Занятие - основная форма обучения в условиях ДОУ

ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ - это способ организации обучения, который осуществляется в определенном порядке и режиме. Формы отличаются по количественному составу участников, характеру взаимодействия между ними, способам деятельности, месту проведения и т.д. В детском саду используются фронтальные, групповые и,.индивидуальные формы организованного обучения.

Основной формой организации обучения детей в детском саду являются занятия. Они организуются и проводятся педагогом в соответствии с "Программой воспитания и обучения в детском саду''. Занятия проводятся с детьми всех возрастных групп детского сада. В режиме дня каждой группы определяется время проведения занятия, как правило, это утренние часы. (См, таблицы № 3, 4)

Занятия организуются по всем направлениям воспитательно-обраэоватедьнрй работы с детьми: по ознакомлению с окружающим, по развитию речи, по музыкальному воспитанию, изобразительной деятельности, конструированию, формированию элементарных математических представлений, по физической культуре.

В занятии можно выделить три основные части.

Первая часть - введение детей в тему занятия, определение целей, объяснение того, что должны сделать дети.

Вторая часть-- самостоятельная деятельность детей по выполнению задания педагога или замысла самого ребенка.

Третья, часть - анализ выполнения задания и его оценка.

В последние годы осуществляется поиск путей совершенствования обучения в детском саду, указываются недостатки фронтальных форм проведения занятий: на таких занятиях реально работает не более 1/3 группы (самые активные дети); используется школьная форма организации (по типу урока) со всеми требованиями произвольности поведения, что еще не совсем доступно детям дошкольного возраста; занятия часто носят формальный характер (без обратной связи и актуальных развивающих задач). Отмечается целесообразность проведения занятий с подгруппами детей

Занятие - основная форма обучения в условиях ДОУ - student2.ru ТРЕБОВАНИЯ К ЗАНЯТИЯМ

ГИГИЕНИЧЕСКИЕ

Занятия проводятся в чистом проветренном, хорошо освещенном помещении.

­ Воспитатель, постоянно следит за правильностью позы ребенка, не допускает низкого наклона головы, что ведет к неправильному положения позвоночника и развитию близорукости.

­ Воспитатель не должен допускать переутомления детей на занятиях. Необходимо предусматривать чередование различных видов деят-ти детей не только на различных занятиях, но и на протяжении одного занятия.

­ После занятия с пластилином, землей, клеем, красками нужно следить, чтобы дети тщательно мыли руки.

ДИДАКТИЧЕСКИЕ

­ Точно определить образовательные задачи занятия, его место в общей системе занятий.

­ Творчески использовать на занятии все дидактические принципы в единстве.

­ Определить оптимальное содержание занятия в соответствии с программой и уровнем подготовки детей.

­ Выбирать наиболее рациональные методы и приемы обучения в зависимости от дидактической цели занятия.

­ Обеспечить познавательную активность детей на занятии, рационально соотносить словесные, наглядные и практические методы с целью занятия.

­ Систематически осуществлять контроль за качеством усвоения знаний, умений и навыков.

организационные Иметь в наличие продуманный план проведения занятия. Четко определить цель и дидактические задачи занятия.Грамотно подбирать и рационально использовать различные средства обучения, в том число ТСО.Поддерживать необходимую дисциплину и организованность детей на занятии.

Экскурсия. На экскурсии ставятся и решаются образовательные, развивающие и воспитательные задачи. В младших группах они проводятся внутри помещения и в пределах участка детского сада, в средней и старшей группах - за его пределами. Для экскурсии характерно непосредственное восприятие жизненных явлений, наблюдение их. Экскурсии используются для ознакомления детей с природой, с трудом взрослых, результатами их труда, для ознакомления с общественными явлениями и событиями. Проведение экскурсии требует подготовки: разрабатывается маршрут, структура, определяются методы, материал, который могут собрать дети, необходимое оборудование. 0 предстоящей экскурсии детям сообщается заранее. Непосредственно перед экскурсией проводится короткая беседа, на которой выясняются представления детей об объектах наблюдения, напоминают о правилах поведения на экскурсии. В ходе экскурсии детей размещают так, чтобы всем был хорошо виден объект наблюдения. Углубление и закрепление представлений, полученных на экскурсии осуществляется на занятиях и в повседневной жизни (в труде, изодеятельности, конструировании). В заключении на занятии проводится итоговая беседа.

Формы организации обучения в повседневной жизни. На протяжении дня воспитатель имеет возможность осуществлять обучение при использовании разнообразных форм организации детей, имеют место фронтальные формы обучения - наблюдение с детьми за природными явлениями, за трудом взрослых во время прогулок, а также в уголке,.

