Тема 3. Особенности воспитания в семье ребенка раннего возраста с ОПФР
Вопросы к обсуждению:
1. Генетическое консультирование
2. Оказание ранней коррекционной помощи.
3. Создание необходимых условий для развития ребенка в семье.
Рефераты:
1. Методы семейного воспитания.
2. Система помощи семьям, воспитывающим ребенка с отклонениями в развитии за рубежом.
Творческое задание: Составить рекламный проспект по оказанию ранней комплексной помощи.
Литература: основная
1. Лурье Н.Б. Воспитание глубоко умственно отсталого ребенка в семье. – М.,1972
2. Мастюкова Е.М., Москвина А.Г. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии. – М., 2004
3. Смирнова А.Н. Воспитание умственно отсталого ребенка в семье. – М.,
дополнительная
1. Маллер А.Г. Педагог и семья ребенка-инвалида // Дефектология № 5, 1995
Тема 4. Специфика методов воспитания дошкольника с интеллектуальной недостаточностью в семье.
Вопросы к обсуждению:
1. Особенности развития ребенка дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью.
2. Методы семейного воспитания дошкольника с интеллектуальной недостаточностью.
3. Основные направления коррекционной работы.
Рефераты:
1. Ребенок с интеллектуальной недостаточностью в семье.
2. Семейный алкоголизм. Пути помощи.
3. Значение любви в супружеских отношениях.
Творческое задание: Составить консультации для родителей по следующим темам:
- Развитие коммуникативной сферы детей раннего возраста.
- Необходимость физического развития детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью.
- Значение игры для детей дошкольного возраста.
Литература: основная
1. Буянов М.И. ребенок из неблагополучной семьи. Записки детского психиатра. – М., 1988
2. Лурье Н.Б. Воспитание глубоко умственно отсталого ребенка в семье. – М.,1972
3. Маллер А.Р. Ребенок с ограниченными возможностями: Книга для родителей. – М., 1996
4. Мастюкова Е.М., Москвина А.Г. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии. – М., 2004
дополнительная
1. В помощь родителям умственно отсталых детей, находящихся в домах-интернатах: Метод. рекомендации. Н.Ф. Дементьева и др. – М., 1986
Тема 5. Особенности воспитания в семье подростка с умственной отсталостью.
Вопросы к обсуждению:
1. Акцентуация характера в подростковом возрасте.
2. Девиантное поведение ребенка.
3. Насилие в семье.
Рефераты:
1. Неблагополучная семья.
2. Роль материнства в жизни женщины.
3. Роль отцовства в жизни женщины.
Творческое задание: Составить консультации для родителей:
- Формирование взаимоотношений у подростков.
- Девиантное поведение подростков с умственной отсталостью.
Литература: основная
1. Буянов М.И. ребенок из неблагополучной семьи. Записки детского психиатра. – М., 1988
2. Маллер А.Р. Ребенок с ограниченными возможностями: Книга для родителей. – М., 1996
3. Мастюкова Е.М., Москвина А.Г. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии. – М., 2004
4. Семейное неблагополучие и социализация детей / Проблемы коррекционно-диагностической консультативной помощи семье / под ред. Л.М. Сизанова. – М., 1988
5. Смирнова А.Н. Воспитание умственно отсталого ребенка в семье. – М., 1967
дополнительная
1. Левкович В.И. Взаимоотношения в семье как фактор формирования личности ребенка // Психология личности и образ жизни. – М., 1987
2. Маллер А.Г. Педагог и семья ребенка-инвалида // Дефектология № 5, 1995
Тема 6. Сексуальное развитие и интеллектуальная недостаточность.
Вопросы к обсуждению:
1. Детская сексуальность.
2. Половое воспитание подростков.
3. Нарушения полового развития и сексуальные отклонения.
Рефераты:
1. Значение любви в супружеских отношениях.
