Мониторинг качества обучения
Педагогический мониторинг- это форма организации сбора, хранения, обработки и распространения информации о деятельности педагогической системы, обеспечивающая непрерывное слежение за ее состоянием и прогнозирование ее развития.
Образовательный мониторинг-многоуровневая система.
Уровни:
Индивидуальный, персональный
Внутришкольный
Направления мониторинга:
эффективность и действенность внутришкольного управления;
состояние и результативность методической работы;
качество преподавания и организации процесса обучения;
посещаемость;
уровень развития учащихся и состояние успеваемости. качество ЗУН;
состояние работы с родителями;
состояние воспитательной работы;
физическое воспитание и состояние здоровья учащихся;
инновационная работа в школе;
анализ конечных результатов функционирования школы и т. д..
Блоки показателей:
Личность школьника:
уровень развития;
уровень учебных достижений;
уровень воспитанности;
уровень здоровья.
Образовательная система:
учебные планы;
образовательные программы;
реализуемые педагогические технологии;
психологические основы образовательного процесса;
качественные показатели работы учебной деятельности школы.
Педагогический коллектив:
его качественная характеристика;
уровень профессиональной компетентности педагогических кадров;
эффективность школьной системы повышения квалификации.
Основные принципы мониторинга:
Целенаправленность – соответствие мониторинговой деятельности общему стратегическому направлению цели.
Научность — мониторинг строится с опорой на новейшие достижения педагогической науки и передовой практики, современной теории управления.
Нормативность – опора при организации и осуществлении мониторинга на нормативные документы.
Целостность и непрерывность – рассматривать объекты мониторинга во взаимосвязи всех его компонентов.
Оптимальность – объекты мониторинга требуют применения адекватной технологии.
Эффективность и действенность – система процедур, применяемая в процессе мониторингового исследования, должна способствовать переводу системы в новое качественное состояние.
Компетентность – эксперты, проводящие мониторинг, должны владеть знаниями о способах изучения объекта и средствах его регулирования и коррекции.
Дуальность – исследование объекта в аспекте диверсификации (увеличение многообразия) или конвергенции (сохранение разнообразия) с целью установить устойчивое развитие объекта изучения.
В школьных программах по учебным предметам приводятся требования к знаниям и умениям школьника и соответствующие критерии отметок. В них учтены объем и глубина, прочность знаний, широта кругозора ученика, количество неточностей и ошибок грубых и негрубых в ответах, пробелы в знаниях (незнание существенного и несущественного материала), оригинальные способы выполнения практических заданий и т.д. Все это учитывается, оценивается и выставляется соответствующая отметка. Таковы правила оценивания и выставления отметок. Вместе с тем эти критерии отметок во многом несовершенны. Этим и объясняется пересмотр существующей в РБ пятибалльной системы отметок.
Поскольку отметки имеют официальный характер, то они выставляются и в. классный журнал, и в дневники учеников. А итоговые (четвертные, годовые) и экзаменационные отметки выставляются в соответствующих ведомостях и документах.
Оценка знаний учащихся
Под оценкой знаний, умений и навыков дидактика понимает процесс сравнения достигнутого учащимися уровня владения ими с эталонными представлениями, описанными в учебной программе. Как процесс оценка знаний, умений и навыков реализуется в ходе контроля (проверки) последних. Количественная мера оценки носит название «отметка» и выражается в баллах.
В отечественной дидактике принята 4-балльная система отметок:
– 5 – владеет в полной мере (отлично);
– 4 – владеет достаточно (хорошо);
– 3 – владеет недостаточно (удовлетворительно);
– 2 – не владеет (неудовлетворительно).
В мире существуют и другие шкалы отметок за знания.
Способы оценки:
– сравнительный – сравнение успехов одного ученика с успехами других;
– нормативный – оценка, исходящая из требований стандарта;
– личностный – сравнение ответа ученика с его же ответами, действиями, знаниями и навыками в прошлом.
В современной дидактике существуют различные подходы к конструированию показателей владения знаниями, умениями и навыками, ориентированных на цели обучения различным учебным предметам, что приводит к значительным сложностям в их осмыслении как педагогом, так и учащимся и, как следствие, к формальному использованию в ущерб объективности оценки.
В последние годы в дидактике формируется надпредметный, общедидактический уровень осмысления показателей обученности школьников, причем показатели знаний описываются через владение их элементами, выражающимся в выполнении учащимися интеллектуальных операций, поддающихся объективному измерению. Обобщенная система надпредметных показателей обученности может быть представлена следующим образом.
