Подведение итогов и оценка труда детей

Итоги подводит тот, кто ставил цель. Содержание оценки должно исходить из задач. Оценка должна быть искренней, заинтересованной, эмоциональной, с тем, чтобы вызвать желание трудиться еще раз. В старшем дошкольном возрасте необходимо учить оценивать себя и других.

Руководство коллективным трудом

Коллективный трудбывает:

¨ общим, когда все дети выполняют одинаковую работу для достижения общей цели;

¨ пооперационным (совместным), когда каждый ребенок выполняет часть общей работы;

Требования:

· дети должны одновременно включаться в процесс труда и заканчивать его;

· сначала ставиться общая цель перед всеми детьми;

· далее для каждой группы формируется микроцель;

· в конце труда сначала подводим результаты работы маленьких групп, затем результаты работы всей группы;

· важно равномерно распределить обязанности между детьми.

Схема плана руководства трудом

1. Тема

2. Цель (одна из 2й группы задач и одна из 1й группы)

3. Количество участников (вся группа/мальчики и т.п.)

4. Материал и организация

5. Распределение обязанностей

6. План хода труда:

6.1. мотивация

6.2. распределение по группам

6.3. выполнение

ВЫВОД:

Значение трудового воспитания дошкольников. Своеобразие труда в дошкольном возрасте. Задачи формирования компонентов трудовой деятельности. Задачи воспитания нравственных качеств в труде.

Трудовое воспитание – это целенаправленный процесс формирования у подрастающего поколения готовности к труду, умение и стремление участвовать в нем в условиях рыночной экономики.

Это широкое понятие. Это тот уровень социального опыта, которым человек овладел на сегодняшний день. Трудовая воспитанность включает определенный уровень сформированности трудовой деятельности, самостоятельности ребенка в труде, отношения к труду, трудовую активность.

Уровень трудовой воспитанности зависит от:

Ø возраста детей

Ø их физического развития

Ø и от постановки трудового воспитания в детском саду

Макаренко о трудовом воспитании

Считал, что воспитание необходимо осуществлять в коллективе и через коллектив (центральная идея его педагогической системы).

Под коллективом Макаренко понимал не случайное скопление людей, а объединение их для достижения общих целей в общественном труде. Считал, что воздействовать на отдельные личности можно через коллектив. Коллектив всегда должен жить направленной жизнью, стремлением к определенной цели.

В процессе трудовой деятельности у детей надо развивать умение ориентироваться, планировать работу, бережно относиться ко времени, к орудиям производства и к материалам, добиваться высокого качества работы. В семье советовал давать детям даже младшего возраста не разовые поручения, а постоянные длительные задания, которые они выполняли бы месяц или годы, с тем, чтобы дети длительное время несли ответственность за порученную им работу. Выступал против ранней узкой специализации. Для этого считал необходимым переключать детей с одного вида труда на другой.

Н. К. Крупская

Особое внимание уделяла воспитанию коллективизма, считая одной из важнейших задач советской школы привитие учащимся навыка общественника-коллективиста. Она требовала, чтобы дети с юных лет проникались уважением к физическому труду. Тесно связывала вопросы трудового воспитания с политехническим обучением. Большую роль отводила производственному труду и указывала, что в работу мастерских не следует допускать ремеслиничество; учащихся 10х классов необходимо включать в труд промышленных предприятий, колхозов и совхозов.

Это длительный процесс, начинающийся с раннего и дошкольного возраста и продолжающийся всю жизнь, он накладывает отпечаток на качество развития человека.

Трудовое воспитание направлено на освоение социального опыта всех предшествующих поколений, который включает ЗУНы и нравственные аспекты. Трудовая деятельность - специфический вид деятельности, направленный на создание материальных и духовных ценностей, необходимых для жизнедеятельности людей.

В трудовой деятельности формируется ценностное отношение к труду как социально значимой деятельности.

Она имеет определенную структуру:

1. мотив (для чего?)

2. цель (что делать?)

3. планирование деятельности (предмет)

4. организация деятельности (средства)

5. ход работы (исполнение)

В процессе выполнения работы и по достижению результата, включаем оценку и контроль.

Трудовая деятельность оказывает определенное влияние на нравственную социализацию личности, на социальное развитие дошкольника, его отношение к труду, обуславливается уровнем сформированности трудовой деятельности. Чем выше уровень трудовой деятельности, тем выше уровень отношения к труду. От уровня трудовой деятельности зависит и желание трудится.

Выделяется такое понятие как «трудовая активность» (Логинова В.И.) и рассматривается как качественная характеристика трудовой деятельности.

Трудовая активность предполагает способность человека самостоятельно поставить общественно-значимые цели, самостоятельно действовать и достичь качественного результата. Иначе говоря, это собственное побуждение, стремление трудиться в силу понимания необходимости и значимости труда.

Формирование трудовой активности у человека происходит по мере усвоения социального опыта трудовой деятельности.

Наши рекомендации