков уроков: 1. организация воспитательного процесса (плохое отношение педагога). 2. конфликт с одноклассниками и учителями. 3. слабая успеваемость.
Причины ухода из дома: 1. отклонения в развитии психики. 2. неблагополучие в семье. 3. тяга к получению удовольствий. 4. поиск приключений. 5. попадание детей в разряд трудных.
Стратегии деятельности педагога: 1. изучение, наблюдение, сбор и анализ информации. 2. установка контакта, организация системы воздействия на личность и систему взаимодействия с личностью. 3. требования (такт). 4. бороться с проблемой, а не с ребенком. 5. одновременно запреты и поощрения.
Методы: объяснение, разъяснение, система требований, беседы, поручения, включение в деятельность, применение стимулирующих методов (одобрение).
Условия:изучение личности, привлечение личности и коллектива, включение в деятельность, помощь в самовоспитании, осторожно: использование общественного мнения.
Блонский П.П.
11. Характеристика процесса самовоспитания и самообразования: сущность, содержание и формы
Существует две точки зрения: 1) самовоспитание – врожденная способность индивида, нет необходимости в педагогическом руководстве. 2) самовоспитание – следствие саморазвития, важна роль руководства по целенаправленному формированию умений.
Самовоспитание – целенаправленная планомерная работа над собой в целях совершенствования своих качеств (А. Г. Ковалев).
Самовоспитание – деятельность человека с целью изменения своей личности (Е.И. Медынский).
Второе определение ближе к истине, т.к. самовоспитание не всегда бывает постоянным и планомерным. Деятельность ученика по самовоспитанию то активизируется, то замирает.
Самовоспитание иногда может идти в направлении формирования отрицаетльных качеств, например, лицемерия, приспособленчества, жестокости. Поэтому не любое самовоспитание есть улучшение качеств личности
Самовоспитание – это процесс продолжения воспитания, направленный на совершенствование личности, устранение недостатков и формирование положительных черт.
Зависит от деятельности личности, волевых усилий, мотиваций и потребностей.
Самовоспитание вытекает и является продолжением правильно организованного воспитания.
Для детей дошкольного возраста характерна начальная, элементарная стадия самовоспитания, связанная со стремлением изменить лишь поведение (не обижать товарищей, вежливо вести себя и т.д.). Как правило, дошкольник не осознает своих качеств.
Период, когда отчетливо выступает потребность в самовоспитании и ведется активная работа над собой – старший подростковый возраст (А.Г. Ковалев, А.И. Кочетов). Подросток стремится посредством самовоспитания устранить недостатки в собственном поведении, сформировать положительные качества, дающие ему право считаться сильным умелым самостоятельным.
В юношеском возрасте самовоспитание часто сочетается с самообразованием. Направляется на овладение умственными операциями, на формирование тех умений и навыков, которые связаны с профессией, на формирование высоких нравственных качеств.
Самовоспитание, как фактор саморазвития, действует до глубокой старости.
Процесс самовоспитания и самообразования тесно связаны. Самообразование требует следующие качества: внимание, воля, трудолюбие, организованность. Эти качества самообразуются при правильном воспитании.
Противоречия между Я-настоящим и Я-будущим порождает потребность в самовоспитании. Потребность в самовоспитании обусловлена жизнью в обществе. Все черты и качества, формируемые человеком в процессе самовоспитания, задаются обществом и в идеальном виде существуют как система нравственных требований общества к личности. Поэтому самовоспитание всегда носит социальный характер.
Этапы самовоспитания: 1. самопознание (наши «плюсы» и «минусы») – сравнение своей деятельности, критика; используются различные методики и тесты; результатом самовоспитания является самооценка 2. самооценка: высокая («плохо» т.к. нет мотивации к самовоспитанию), низкая («плохо» т.к. не мотивированы на работу над собой; они не уверены в себе), адекватная.
Цели самовоспитания с возрастом меняются: они становятся все более реалистическими, прозаическими, все более жизненно значимыми.
В основе процесса самовоспитания лежит принцип опережающего отражения в сознании человека тех действий и поступков, которые он предполагает совершить, предвосхищение тех качеств и черт, которые он собирается выработать у себя. Если такая мысленная программа есть, то она побуждает к практическимим действиям по ее реализации. Главное поставить четкую цель.
Основные методы самовосптания: самоубеждение, самовнушение, самокритика, самообязательство, мысленный перенос себя в положение другого человека, самоприказ.
Приемы и средства самовоспитания: 1)самонаблюдение и самоанализ (средством самоанализа может служить дневник, где человек описывает и оценивает свои поступки. Побуждая человека к самоанализу. Оно возникает в результате осознания противоречий между своими потребностями и возможностями): своих потребностей, своих интересов, своих поступков. 2)самоооценка – оценка действий 3)саморефлексия –соотнесение возможностей и способностей. 4)самокритика. 5)саморегуляция – самообладание, самоконтроль. 6)самопринуждение – требование к себе (эволюция внешних требований к личности в ее внутренние требования, которые выражаются в виде программы действий).
Надо помогать ребенку в его самосовершенствовании, поддерживать его. Главное, чтобы ему это доставляло удовольствие, не заставлять его. Особенно хороши для самовоспитания занятия спортом, которые самовоспитывают у ребенка физические и волевые качества. Заинтересованное, доброжелательное участие взрослого в самовоспитании ребенка помогает ему поверить в свои силы, преодолеть кризисные явления и комплексы, характерные для подросткового возраста. Большую роль играет пример взрослого, т.к. этому возрасту характерно подражание авторитетам (взрослым).
В своей работе А. И. Кочетов определяет параметры самовоспитания: а) направленность, т.е. мотивы работы над собой. б) содержание (умственное, физическое, нравственное, трудовое, эстетическое, волевое, профессиональное, комплексное). в) устойчивость (случайное, эпизодическое, постоянное). г) эффективность в формировании личности (выполняет функции: главные и вспомогательные).
Главная воспитательная задача в руководстве самовоспитания заключается в том, что надо сформировать те положительные качества, от которых зависит разрешение противоречий, и привести в действие такие факторы как: самосознание, увлеченность, направленность, умение управлять собой и т.д.