Формирование способов усвоения общественного опыта.
Способы усвоения общественного опыта разнообразны, сюда можно отнести: совместные действия взрослого и реб; употребление жестов, особенно указательного («жестовая инструкция»), подражания действиям взрослого; действия по образцу и речевой инструкции; поисковые способы ориентировки. Дети, невладеют способами усвоения общественного опыта. Они практически не могут выполнять по подражанию действия с предметами. При этом они либо не понимают задачи, либо не имеют возможности опираться на свойства предметов. Простейшие задачи по образцу к концу дошк воз-та выполняет лишь треть необученных детей с наруш интел. Выполнение речевой инструкции становится возможным в подавляющем большинстве случаев лишь по отношению к привычным действиям или в хорошо знакомой ситуации, что свидетельствует о ситуативном понимании речи. У детей старшего дошк воз-та (6-лет) с наруш ител также отмечается ориентировка в деят на привычные действия со знакомыми игрушками (предметами), а не на инструкцию или образец взрослого. Например, если предложить реб поставить ряд матрёшек по росту, то он, как правило, стремится собрать матрёшку, т.е. совершить превычное действие. При этом может исправлять действия взрослого, подсказывая ему привычные действия с этой игрушкой. Это свидетельствует о том, что этот реб не действует ни по подражанию, не по образцу, ни по речевой инструкции. Овладение способами усвоения общественного опыта – должно быть выделено в качестве особых задач обучения, спец раздела программы. На 1 этапе обучения основной задачей является создание у реб полож эмоционального отношения к совместным действиям со взрослым и использование совместных действий в обучении. У у.о. реб совместные действия с взрослым зачастую вызывают активный протест, неприятие. Вместе с тем на первых порах, это один из самых действенных методов обучения. Путь к этому лежит через тактильный контакт с реб в сочитании с ласковым обращением.Однако ласковое отношение не означает снижение требовательности и настойчивости взрослого в преодолении негативного отношения реб к совместным действиям. На втором этапе включение жестов в общении взрослого и реб, среди которых особое место занимает указательный жест, впервые направляющий внимание реб на предмет, на выделение его из ситуации. Как правило, дети с наруш интел к моменту поступ в д.с. не понимают жестов, в том числе и указательного, и сами их не используют. Напр, желая получить у матери еду, реб не изображает действия и не указывает на нужный предмет, а берёт взрослого за одежду, ведёт к предмету, кот хочет получить и хнычет. Решение этих задач является той базой, без кот нельзя приступать к овладению подражанием, действиями по образцу и по словесной инструкции и к формир поисковых способов ориентировки. Третий этап – овладение подражанием. Включает в себя подражания движениям и подр действиям с предметами. Обуч начинается с подражания движениям, оно даётся детям легче, чем подражание с предметами. При обуч подраж движениям основным вспомогательным средством оказываются совместные действия взрослого и ребёнка, а не жестовая инструкция. Подражание действиям с предметами – это выполнение ребёнком действий одновременно со взрослым. Взрослый производит действия с предметами на глазах у ребёнка. В то же время подраж движениям и подраж действиям с предметами могут решать задачи разной сложности и формироваться параллельно. В процессе обуч педагог должен стремиться к тому, чтобы дети научились фиксировать удачные, приводящие к положительному результату действия и отбрасывать ошибочные. Взрослый при обуч пробам может применять совместные действия с одновременной словесной и жестовой фиксацией правильного и неправильного результатов, а также подражание.Хотя работа по формир поисковых способов ориентировки ведется параллельно с развитием подраж, ее можно считать 4 этапом овладения способами усвоения общественного опыта. Все способы усвоения общественного опыта приобретают для детей более обобщённый и независимый от ситуации характер.
7. Олигофренопедагогика как наука. Предмет, методы, задачи, принципы.
8. Взаимосвязь работы воспитателя и дефектолога в группе в условиях специализированного ДОУ для детей с нарушениями интеллекта.
9. Обследование детей с нарушениями интеллекта дефектологом в условиях специализированного ДОУ.
10. Особенности организации работы с родителями в условиях специализированного ДОУ для детей с нарушениями интеллекта.
11. Особенности развития ребенка с нарушениями интеллекта в младенческом возрасте.
12. Особенности развития ребенка с нарушениями интеллекта в раннем возрасте.