Индивидуальное и коллективное творчество педагогов.

Наиболее яркие проявления взаимосвязи передового педагогического опыта и творчества учителя можно найти в идеях педагогики сотрудничества, к которым относят следующие.

Образование в сотрудничестве. Основной формулой успешного образования в школе является зависимость результата от способностей и старательности ученика: результат учения равен произведению способностей на старательность. Если старательность равна нулю, то и все произведение обращается в нуль. Поэтому творческая деятельность педагога должна быть направлена на вовлечение детей в учение, на совместный труд учителя и детей, на сотрудничество.

Идея трудной цели. Учитель, вначале урока, объявляет тему или нового раздела. Однако для поддержания духа сотрудничества нужно ставить перед детьми как можно более сложную цель, указывать на ее исключительную трудность и внушать уверенность в том, что цель будет достигнута и тема хорошо изучена. Учеников в этом случае объединяет не просто цель -- цель сама по себе может быть и не такой уж интересной, а именно вера в возможность преодоления трудности. Без общего воодушевления сотрудничества с детьми добиться трудно.

Идея свободного выбора. Предоставление свободного выбора учащимся дает им возможность чувствовать себя сотрудниками педагога. У педагогов-новаторов этот выбор проявляется по разному. В педагогической системе, разработанной Ш.А. Амонашвили, даже маленьким детям дается право выбирать, какую задачу следует решать. В системе В.Ф. Шаталова ученику задается сто задач, чтобы он сам выбирал для решения любые из них и в любом количестве. У С.Н. Лысенковой такая система проявляется в том, что учащиеся выбирают, какие трудные слова учитель должен написать на доске при работе над изложением. У И.П. Волкова детям дают лишь тему - «делаем рыцарей», «делаем самолеты», «делаем копии памятников архитектуры», но как делаем, из чего делаем -- это полностью предоставляется на выбор ребенка. Свобода выбора - самый простой шаг к развитию творческой мысли. Многие дети не способны к изобретению, выдумке, но даже самые нетворческие из них способны сделать выбор.

Идея опережения. Опережение программы доставляет ученикам удовольствие, вызывает гордость; учитель перестает зависеть от программы, он свободнее распоряжается временем на уроках. Важным открытием надо считать большую и малую перспективу педагогов-новаторов. Если в традиционном обучении учитель на уроке лишь повторял материал и объяснял новый, он знал лишь «вчера» и «сегодня», то педагогика сотрудничества ориентирует учителя на урок «завтра». Кроме повторения и объяснения нового, здесь отводится некоторое время для изучения материала, который будут учащиеся проходить через пятьдесят или сто уроков.

Идея крупных блоков. Опыт показывает, что когда материал сводится в крупные блоки, то появляется возможность значительно увеличить объем изучаемого при резком снижении нагрузки на ученика. По десять-двадцать уроков объединяет в один блок В.Ф. Шаталов, на одном уроке раскрывает смысл и красоту большого произведения Е.Н. Ильин, сводит в единое навыки, необходимые для разных профессий И.П. Волков, подробно разрабатывает способы преподавания крупными блоками П.М. Эрдниев, по пять-шесть крупных творческих дел проводят в день на коммунарских сборах в методике И.П. Иванова, экспериментирует с идеей «погружения» М.П. Щетинин. В крупном блоке легче устанавливаются логические связи, легче выделить ведущую мысль и показать ее ученикам. Учитель получает возможность поставить перед детьми сложную и потому интересную задачу: справимся с материалом десяти уроков за один урок? Изучение материала блоками освобождает ребенка от страха перед трудностями: блок пройден, основная мысль схвачена -- и ученик не боится, что он не поймет ее и отстанет. Он спокойно работает дальше, уясняя детали и подробности.

Идея самоанализа. Трудность школьного учения состоит, в частности, в том, что это единственный вид работы, которую человек сам не может оценить - он нуждается в оценке учителя.

Интеллектуальный фон класса. Известно, что на конечный результат учения и воспитания ученика больше всего влияет семья; но из школьных факторов, как показывают исследования, важнее всего не образование учителя, не материальные затраты на обучение, даже не количество учеников в классе, а жизненные цели, которые ставят перед собой одноклассники ученика. Если в классе сильно общее стремление к знаниям, к достижению высоких целей, то и каждый ученик будет лучше учиться. На общие цели и ценности класса сильно влияет его «интеллектуальный фон» (термин В.А. Сухомлинского). Чтобы создать обстановку сотрудничества, необходимо усилить стремление к знаниям разного рода, а не только к программным. Именно для этого необходимо значительно разнообразить школьную жизнь детей, расширить образовательную среду, включив в неё различные виды деятельности: экскурсии, труд, походы, акции, участие в олимпиадах, научных сообществах и пр.

Сотрудничество с родителями. Педагогика сотрудничества предполагает, что дети открыто, доверчиво относятся ко взрослым - в школе и в семье. Для этого нужны не единые требования, как принято говорить, а дружелюбные, товарищеские отношения с детьми в семье. С позиции педагогики сотрудничества не целесообразно делать даже самые малые критические замечания о детях на родительских собраниях. Нельзя ссорить детей с родителями. Учитель не должен жаловаться родителям на детей в дневниках, разжигать соревнование между родителями, вывешивать ведомости успеваемости по месту работы родителей. Необходимо стараться показать родителям, что их дети хорошо учатся, а это значит учить родителей любить своих детей. Если же ученик требует внимания и помощи, то надо оказывать ее до конца, до тех пор, пока он прочно не станет на ноги.

Личностный подход. Весь этот комплекс методов и методик приводит к идее личностного подхода к ребенку вместо индивидуального. В школу приходят не только ученики - существа, занятые учением, нет, перед нами личности. Каждый из ребят приносит в школу свой мир чувств и переживаний, ничем не отличающийся от мира учителя, - в этом смысле педагог и ребенок совершенно равны, они оба знают радость, страдание, стыд, страх, удовлетворение, чувство поражения и чувство победы. Сколько бы ни говорили о необходимости индивидуального подхода, учитель, перегруженный уроками и делами, не может осуществить его в полной мере. Педагогика сотрудничества вырабатывает такие приемы, при которых каждый ученик чувствует себя личностью, ощущает внимание учителя лично к нему. Это проявляется и в том, что каждый на каждом уроке получает оценку своего труда, и в том, что каждый выбирает задачи по своему вкусу, и в том, что внешкольное творчество каждого ребенка получает признание и оценку, и наконец, в том, что каждый на самом деле, а не на словах и не в призывах уважаем, что никто не оскорбит ребенка подозрением в неспособности, все защищены в своем классе и в своей школе.

Наши рекомендации