Развитие любознательности, познавательной активности и интересов
Любознательность – это яркая природная черта дошкольников.
Показателем познавательной активности детей являются их вопросы. Больше задают вопросы дети. Которые больше знают, потому что у них происходит столкновение знакомого и незнакомого.
Характер вопросов с возрастом меняется. У 2-3х летних детей вопросы носят отрывочный характер (Кто? Что?). Мотивом этих вопросов является желание привлечь внимание.
В 3-4 года вопросы остаются простыми, но они носят цепной характер и дети даже часто не дослушивают ответы.
В 4-5 лет наступает пик любознательности. Это говорит о росте познавательной активности.
В 6-7 лет дети продолжают задавать много вопросов, они более сложные; ответы не только выслушиваются, но и сопоставляются с имеющимся опытом. Дети могут выражать сомнения по поводу ответа, могут поспорить. Происходит увеличение количества вопросов относительно себя, своего места в обществе, о нормах и правилах поведения, о жизни и смерти, о смысле жизни. Дети стремятся к сопереживанию со стороны воспитателя и ждут понимания.
Ни один вопрос ребенка не должен остаться без внимания. Если ответ простой, можно предложить подумать самому ребенку. Можно вместе с ребенком заглянуть в книгу, в окно, посмотреть на картинку. Если не можем сразу ответить, то обещаем ответить; позже обязательно выполняем обещание. За интересные вопросы детей надо благодарить. Можно выделять время в режиме дня, когда дети могли бы задать свои вопросы.
Нужно учить детей задавать вопросы.
Познавательная активность – это внутренняя готовность человека к познавательной деятельности, которая проявляется в поисках новых впечатлений и познавательной деятельности.
Потребность в познании и информационном обмене – одна из ведущих потребностей ребенка, влияющая на его развитие. Имеет большое значение познавательная активность самого воспитателя. В группе должна царить атмосфер познавательной активности. Должна быть насыщена развивающая среда. В итоге этой работы у детей появляется стойкий интерес к знаниям, стремление добывать их самостоятельно и применять их в повседневной жизни.
Развитие познавательных интересов
В этой работе воспитатель будет опираться на природную активность и эмоциональную отзывчивость детей. Первые познавательные интересы связаны с практической деятельностью и игрой, хотя сам ребенок при этом факт познания может не осознать.
В старшем дошкольном возрасте познавательные интересы приобретают устойчивый характер при следующих условиях:
© организация разнообразной деятельности детей;
© вовлечение ребенка в самостоятельный поиск тех или иных знаний;
© задания, которые даются ребенку, должны быть посильные, но с элементом трудности;
© познавательный материал важно сделать личностно значимым для ребенка;
© повышение «+» эмоционального фона в познании;
© положительная оценка, которая делает ребенка успешным в познании
Формирование навыков учебной деятельности
ВЫВОД:
Дидактические игры, их значение, своеобразие, виды.
Дидактические игры по классификации относятся к играм с готовым содержанием и правилами.
Дидактическая игра – это игра, которая служит для закрепления знаний, их систематизации и практического применения.
Дидактические игры рассматриваются как форма обучения. Целые занятия проводятся в форме дидактических игр. В младшем возрасте с их помощью даем новые знания, а в средней и старшей дидактические игры на занятии и вне занятий используются для закрепления.
Дидактические игры рассматриваются и как метод обучения. В этом случае часть занятия проводится в форме дидактической игры.
Дидактическая игра рассматривается как самостоятельная деятельность ребенка. Эта область еще не изучена.
Значение дидактических игр:
1). Обучение происходит в завуалированной форме для детей. Процесс обучения для детей становится легким и занимательным. Дидактические игры широко используются в обучении математике, в ознакомлении с окружающим, природой, в развитии речи и музыкальном воспитании.
2). В процессе дидактических игр, опираясь на непроизвольное внимание, активизируется познавательная деятельность детей, вызывая интерес к предметам и явлениям окружающей жизни.
Специфика дидактических игр
ü в любой дидактической игре есть свод формализованных правил, которые безличны, одинаковы для всех играющих и стабильны на протяжении данной игры;
ü действия детей в игре всегда реальны;
ü дидактическая игра – это всегда совместная деятельность;
ü в дидактической игре есть заранее заданный конечный результат. Свои результаты ребенок может соотнести с результатами других детей часто результат игры становится выигрыш. Всегда есть правило, которое этот выигрыш устанавливает;
ü процесс дидактических игр цикличен, т.е. игру можно всегда повторить, а следовательно, проигравший может восстановить свое благополучие;
ü в дидактических играх складываются отношения состязательности. Интересы играющих всегда противоположны. Это развивает стремление к успеху, умение сравнивать свою игру с игрой других. Дети приобретают опыт переживания временной неудачи.