Методика руководства игрой по блокам и по этапам

1 БЛОК.Активное познание окружающего

Общие требования:

- работу по ознакомлению детей с окружающим необходимо выстраивать с учетом интересов детей;

- работа должна проводится определенными порциями. Знания необходимо давать постепенно (несколько экскурсий куда-либо);

- необходимо заинтересовать детей содержанием материала. Чтобы знания были яркими, эмоциональными, чтобы дети хотели их обыграть.

Работа на 1 этапе:

Главное содержание – знакомство с предметным миром в группе и на участке. Дети постепенно знакомятся с названиями, назначениями, свойствами предметов. Проводим экскурсии по группе, обращая внимание на новые места, предметы. Для это используются такие м е т о д ы как разговор с предметом и игры-загадки. Дети включаются в активные действия с предметами (помыть). Также используются дидактические игры (игры с куклой). Дети знакомятся с животным миром (домашние и сказочные). Дети обыгрывают различные действия.

Работа на 2 этапе:

Продолжается знакомство с предметным миром, но основное внимание уделяется ознакомлению с трудом взрослых. Мы показываем различные действия взрослых, наблюдаем, коротко обозначаем с какой целью осуществляется действие. Для этого проводятся наблюдения из окна. Обязательно обращаем внимание на личные качества, которые взрослый проявляет с своем труде. П р и е м ы: беседа детей со взрослыми; приход взрослых в группу; посильная помощь детей в труде взрослых; подарки, которые взрослые дарят для игры.

Работа на 3 этапе:

Проводят экскурсии, расширяют круг людей, с которыми знакомятся дети. Включаем детей в активные действия по ходу экскурсии. После экскурсий проводятся закрепляющие беседы. Читаем художественную литературу: «Айболит», «Почтальон», «Конь-огонь», «Кем быть?», «Что я видел, где бываю», серия Жидкова «Помощь идет», «Дядя Степа милиционер» и др. Рассматриваем альбомы с иллюстрациями. Знания об окружающем дети закрепляют в процессе рисования и слушания музыки.

2 БЛОК. Обучающие игры

Долгое время специалисты не понимали сути этого блока, т.к. сюжетно-ролевая игра – это игра творческая, идущая от самого ребенка. Некоторые исследователи (Эльконин, Михайленко, Фрадкина, Гершензон Е.А.) доказали, что способы игры должны быть переданы детям.

Обучающие игры – это совместная игра взрослого и ребенка, в которой детям передаются определенные конкретные способы игры.

Работа на 1 этапе:

Проводится рассматривание игрушек, разговоры с игрушками, где дети узнают те действия, которые можно обыгрывать с той или иной игрушкой.

Работа на 2 этапе:

В группу вносятся предметы-заместители. На этом этапе помогаем детям увидеть в них какие-то реальные предметы. Главная цель обучающих игр на 2 этапе: овладение детьми выразительностью мимики, жестов, движений, как способов общения людей, поэтому проводятся имитационные упражнения в различных играх (как зайчики, мячики, лисички и т.д.). Также проводятся занятия на сюжетной основе с какими-то перевоплощениями. Организуем телефонные диалоги, игры-«подарки», «Море волнуется», при этом обращаем внимание на выразительность и разнообразие образов.

Работа на 3 этапе:

Учим детей играть с воображаемыми предметами (угощаем конфетой). Проводим дидактические игры с куклой и эти действия переносим на другие предметы. На 3 этапе роль обучающих игр снижается и главное внимание уделяется совершенствованию ролевых способов поведения. На первое место выступают театрализованные игры, игры-загадки, также проводятся игры имитационного характера на основе литературных произведений, при этом обращаем внимание на индивидуальное творчество.

3 БЛОК.Организация предметно-игровой среды.

По степени условности:

1. реалистические (это игрушки с хорошо прорисованными деталями. Маленького ребенка эти детали могут уводить от игры. Это игрушки фабричные)

2. условные (у них мало отвлекающих деталей. Это игрушки «теплые», их можно безболезненно ронять, т.к. они чаще всего мягкие или резиновые, самодельные)

3. предметы-заместители (т.е. предметы, которые похожи на реальные. Умение пользоваться этими игрушками делает ребенка свободным от игровой среды)

4. воображаемые (т.е. реально игрушки отсутствует, но она ожила благодаря воображению).