2. Половое воспитание подростков с интеллектуальной недостаточностью в семье.
3. Педагогические методы коррекции девиантного поведения у подростков.
Творческое задание: Сочинение – рассуждение. Темы: «Равноправие супругов в современной семье», «Необходима ли любовь при создании семьи».
Литература: основная
1. Альманах психологических тестов. Рисуночные тесты. – М.: «КСП», 1997
2. Мастюкова Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии. – М., 1992
3. Психолого-педагогический проблемы семейного воспитания на различных этапах его развития. – Л.,1986
4. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В.В. Семейная психология. – М., 1990
дополнительная
1. Популярная психология для родителей / под ред. А.А. Бодалева. – М., 1988
2. Семенов Ю.И. Происхождение брака и семьи. – М., 1974
Тема 7. Контрольная работа.
Выполнение письменного задания. Преподаватель может выбирать тестовое задание или контрольные вопросы по вариантам.
Примерные варианты контрольных вопросов:
Вариант 1.
1. Системный подход в изучении проблем семьи, структура семьи.
2. Нарушение взаимодействий между супругами и их влияние на детей с интеллектуальной недостаточностью.
3. Ранняя комплексная помощь детям с ОПФР и родителям.
Вариант 2.
1. Типы и функции семьи.
2. Особенности семейного воспитания.
3. Особенности использования методов воспитания дошкольников с интеллектуальной недостаточностью.
Вариант 3.
1. Стили семейного воспитания.
2. Организация развивающей среды в семье
3. Девиантное поведение подростков с умственной отсталостью.
Вариант 4.
1. Жизненный цикл семьи воспитывающей ребенка с ОПФР.
2. Взаимодействие общественного и семейного воспитания в Республике Беларусь.
3. Этапы сексуального развития детей.
ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ
1. Особенности семейного воспитания в белорусской семье.
2. Влияние религии на воспитание в семье.
3. Кодекс о семье и браке в Республики Беларусь.
4. Родительский авторитет.
5. Методы семейного воспитания.
6. Детская ложь и средства ее предупреждения.
7. Система помощи семьям, воспитывающим ребенка с отклонениями в развитии за рубежом.
8. Ребенок с интеллектуальной недостаточностью в семье.
9. Семейный алкоголизм. Пути помощи.
10. Значение любви в супружеских отношениях.
11. Неблагополучная семья.
12. Роль материнства в жизни женщины.
13. Роль отцовства в жизни мужчины.
14. Социальный статус родительства и повышение педагогической культуры родителей.
15. Половое воспитание подростков с интеллектуальной недостаточностью в семье.
16. Педагогическая коррекция девиантного поведения подростков.
17. Насилие в семье.
18. Воспитание в условиях детского дома семейного типа.
ПРАКТИЧЕСКИЕ ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ
1. Подобрать восемь пословиц и поговорок о воспитании детей.
2. Описать обряд или праздник из белорусских традиций с участием детей.
3. Составить консультации для родителей по следующим темам:
· Развитие коммуникативной сферы детей раннего возраста.
· Необходимость физического развития детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью.
· Значение игры для детей дошкольного возраста.
· Формирование взаимоотношений у подростков.
· Роль родительского примера в воспитании подростков с умственной отсталостью.
4. Составить цикл бесед и практических рекомендаций для родителей по теме «Как провести детский праздник».
5. Составить рекламный проспект по оказанию ранней комплексной помощи.
6. Эссе «Традиции в моей семье».
7. Сочинении – рассуждение «Равноправие супругов в современной семье» или «Необходима ли любовь при создании семьи?».
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ УПРАВЛЯЕМАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ
Тема 1. Составление представление на книги и периодические издания посвященные вопросам семейного воспитания.
Задание:
· Составить отзыв на книгу;
· Составить представление газеты или журнала посвященных вопросам семейного воспитания
Оценка проводится по анализу письменных работ, которые предоставляют студенты.