Формы организации труда в детском саду
I. Совместный труд воспитателя и детей
Вводится с 1 младшей группы, так как детей надо научить каждому виду труда. Во всех группах эта форма используется каждый раз когда дети включаются в новый вид труда.
Требования:
1.Взрослый участвует в труде с момента постановки цели
2.Ребенок включается с труд во всех структурных компонентах
3.Весь процесс труда делиться на этапы, которые нужно последовательно пройти. На каждом этапе должен быть свой микромотив, промежуточный результат и микросценка
4.Весь процесс труда сопровождается ясной четкой эмоциональной речью взрослого.
5.Включение детей в процесс труда должно происходить через игру и после окончания тоже игра.
6.Небольшое количество участников (2-5 человек). Через каждый трудовой процесс должен пройти каждый ребенок неоднократно, чтобы научиться.
7.Способы выполнения работы необходимо стараться делать для детей привлекательными.
8.Нужно формировать движения у ребенка.
Трудовые поручения
Поручать можно только то, чему ребенок научился (учиться в совместном труде). В организации поручений роль воспитателя продолжает оставаться существенной: воспитатель ставит цель, мотивирует, помогает планировать, подготовить все, дает оценку. Работу ребенок использует сам.
Поручения бывают нескольких видов (классификация по Шатовой):
% по форме организации:
- индивидуальные
- подгрупповые
- общие
% по продолжительности:
- кратковременные
- длительные
- постоянные
- длительные
% по содержанию:
- соответствуют видам труда
Через каждое поручение каждый ребенок должен пройти неоднократно. Необходимо детей учить отчитываться о проделанной работе. Форма оценки – благодарность.
Обязанности
Это работа, которая необходима для жизни группы. Они ценны тем, что сам ребенок ставит цель. Мы формируем у него ответственность.
К обязанностям относятся:
- длительные поручения
- домашние задания (опыты, прогулки с родителями и т.д.)
- дежурство – направлено на обслуживание других детей, учат трудиться на общественную пользу, воспитывается ответственность. Традиционно в работе детей выделяются 3 вида дежурств: 1. Дежурство по столовой (со средней группы); 2. Дежурство по подготовке к занятию (со второй половины средней группы); 3. Дежурство по уголку природы (со старшей группы).
Организация дежурств
Каждый новый вид дежурства начинается со специальной беседы, в процессе которой закрепляются обязанности дежурных, проигрывается весь ход работы, дети знакомятся с уголком дежурных.
Обязанности дежурных усложняются постепенно: со средней группы – накрывают на стол; старшая группа – накрывают и убирают; подготовительная группа – разносят 2-3 блюда.
До начала дежурств через поручения обучают всем способам работы. Дежурных нужно назначать вечером накануне. Дети самостоятельно кладут свои карточки в кармашки. Перед этим дается анализ предыдущим дежурным. Необходимо соблюдать гигиенические требования к организации дежурств:
· чистые руки
· правильно брать предметы и приборы
· использование косынок, колпаков, фартуков
Дежурные должны участвовать в утренней гимнастике, должны отчитываться за выполненную работу. Воспитатель обязательно благодарит дежурных.
Труд по инициативе самих детей
Дети сами находят себе работу, просят разрешение на ее выполнение. Такие дети могут быть в группе у деловитого воспитателя. Он задает тон своей инициативой и приобщает детей к этому. Как правило в группе инициативных детей не много (не более 5-7). Примерно столько же противоположностей. Необходимо поддерживать и поощрять любые проявления инициативы.
Руководство трудом детей.
Постановка цели в труде
Цель перед детьми нужно ставить разнообразно, цель помогут поставить разнообразные взрослые (воспитатели, няни, старший воспитатель), игрушки, персонаж, дети другой группы, сами дети.
Цель всегда связана с мотивом. Мотив может быть разнообразным:
Ø Интерес к процессу труда
Ø Интерес к материалу
Ø Интерес к совместной работе со взрослым
Ø Интерес к работе со сверстниками
Ø Игровые мотивы (помочь персонажу)
Ø Позаботиться о ком-то (социальный)
Ø Познавательный мотив
Очень важно, чтобы мотив соответствовал содержанию труда. Должно быть сочетание личностных и общественных мотивов (если что-то делается в 1й раз, то это делается для самого ребенка). Мотив должен быть оправдан, он должен поддерживаться на протяжении процесса труда.
2. Обучение детей планированию
Планирование – это предварительное продумывание хода труда.
Планируется подготовка (что понадобиться, сколько, как это лучше разместить) и процесс исполнения (с чего начнем, что сделаем потом, чем закончим) и результат.
В практике чаще планируется только процесс исполнения.
Способы планирования
à по образцу воспитателя в совместном труде;
à по картинкам;
à по вопросам;
à с помощью пальчиков (по Крыловой);
à в виде рассказа ребенка;
à коллективный (в общем или совместном труде).
Действия
Они должны соответствовать требованиям, которые предъявляются к данному виду труда. В процессе выполнения деятельности дети часто попадают в конфликтные ситуации. В конфликте, как правило, виноваты обе стороны, поэтому необходимо рассматривать виновность каждого.
Воспитатель должен помочь детям доброжелательно выйти из конфликта.