Тема 3. Особенности воспитания в семье ребенка раннего возраста с ОПФР

Вопросы к обсуждению:

1. Генетическое консультирование

2. Оказание ранней коррекционной помощи.

3. Создание необходимых условий для развития ребенка в семье.

Рефераты:

1. Методы семейного воспитания.

2. Система помощи семьям, воспитывающим ребенка с отклонениями в развитии за рубежом.

Творческое задание: Составить рекламный проспект по оказанию ранней комплексной помощи.

Литература: основная

1. Лурье Н.Б. Воспитание глубоко умственно отсталого ребенка в семье. – М.,1972

2. Мастюкова Е.М., Москвина А.Г. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии. – М., 2004

3. Смирнова А.Н. Воспитание умственно отсталого ребенка в семье. – М.,

дополнительная

1. Маллер А.Г. Педагог и семья ребенка-инвалида // Дефектология № 5, 1995

Тема 4. Специфика методов воспитания дошкольника с интеллектуальной недостаточностью в семье.

Вопросы к обсуждению:

1. Особенности развития ребенка дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью.

2. Методы семейного воспитания дошкольника с интеллектуальной недостаточностью.

3. Основные направления коррекционной работы.

Рефераты:

1. Ребенок с интеллектуальной недостаточностью в семье.

2. Семейный алкоголизм. Пути помощи.

3. Значение любви в супружеских отношениях.

Творческое задание: Составить консультации для родителей по следующим темам:

- Развитие коммуникативной сферы детей раннего возраста.

- Необходимость физического развития детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью.

- Значение игры для детей дошкольного возраста.

Литература: основная

1. Буянов М.И. ребенок из неблагополучной семьи. Записки детского психиатра. – М., 1988

2. Лурье Н.Б. Воспитание глубоко умственно отсталого ребенка в семье. – М.,1972

3. Маллер А.Р. Ребенок с ограниченными возможностями: Книга для родителей. – М., 1996

4. Мастюкова Е.М., Москвина А.Г. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии. – М., 2004

дополнительная

1. В помощь родителям умственно отсталых детей, находящихся в домах-интернатах: Метод. рекомендации. Н.Ф. Дементьева и др. – М., 1986

Тема 5. Особенности воспитания в семье подростка с умственной отсталостью.

Вопросы к обсуждению:

1. Акцентуация характера в подростковом возрасте.

2. Девиантное поведение ребенка.

3. Насилие в семье.

Рефераты:

1. Неблагополучная семья.

2. Роль материнства в жизни женщины.

3. Роль отцовства в жизни женщины.

Творческое задание: Составить консультации для родителей:

- Формирование взаимоотношений у подростков.

- Девиантное поведение подростков с умственной отсталостью.

Литература: основная

1. Буянов М.И. ребенок из неблагополучной семьи. Записки детского психиатра. – М., 1988

2. Маллер А.Р. Ребенок с ограниченными возможностями: Книга для родителей. – М., 1996

3. Мастюкова Е.М., Москвина А.Г. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии. – М., 2004

4. Семейное неблагополучие и социализация детей / Проблемы коррекционно-диагностической консультативной помощи семье / под ред. Л.М. Сизанова. – М., 1988

5. Смирнова А.Н. Воспитание умственно отсталого ребенка в семье. – М., 1967

дополнительная

1. Левкович В.И. Взаимоотношения в семье как фактор формирования личности ребенка // Психология личности и образ жизни. – М., 1987

2. Маллер А.Г. Педагог и семья ребенка-инвалида // Дефектология № 5, 1995

Тема 6. Сексуальное развитие и интеллектуальная недостаточность.

Вопросы к обсуждению:

1. Детская сексуальность.

2. Половое воспитание подростков.

3. Нарушения полового развития и сексуальные отклонения.

Рефераты:

1. Значение любви в супружеских отношениях.

2. Половое воспитание подростков с интеллектуальной недостаточностью в семье.

3. Педагогические методы коррекции девиантного поведения у подростков.

Творческое задание: Сочинение – рассуждение. Темы: «Равноправие супругов в современной семье», «Необходима ли любовь при создании семьи».

Литература: основная

1. Альманах психологических тестов. Рисуночные тесты. – М.: «КСП», 1997

2. Мастюкова Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии. – М., 1992

3. Психолого-педагогический проблемы семейного воспитания на различных этапах его развития. – Л.,1986

4. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В.В. Семейная психология. – М., 1990

дополнительная

1. Популярная психология для родителей / под ред. А.А. Бодалева. – М., 1988

2. Семенов Ю.И. Происхождение брака и семьи. – М., 1974

Тема 7. Контрольная работа.

Выполнение письменного задания. Преподаватель может выбирать тестовое задание или контрольные вопросы по вариантам.

Примерные варианты контрольных вопросов:

Вариант 1.

1. Системный подход в изучении проблем семьи, структура семьи.

2. Нарушение взаимодействий между супругами и их влияние на детей с интеллектуальной недостаточностью.

3. Ранняя комплексная помощь детям с ОПФР и родителям.

Вариант 2.

1. Типы и функции семьи.

2. Особенности семейного воспитания.

3. Особенности использования методов воспитания дошкольников с интеллектуальной недостаточностью.

Вариант 3.

1. Стили семейного воспитания.

2. Организация развивающей среды в семье

3. Девиантное поведение подростков с умственной отсталостью.

Вариант 4.

1. Жизненный цикл семьи воспитывающей ребенка с ОПФР.

2. Взаимодействие общественного и семейного воспитания в Республике Беларусь.

3. Этапы сексуального развития детей.

ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ

1. Особенности семейного воспитания в белорусской семье.

2. Влияние религии на воспитание в семье.

3. Кодекс о семье и браке в Республики Беларусь.

4. Родительский авторитет.

5. Методы семейного воспитания.

6. Детская ложь и средства ее предупреждения.

7. Система помощи семьям, воспитывающим ребенка с отклонениями в развитии за рубежом.

8. Ребенок с интеллектуальной недостаточностью в семье.

9. Семейный алкоголизм. Пути помощи.

10. Значение любви в супружеских отношениях.

11. Неблагополучная семья.

12. Роль материнства в жизни женщины.

13. Роль отцовства в жизни мужчины.

14. Социальный статус родительства и повышение педагогической культуры родителей.

15. Половое воспитание подростков с интеллектуальной недостаточностью в семье.

16. Педагогическая коррекция девиантного поведения подростков.

17. Насилие в семье.

18. Воспитание в условиях детского дома семейного типа.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

1. Подобрать восемь пословиц и поговорок о воспитании детей.

2. Описать обряд или праздник из белорусских традиций с участием детей.

3. Составить консультации для родителей по следующим темам:

· Развитие коммуникативной сферы детей раннего возраста.

· Необходимость физического развития детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью.

· Значение игры для детей дошкольного возраста.

· Формирование взаимоотношений у подростков.

· Роль родительского примера в воспитании подростков с умственной отсталостью.

4. Составить цикл бесед и практических рекомендаций для родителей по теме «Как провести детский праздник».

5. Составить рекламный проспект по оказанию ранней комплексной помощи.

6. Эссе «Традиции в моей семье».

7. Сочинении – рассуждение «Равноправие супругов в современной семье» или «Необходима ли любовь при создании семьи?».

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ УПРАВЛЯЕМАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ

Тема 1. Составление представление на книги и периодические издания посвященные вопросам семейного воспитания.

Задание:

· Составить отзыв на книгу;

· Составить представление газеты или журнала посвященных вопросам семейного воспитания

Оценка проводится по анализу письменных работ, которые предоставляют студенты.

Наши рекомендации