Своеобразие, значение сюжетно - ролевых игр. Разные подходы к руководству сюжетно - ролевыми играми. Раскрыть один из подходов.
Своеобразие и структура сюжетно-ролевой игры
Сюжетно-ролевая игра – это один из основных видов игры. Она является отражательной деятельностью детей, основным источником которой является окружающая жизнь и деятельность людей.
Сюжетно-ролевая игра – это творческая игра, т.е. она придумана самим ребенком, идет от него и ребенок самостоятелен в игре. В ней активно работает его воображение, он проявляет инициативу и творчество.
Основной особенностью сюжетно-ролевой игры является создание воображаемой ситуации (как будто, понарошку). В воображении ребенка создается какая-то реальная обстановка, действия ребенка нереальны, дети берут на себя воображаемые роли.
Основные структурные компоненты
(характерны для всех видов творческих игр)
СЮЖЕТ – это цепочка событий, которые отражают дети
РОЛЬ – является стержнем сюжетно-ролевой игры, чаще всего это роль взрослого, сказочного литературного персонажа, ролевые отношения. Дети выражают в каких-либо действиях или в речи, мимике, жестах, в использовании атрибутов
ПРАВИЛА – придумывают сами дети, в правилах обговаривается игровая обстановка, действия детей. Выполнение правил строго контролируют сами дети
ИГРОВЫЕ ДЕЙСТВИЯ – это то, что делает каждый ребенок в рамках своей роли. Действия могут быть физическими и речевыми
РЕЗУЛЬТАТ ИГРЫ – хорошее настроение детей, получение удовольствия, желание играть еще.
Разные подходы к руководству сюжетно-ролевой игрой
а) долгие годы в практике работы детских садов существовал так называемый традиционный подход, который был создан в 50-е годы такими известными советскими учеными, как Жуковская Р. И., Менджерицкая Д. Б., Флерина Е. А., Усова А. П. этот подход и сегодня имеет место в практике работы многих воспитателей. Его суть состоит в том, что детей знакомят с окружающей жизнью, готовят атрибуты для игры и в ходе игры руководят детскими взаимоотношениями.
б) формирование игры в дошкольном детстве
Н. Я. Михайленко
Н. А. Короткова
Данный подход заложен в программе «Развитие»
в) комплексный метод руководства сюжетно-ролевой игрой
С. Л. Новоселова
Е. В. Зворыгина
г) игра в программе «Детский сад – дом радости»
Н. А. Крылова
ПОДХОД МИХАЙЛЕНКО Н.Я. И КОРОТКОВОЙ Н.А. – ФОРМИРОВАНИЕ ИГРЫ В ДОШКОЛЬНОМ ДЕТСТВЕ
Авторы считают, что обстановка с сюжетно-ролевыми играми в детском саду неблагополучная и игра кА бы уходит на сегодня из детского сада. Ученые и практики в связи с этим должны решить ряд проблем:
ù Какой должна быть игра на разных этапах дошкольного детства
ù В чем специфика воздействия на игру по сравнению с другими видами деятельности
ù Что подлежит оценке: деятельность воспитателя по руководству игрой, или тематическое содержание игры, или игровые умения детей
Что такое формирование игры? Это передача детям игрового опыта на разных этапах дошкольного детства. Игровой опыт – это 2я система средств:
- это те действия, которые ребенок может произвести в игре;
- это речевое обозначение этих действий.
Этот опыт авторы называют СПОСОБОМ ИГРЫ
Этапы руководства игрой
№ п/п | Название этапа (игровой способ) | Возраст детей |
1. | Этап передачи детям предметно-игрового способа игры | от 1,5 до 3л. |
2. | Этап передачи детям ролевого способа построения игры | от 3 до 5л |
3. | Этап передачи способов сюжетного сложения | от 5 до 7л |
Принципы формирования игры
1.формирование игры происходит в совместной игре взрослого и ребенка, где взрослый является равным партнером по игре
2.формирование игры происходит в совместной игре, в процессе которой взрослый передает ребенку характерный возрасту способ игры в «чистом» виде
3.в совместной игре дети получают не только способ игры, но и способы взаимодействия в игре между собой
4.игра носит двухчастный характер: * совместная игра взрослого и ребенка; * самостоятельная игра детей.
Типы сюжетов
В основе методики руководства игрой лежит не тематика игр, а типы сюжетов, которые можно положить на любую тематику.
Главным средством реализации принципов формирования игры является сюжет. Авторы предлагают несколько типов сюжетов, которые можно использовать в руководстве игрой:
однотипные одноперсонажные сюжеты
П Д1 Д2 Д3…….
П – персонаж Д - действие
многоперсонажные сюжеты
П1 П2 П3
многотемные сюжеты
С1 С2 С3
П1 П2 П3 П1,2 П4 П5 П1,2 П6 П7