1. Показатель сформированности знаний:
– владение понятиями;
– владение фактами;
– владение научной проблематикой;
– владение теориями;
– владение закономерностями и правилами;
– владение методами и процедурами.
2. Показатель сформированности умений:
– построение алгоритма (последовательности) операций выполнения конкретных действий в структуре умения;
– моделирование (планирование) практического выполнения действий, составляющих данное умение;
– выполнение комплекса действий, составляющих данное умение;
– самоанализ результатов выполнения действий, составляющих умение в сопоставлении с целью деятельности.
3. Показатели сформированности навыков.
Обобщенные показатели сформированности навыков совпадают с показателями сформированности умений. Но поскольку навык предполагает автоматизацию действий, оцениваются обычно еще и время его выполнения, например измерение скорости чтения, устного счета и т. п.
Основной недостаток экспертной оценки – субъективизм. Функции оценки не ограничиваются только констатацией уровня обученности. Оценка – средство стимулирования учения, положительной мотивации, влияния на личность. Под влиянием объективного оценивания у школьников создается адекватная самооценка, критическое отношение к своим успехам. Поэтому значимость оценки, разнообразие ее функций требуют поиска таких показателей, которые отражали бы все стороны учебной деятельности школьников и обеспечивали их выявление. С этой точки зрения ныне действующая система оценивания знаний, умений требует пересмотра с целью повышения ее диагностической значимости и объективности.
Неуспеваемость учащихся
Под неуспеваемостью понимается ситуация, в которой поведение и результаты обучения не соответствуют воспитательным и дидактическим требованиям школы. Неуспеваемость выражается в том, что ученик имеет слабые навыки чтения, счета, слабо владеет интеллектуальными умениями анализа, обобщения и др. Систематическая неуспеваемость ведет к педагогической запущенности, под которой понимается комплекс негативных качеств личности, противоречащих требованиям школы, общества. Педагогически запущенные часто бросают школу, пополняют группы риска.
Неуспеваемость – это комплексная проблема, имеющая дидактический, методический, психологический, медицинский и социально-педагогический аспекты.
Исследования установили три группы причин школьных неудач.
1. Социально-экономические – материальная необеспеченность семьи, общая неблагополучная обстановка в семье, алкоголизм, педагогическая безграмотность родителей.
2. Причины биопсихического характера – это наследственные особенности, способности, черты характера. Задатки наследуются от родителей, а способности, увлечения, характер развиваются при жизни на основе задатков.
3. Педагогические причины. Обучение, работа учителя – решающий фактор в развитии школьника. Грубые ошибки педагога ведут к психогениям, дидактогениям – психической травме, полученной в процессе обучения и требующей иногда специального психотерапевтического вмешательства.
Более конкретные причины неудач в учебе: жесткая, унифицированная система обучения, содержание образования, одинаковое для всех, не удовлетворяющее потребности детей; единообразие, стереотипность в методах и формах обучения, вербализм, интеллектуализм, недооценка эмоций в обучении; неумение ставить цели обучения и отсутствие эффективного контроля за результатами; пренебрежение развитием учеников, практицизм, натаскивание, ориентация на зубрежку.
Средства для устранения дидактических причин неуспеваемости
Педагогическая профилактика – поиски оптимальных педагогических систем, в том числе применение активных методов и форм обучения, новых педагогических технологий, проблемного и программированного обучения, компьютеризация. Ю. Бабанским для этого была предложена концепция оптимизации учебно-воспитательного процесса.
Педагогическая диагностика – систематический контроль и оценка результатов обучения, своевременное выявление пробелов. Для этого имеются беседы учителя с учениками, родителями, наблюдение за трудным учеником с фиксацией данных в дневнике учителя, проведение тестов, анализ результатов, обобщение их в виде таблиц по видам допущенных ошибок.
Педагогическая терапия – меры по устранению отставаний в учебе. В отечественной школе это дополнительные занятия. На Западе группы выравнивания, преимущества которых в том, что занятия в них проводятся по результатам серьезной диагностики, с подбором групповых и индивидуальных средств обучения. Их ведут специальные учителя, посещение занятий обязательно.
Воспитательное воздействие – с неуспевающими учениками должна вестись индивидуальная планируемая воспитательная работа, которая включает и работу с семьей школьника.
24.