Общие требования к работе:

- содержание игровой обстановки должно исходить из тех впечатлений, которые дети получили в данный отрезок времени;

- один и тот же игровой материал может использоваться в разных играх по-разному (универсальность игрового оборудования);

- динамичность игрового оборудования. Оно должно убираться и легко разворачиваться, если игра пошла;

- авторы выступают против статичных зон в группе;

- материал должен подбираться с учетом того, на каком уровне находится игра.

Работа на 1 этапе:

В этих группах необходимо иметь много условных игрушек (объемных и плоских). Нужно иметь и реалистические несложные игрушки (люди, животные, транспорт). Хорошо иметь заводные игрушки, кукольный театр, мебель, предметы игры с куклой. Игрушки должны быть мелкие, средние, крупные, нетяжелые, их должно быть много. Используются также тематические наборы (для игры с собачкой и т.д.), связанные с окружающим. Нужен чудесный сундучок для накопления предметов-заместителей.

Работа на 2 этапе:

Используются более разнообразный игровой материал, отражающий большее количество знаний. Дети начинают объединяться, поэтому нужны игрушки, которые помогут в этом. Для объединения детей и создания игровой ситуации используются средообразующие модули – это легкие фанеры, мягконабивные кубы и другие геометрические фигуры, с помощью которых быстро и легко можно создать игровую ситуацию. Также для объединения детей можно использовать ширмы, качалки, манежи, песочницы, батуты, крупное игровое оборудование. Используются съемные панно-картины с изображением самовара, вазой с фруктами, морским пейзажем, улицей города, ванной с детьми – это развивает действия с воображаемыми предметами. Нужно иметь богатые уголки ряжения. Используем игрушки, сделанные своими руками в качестве атрибутов для игры. Мы должны позволять детям использовать кольца пирамидок для других игр.

Работа на 3 этапе:

Атрибутов становится меньше, т.к. внешние действия детей менее привлекают. Нужны игрушки для режиссерских игр. Привлекаем детей к созданию атрибутов для игры.

4 БЛОК. Активизированное общение воспитателя с детьми.

В данном блоке осуществляется косвенное руководство игрой.

Основные требования: ничего не диктовать, не навязывать; воспитатель должен действовать тактично и осторожно. Решается задача формирования у детей способов решения игровых задач. Каждая игровая задача заранее продумывается взрослым. А уже в самой игре с помощью разных приемов воспитатель побуждает детей к использованию того или иного способа.

Работа на 1 этапе:

Приемы:

- подсказывание различных игровых ситуаций;

- подсказывание вопросов;

- воспитатель вместе с ребенком создает игровую обстановку;

- позже можно побуждать детей к самостоятельному подбору всего необходимого для игры;

- побуждаем ребенка вспомнить знакомые ему игровые ситуации и проиграть их вновь с другими игрушками;

- воспитатель ставит перед ребенком игровые задачи в прямой речи («Уложи куклу спать») или косвенной («Кукла хочет спать»).

Все это воспитатель проделывает многократно с использованием различного игрового материала.

Работа на 2 этапе:

Основная задача: формирование ролевого поведения. На это направлены вопросы воспитателя к детям: «Ты кто?» - «Шофер», предложения, одобрение, советы, предупреждения («Не забудь завязать дочке шарф»). В совместных играх воспитатель помогает детям обозначить словесно-игровую задачу («Куда едешь? Что везешь?»)

На 5 г/ж воспитатель уже больше наблюдает за детьми, оберегает их самостоятельность, направляет на поиск новых ролей и сюжетов, поощряет детей, больше внимания уделяет детям, которые не любят или не умеют играть.

Работа на 3 этапе:

По мере поощрения детей отвечаем на вопросы, даем советы, но в основном наблюдаем за играми, иногда проводим предварительное обсуждение, но ничего не навязываем.

ВЫВОД:

19.Игрушка. История возникновения и создания, значение, требования, виды.

Наши рекомендации