Формы организации труда в детском саду

I. Совместный труд воспитателя и детей

Вводится с 1 младшей группы, так как детей надо научить каждому виду труда. Во всех группах эта форма используется каждый раз когда дети включаются в новый вид труда.

Требования:

1.Взрослый участвует в труде с момента постановки цели

2.Ребенок включается с труд во всех структурных компонентах

3.Весь процесс труда делиться на этапы, которые нужно последовательно пройти. На каждом этапе должен быть свой микромотив, промежуточный результат и микросценка

4.Весь процесс труда сопровождается ясной четкой эмоциональной речью взрослого.

5.Включение детей в процесс труда должно происходить через игру и после окончания тоже игра.

6.Небольшое количество участников (2-5 человек). Через каждый трудовой процесс должен пройти каждый ребенок неоднократно, чтобы научиться.

7.Способы выполнения работы необходимо стараться делать для детей привлекательными.

8.Нужно формировать движения у ребенка.

Трудовые поручения

Поручать можно только то, чему ребенок научился (учиться в совместном труде). В организации поручений роль воспитателя продолжает оставаться существенной: воспитатель ставит цель, мотивирует, помогает планировать, подготовить все, дает оценку. Работу ребенок использует сам.

Поручения бывают нескольких видов (классификация по Шатовой):

% по форме организации:

- индивидуальные

- подгрупповые

- общие

% по продолжительности:

- кратковременные

- длительные

- постоянные

- длительные

% по содержанию:

- соответствуют видам труда

Через каждое поручение каждый ребенок должен пройти неоднократно. Необходимо детей учить отчитываться о проделанной работе. Форма оценки – благодарность.

Обязанности

Это работа, которая необходима для жизни группы. Они ценны тем, что сам ребенок ставит цель. Мы формируем у него ответственность.

К обязанностям относятся:

- длительные поручения

- домашние задания (опыты, прогулки с родителями и т.д.)

- дежурство – направлено на обслуживание других детей, учат трудиться на общественную пользу, воспитывается ответственность. Традиционно в работе детей выделяются 3 вида дежурств: 1. Дежурство по столовой (со средней группы); 2. Дежурство по подготовке к занятию (со второй половины средней группы); 3. Дежурство по уголку природы (со старшей группы).

Организация дежурств

Каждый новый вид дежурства начинается со специальной беседы, в процессе которой закрепляются обязанности дежурных, проигрывается весь ход работы, дети знакомятся с уголком дежурных.

Обязанности дежурных усложняются постепенно: со средней группы – накрывают на стол; старшая группа – накрывают и убирают; подготовительная группа – разносят 2-3 блюда.

До начала дежурств через поручения обучают всем способам работы. Дежурных нужно назначать вечером накануне. Дети самостоятельно кладут свои карточки в кармашки. Перед этим дается анализ предыдущим дежурным. Необходимо соблюдать гигиенические требования к организации дежурств:

· чистые руки

· правильно брать предметы и приборы

· использование косынок, колпаков, фартуков

Дежурные должны участвовать в утренней гимнастике, должны отчитываться за выполненную работу. Воспитатель обязательно благодарит дежурных.

Труд по инициативе самих детей

Дети сами находят себе работу, просят разрешение на ее выполнение. Такие дети могут быть в группе у деловитого воспитателя. Он задает тон своей инициативой и приобщает детей к этому. Как правило в группе инициативных детей не много (не более 5-7). Примерно столько же противоположностей. Необходимо поддерживать и поощрять любые проявления инициативы.

Руководство трудом детей.

Постановка цели в труде

Цель перед детьми нужно ставить разнообразно, цель помогут поставить разнообразные взрослые (воспитатели, няни, старший воспитатель), игрушки, персонаж, дети другой группы, сами дети.

Цель всегда связана с мотивом. Мотив может быть разнообразным:

Ø Интерес к процессу труда

Ø Интерес к материалу

Ø Интерес к совместной работе со взрослым

Ø Интерес к работе со сверстниками

Ø Игровые мотивы (помочь персонажу)

Ø Позаботиться о ком-то (социальный)

Ø Познавательный мотив

Очень важно, чтобы мотив соответствовал содержанию труда. Должно быть сочетание личностных и общественных мотивов (если что-то делается в 1й раз, то это делается для самого ребенка). Мотив должен быть оправдан, он должен поддерживаться на протяжении процесса труда.

2. Обучение детей планированию

Планирование – это предварительное продумывание хода труда.

Планируется подготовка (что понадобиться, сколько, как это лучше разместить) и процесс исполнения (с чего начнем, что сделаем потом, чем закончим) и результат.

В практике чаще планируется только процесс исполнения.

Способы планирования

à по образцу воспитателя в совместном труде;

à по картинкам;

à по вопросам;

à с помощью пальчиков (по Крыловой);

à в виде рассказа ребенка;

à коллективный (в общем или совместном труде).

Действия

Они должны соответствовать требованиям, которые предъявляются к данному виду труда. В процессе выполнения деятельности дети часто попадают в конфликтные ситуации. В конфликте, как правило, виноваты обе стороны, поэтому необходимо рассматривать виновность каждого.

Воспитатель должен помочь детям доброжелательно выйти из конфликта.

Наши рекомендации