В повседневном пед. процессе используется групповая форма обучения (небольшое количество детей). При этом часто используется дидактическая или автодидактическал игра (для закрепления и уточнения знаний, для отработки умственных навыков и умений). Применяются также индивидуальные формы обучения - разнообразные упражнения, беседы и другие.

На современном этапе подход к обучению детей на занятиях несколько изменился, формирование знаний, умений и навыков чаще выступает не как самоцель, а как средство развития ребенка. Появились такие нетрадиционные формы занятий как КВН, "Блиц-игра", занятия с использованием социально-игровых методов обучения (когда дети учат друг друга), "Клуб знатоков", "Что? Где? Когда?", занятия в

центрах активности.- Такая форма обучения предполагает более индивидуальный подход к детям, и дает ребенку возможность выбора. Структура занятия - дети приглашается в центр круга (на ковре в центре группы дети садятся в кружок), где происходит ознакомление с новым материалом, либо систематизируется уже известный. После чего детям предлагаются задания на закрепление знаний в таких центрах, как центр искусства - изо; центр манипулятивных материалов - сенсорика; центр грамотности – дид.игры, математика, развитие речи, худ. лит-ра; центр воды и песка - игры с водой и песком, экспериментирование; центр конструирования - строительные игры; центр драматизации. Детям предлагается на выбор 2-3 центра, куда бы они хотели пойти. Данная форма занятия предусматривает наличие ассистента (помощник воспитателя, родители) который бы мог осуществлять обучение детей в одном из центров, в качестве ассистента может выступать. Такая форма проведения занятий позволяет более индивидуально подходить к вопросу обучения детей, развивает детское творчество, самостоятельность, умение делать выбор. Эти занятия также приобщают родителей к проблемам детского сада. Даст возможность родителям сравнивать уровень развития своих детей с их сверстниками.

Л.Галкина и С.Бобылева предложили свою нетрадиционную форму проведения занятий по ФЭМП. Нет традиционных объяснений, показа, закрепления материала. занятия строятся в виде практических заданий. Чтобы эти задания выполнялись продуктивно, дети распределяются на подгруппы по 6-8 человек. Важным моментом является подбор состава каждой подгруппы. Необходимо детей обучить культуре общения, правилам поведения, после этого можно формировать подгруппы по желанию ребят

Более сильных детей по знаниям надо приобщать к помощи более слабым детям.

Таким образом, изменились и формы организации детей на занятиях - ведущими стали групповые и парные. Однако не исключается и традиционная форма работы

Подготовка воспитателя к организации и проведению занятия в ДОУ.

I. Определение темы и ведущих понятий

1. четко определить и сформулировать тему

2. определить место темы в учебном плане

3. определит ведущие понятия, на которые опирается данное занятие

4. обозначить для себя ту часть материала, которая будет использована в дальнейшем на других занятиях

II. определение целей и задач

определить целевую установку занятия- для себя и для детей, понять, зачем данное занятие вообще нужно. Обозначить обучающую, развивающую и воспитывающую функцию занятия

III. Планирование учебного материала

1. Подобрать литературу по теме. Отобрать из доступного материала только тот, который служит решению потсавлен6ных задач наиболее простым способом

2. подобрать учебные задания, целью которых является:

* узнавание нового материала

* воспроизведение, применение ЗУН в знакомой и незнакомой ситуации

* творческий подход к заданию

3. упорядочить учебные задания в соответствии с принципом «

от простого к сложному»

Составить три набора заданий:

• подводящие детей к воспроизведению материала

• способствующие осмыслению материала

• способствующие закреплению материала

IY. Продумывание изюминки занятия

Каждое занятие должно содержать то, что вызовет удивление, изумление, восторг, одним словом то, что дети будут долго помнить. ПР этом важно учесть возраст детей, прием, который подходит только для средней группы, но не подходит для ясельной или подготовительной группы. То может быть интересный факт, неожиданное открытие, красивый опыт, нестандартный подход к уже известному.

Y. Группировка отобранного материала

Для этого продумать в какой последовательности будет организована работа с отобранным материалом, как будет осуществлена смена видов деятельности. Главное при группировке- умение найти такую форму организации занятия, которая вызовет повышенную активность детей, а не пассивное восприятие нового.

YI. Планирование контроля за деятельность детей

Продумать

• что контролировать

• как контролировать

• как использовать результаты контроля

YII. Подготовка оборудования

Составить список необходимых учебно-наглядных пособий, приборов.

Проверить, все ли работает.

Наши рекомендации