Значение, задачи эстетического воспитания и художественной деятельности. Основные средства эстетического воспитания. Виды художественной деятельности.

Эстетическое воспитание –это целенаправленное, систематическое взаимодействие педагога и детей с целью их эстетического развития, формирования творчески активной личности, способной воспринимать и понимать прекрасное в природе, труде, человеческих отношениях, произведениях искусства и испытывать потребность в эстетической деятельности, направленной на преобразование действительности по законам красоты.

Художественное воспитание – это воспитание средствами искусства.

Эстетическое воспитание более широкое понятие, оно предполагает воспитание всеми средствами красоты.

Эстетическая деятельность - это деятельность по созданию и преобразованию окружающей действительности по законам красоты.

Художественная деятельность – это деятельность, связанная с искусством.

Значение эстетического воспитания

-1- Эстетическое воспитание – это неотъемлемая часть всей системы воспитания, и без него не может быть гармонического полноценного развития личности. Эстетическое воспитание тесным образом переплетается со всеми другими сторонами воспитания.

-2- Дети с самых ранних лет соприкасаются с красивым через игрушки, песенки, одежду, прогулки. Эти первые эстетические переживания надолго остаются в памяти и влияют в дальнейшем на развитие вкусов, интересов человека. Поэтому эстетическое воспитание должно начинаться как можно раньше.

-3- Эстетические задатки у детей различны, но все дети обладают потенциальными возможностями для эстетического развития. Эти возможности нужно как можно более полно использовать.

-4- Дети достаточно рано начинают тянуться к яркому, получают удовольствие от ритмичных звуков, движений, но это не значит, что только этим мы будем ограничиваться в эстетическом воспитании. Детям нужно показать многогранность красоты окружающего мира и помочь эту красоту полюбить. Большая роль в этом принадлежит воспитателю и узким специалистам.

С 50-60х гг в нашей стране проводятся исследования в области эстетического воспитания дошкольников:

Флерина Е. А. – проблемы детской игрушки, проблема детского рисунка

Сакулина Н. П. – ИЗОД детей

(Григорьева Г. Г.,

Колсарова Т. С.)

Казакова - ИЗОД детей

Ветлугина Н. А. – проблемы художественного творчества в целом, ММУЗО, музыкальная деятельность

Пантелеева - вопросы эстетического оформления зданий детского сада и участков.

Задачи эстетического воспитания детей дошкольного возраста:

1. Развитие эстетического восприятия, эстетических представлений и чувств детей. Красота окружающего мира, произведений искусства вызывают у детей эмоциональную отзывчивость, радость, удивление и восхищение. Велика роль взрослого в том, чтобы обратить внимание ребенка на эту красоту, учить всматриваться, вслушиваться, переживать. здесь нужен яркий пример воспитателя. Для развития эстетического восприятия большое значение имеет сенсорная культура, т.к. умение различать цвета, звуки, формы ведет к более глубокому восприятию. Важно, чтобы встречи с прекрасным были эмоционально окрашены. При этом воспитатель высказывает свои суждения, дает свои оценки, развивая постепенно суждения и оценки детей. сначала эти суждения и оценки очень поверхностны (красиво), но с опытом дети начнут обозначать красоту словами, у детей появится избирательное отношение к красоте. Развивая эстетические чувства мы побуждаем детей к общению с красивыми предметами, персонажами, побуждаем детей ставить себя на место героя, мысленно действовать вместе с ним и тем самым дети начинают понимать красоту поступков.

2. Приобщать детей к эстетической деятельности, развивать у них художетсвенно-творческие способности. Детям дошкольного возраста доступны практически все виды художественной деятельности (ИЗО, музыкально-пластические, художественно-речевые, театрально-игровые). Все эти виды деятельности своеобразны у дошкольников, т.к. дети непосредственны, искренни, подражательны, у детей нет комплексов по поводу зрителей, слушателя. В этих видах деятельности дети удовлетворяют потребность в образном выражении своих впечатлений и эмоций. Дети учатся создавать замыслы и их реализовывать на уровне имеющегося у него опыта. Для реализации этой задачи необходимо специальное обучение, в процессе которого дети учатся способам выражения своих замыслов. Такое обучение должно быть построено на интересе и вызывать у детей желание творчески действовать.

3. Формирование у детей основ эстетического вкуса.

Эстетический вкус – это субъективное освоение объективных норм, оценок, прекрасного и безобразного, возвышенного и низкого, трагичного и комичного. Большая роль также отводится специальному обучению, в процессе которого дети знакомятся с истинными произведениями искусства. Дети переживают эту красоту, узнают знакомые произведения, запоминают. У них появляются любимые произведения. Дети начинают чувствовать, видеть красоту, и там, где это необходимо, беречь ее.

Наши рекомендации