Этап: передачи детям ролевого способа игры
На этом этапе решается 4 задачи:
-1- формировать индивидуальное ролевое поведение (учим брать роль в игре). Ролевое поведение – это понятие роли, выполнение соответствующих роли действий, обозначение своих действий и ролей в речи. Используется второй тип сюжета с двумя взаимодействующими ролями (персонажами). Перед началом игры дается установка:
«Я очень хочу поиграть. А ты хочешь со мной поиграть? Посмотри, какой грустный мишка, наверное, он заболел. Я буду доктором и его полечу».
Дальше воспитатель выполняет несколько ролевых действий (речевые и физические). В конце игры сообщает: «Я была доктором, я лечила мишку. Теперь он веселый». В-И. Далее на место игрушки вводится в игру ребенок.
«Помнишь, как в прошлый раз мы с тобой играли? Мы лечили мишку. А давай как будто бы ты заболел, а я буду доктором и буду тебя лечить». «Я была доктором, я тебя полечила». В-Р.
-2- формирование ролевого взаимодействия как обмена условными ролевыми действиями (учим ребенка взаимодействовать с другим ребенком в игре). Главная роль отдается ребенку.
«А давай как будто бы доктором будешь ты и будешь лечить зайку?» Р-И.
Далее вводится второй ребенок. «Сережа, давай как будто бы ты заболел, а Коля будет доктором и будет тебя лечить». После игры вывод. Р-Р.
Так играет воспитатель с каждым ребенком.
-3- формирование ролевого взаимодействия как обмен речевыми ролевыми высказываниями (учим детей ролевому диалогу).
Используется методика телефонного разговора. Работу начинаем с обыгрывания стихотворения К. И. Чуковского «Телефон». В игру вводится роль чукоши, которую берет на себя воспитатель, а детям отдает другие роли в стихотворении.
После этого телефонные диалоги разыгрываются по сюжетам знакомых игр. Воспитатель ведет в диалоге, а это значит, что он обозначает свою роль, помогает обозначить ребенку свою роль и задает вопросы так, чтобы ребенок мог на них развернуто ответить.
От простых телефонных диалогов мы переводим детей к более сложным диалогам, в которых участвует воспитатель и большое количество детей.
Например – пассажир, диспетчер, инспектор ГАИ; больной, регистратура, доктор; покупатель, директор магазина, продавец.
В этих диалогах дети говорят не только с воспитателем, но и между собой.
-4-учить детей менять роль в игре:
«Семья»: взрослый
роль I дочка
Р роль II папа
гл. роль роль III другая мама (соседка)
мама
Установка:
«Ты хочешь быть мамой? А я как будто бы буду твоей дочкой и как будто бы я пришла со школы». Далее развиваются действия и разговор, а затем дочка как будто бы уходит гулять. Далее: «А теперь я как будто бы буду папой и я приду домой на обед». Разворот действий, диалога. Папа уходит на работу. «А теперь я как будто бы буду соседкой – мамой подружки у твоей дочки». Таким образом в игру вводится роль, аналогичная главной роли. Т.к. эти отношения более скрыты для детей.
Далее воспитатель берет главную роль, а ребенку отдает сменные роли.
ребенок
роль I
В роль II
гл. роль роль III
Все это проигрывается и на другие темы:
«Больница»: гл. роль – врач, второстепенная – м/с, больной, другой врач.
«Ферма»: гл. роль – доярка, второстепенная – директор совхоза, покупатель, пастух, другая доярка.