Подведение итогов и оценка труда детей
Итоги подводит тот, кто ставил цель. Содержание оценки должно исходить из задач. Оценка должна быть искренней, заинтересованной, эмоциональной, с тем, чтобы вызвать желание трудиться еще раз. В старшем дошкольном возрасте необходимо учить оценивать себя и других.
Руководство коллективным трудом
Коллективный трудбывает:
¨ общим, когда все дети выполняют одинаковую работу для достижения общей цели;
¨ пооперационным (совместным), когда каждый ребенок выполняет часть общей работы;
Требования:
· дети должны одновременно включаться в процесс труда и заканчивать его;
· сначала ставиться общая цель перед всеми детьми;
· далее для каждой группы формируется микроцель;
· в конце труда сначала подводим результаты работы маленьких групп, затем результаты работы всей группы;
· важно равномерно распределить обязанности между детьми.
Схема плана руководства трудом
1. Тема
2. Цель (одна из 2й группы задач и одна из 1й группы)
3. Количество участников (вся группа/мальчики и т.п.)
4. Материал и организация
5. Распределение обязанностей
6. План хода труда:
6.1. мотивация
6.2. распределение по группам
6.3. выполнение
ВЫВОД:
Значение трудового воспитания дошкольников. Своеобразие труда в дошкольном возрасте. Задачи формирования компонентов трудовой деятельности. Задачи воспитания нравственных качеств в труде.
Трудовое воспитание – это целенаправленный процесс формирования у подрастающего поколения готовности к труду, умение и стремление участвовать в нем в условиях рыночной экономики.
Это широкое понятие. Это тот уровень социального опыта, которым человек овладел на сегодняшний день. Трудовая воспитанность включает определенный уровень сформированности трудовой деятельности, самостоятельности ребенка в труде, отношения к труду, трудовую активность.
Уровень трудовой воспитанности зависит от:
Ø возраста детей
Ø их физического развития
Ø и от постановки трудового воспитания в детском саду
Макаренко о трудовом воспитании
Считал, что воспитание необходимо осуществлять в коллективе и через коллектив (центральная идея его педагогической системы).
Под коллективом Макаренко понимал не случайное скопление людей, а объединение их для достижения общих целей в общественном труде. Считал, что воздействовать на отдельные личности можно через коллектив. Коллектив всегда должен жить направленной жизнью, стремлением к определенной цели.
В процессе трудовой деятельности у детей надо развивать умение ориентироваться, планировать работу, бережно относиться ко времени, к орудиям производства и к материалам, добиваться высокого качества работы. В семье советовал давать детям даже младшего возраста не разовые поручения, а постоянные длительные задания, которые они выполняли бы месяц или годы, с тем, чтобы дети длительное время несли ответственность за порученную им работу. Выступал против ранней узкой специализации. Для этого считал необходимым переключать детей с одного вида труда на другой.
Н. К. Крупская
Особое внимание уделяла воспитанию коллективизма, считая одной из важнейших задач советской школы привитие учащимся навыка общественника-коллективиста. Она требовала, чтобы дети с юных лет проникались уважением к физическому труду. Тесно связывала вопросы трудового воспитания с политехническим обучением. Большую роль отводила производственному труду и указывала, что в работу мастерских не следует допускать ремеслиничество; учащихся 10х классов необходимо включать в труд промышленных предприятий, колхозов и совхозов.
Это длительный процесс, начинающийся с раннего и дошкольного возраста и продолжающийся всю жизнь, он накладывает отпечаток на качество развития человека.
Трудовое воспитание направлено на освоение социального опыта всех предшествующих поколений, который включает ЗУНы и нравственные аспекты. Трудовая деятельность - специфический вид деятельности, направленный на создание материальных и духовных ценностей, необходимых для жизнедеятельности людей.
В трудовой деятельности формируется ценностное отношение к труду как социально значимой деятельности.
Она имеет определенную структуру:
1. мотив (для чего?)
2. цель (что делать?)
3. планирование деятельности (предмет)
4. организация деятельности (средства)
5. ход работы (исполнение)
В процессе выполнения работы и по достижению результата, включаем оценку и контроль.
Трудовая деятельность оказывает определенное влияние на нравственную социализацию личности, на социальное развитие дошкольника, его отношение к труду, обуславливается уровнем сформированности трудовой деятельности. Чем выше уровень трудовой деятельности, тем выше уровень отношения к труду. От уровня трудовой деятельности зависит и желание трудится.
Выделяется такое понятие как «трудовая активность» (Логинова В.И.) и рассматривается как качественная характеристика трудовой деятельности.
Трудовая активность предполагает способность человека самостоятельно поставить общественно-значимые цели, самостоятельно действовать и достичь качественного результата. Иначе говоря, это собственное побуждение, стремление трудиться в силу понимания необходимости и значимости труда.
Формирование трудовой активности у человека происходит по мере усвоения социального опыта трудовой деятельности.