Условия воспитания культуры поведения.
1. Авторитет и культура поведения воспитателя и родителей. Взрослые должны знакомить детей с четкими и доступными правилами поведения.
2. Режим дня. Его соблюдение поддерживает спокойное уравновешенное состояние, своевременную смену деятельности, отдых, предупреждает утомление, формирует определенные стереотипы, привычку поведения.
3. Разумная организация развивающей среды. Удобная расстановка мебели, продуманное размещение различных развивающих зон, наличие места для двигательной деятельности, доступность материала.
4. Интересная и содержательная жизнь детей. когда дети заняты, когда им интересно, они увлечены, то возникает меньше конфликтных ситуаций.
Методика воспитания культуры поведения (кн. Петерина С. В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста. М.: Просвещение, 1986.).
Поведение детей в детском саду определяется правилами (стр. 82):
· Культурно-гигиеническими
· Правилами культуры общения
· Правилами культуры деятельности
· Общими правилами нравственности
Правила вводятся постепенно, формулируются детям примерно одними и теми же словами. Эта работа не должна быть навязчивой. Воспитатель должен систематически наблюдать за поведением детей, предупреждать возможные ошибки, давать положительную оценку хорошим образцам, использовать оценку-противопоставление. Постепенно усложняем требования к детям.
Используем специальные игры-упражнения на закрепление правил этикета (как попросить, как подать, как утешить, как помочь). С этой же целью используем сценки с кукольным театром, театром игрушек, показываем юмористические картинки.
Используем дидактические игры (словесные, настольно-печатные) типа «Что такое хорошо и что такое плохо». В старших группах используем чтение художественных произведений на этические темы. Проводим обсуждение и этические беседы (индивидуальные и со всей группой), использование пословиц и поговорок.
Возрастной подход к воспитанию культуры поведения.
1 младшая группа.
Работа идет в процессе непосредственного общения воспитателя и детей, основное внимание уделяется культурно-гигиеническим навыка, широко используются игры с куклой. Тематика игр: в гостях у матрешки, каждой вещи свое место, мы кушаем, умоем куклу Таню.
Младшая группа.
Больше внимания уделяем формированию у детей навыков выполнения ими правил вежливого общения, организованного поведения в детском саду, дома, на улице. Формируем качества личности: чуткость, внимательность, предупредительность, тактичность. Приемы непосредственное общение с воспитателем, инсценировки несложных сюжетов с игрушками, дидактические и подвижные игры (условия ставим – не создавать шум), игры-занятия, игры-упражнения, основанные на приобретенном опыте закрепления правил этикета, напоминание в игровой форме. Тематика: мы моем свои расчески, наши мамы, наши хорошие поступки, кукла Таня простудилась.
Средняя группа.
Нравственно направленные занятия. Тематика: чем можно порадовать маму, у нас в гостях бабушка, не забывай о товарищах. Наглядный показ образцов культуры поведения в различных ситуациях.
Старшая группа.
Этические беседы, художественная литература, вопросы, яркие эмоции, оценки. Тематика: моя мама, моя семья, мой детский сад, мои товарищи, наши добрые дела, будь вежлив, будь аккуратен, я дома, доставляй людям радость добрыми делами. Вводится панорама добрых дел.
Подготовительная группа.
Коллективное чтение с последующим пересказом, индивидуальные беседы, игры-инсценировки и игры-упражнения. Воспитатель должен вести записи наблюдений за поступками детей. Игровые приемы утрачивают свою силу. Тематика: «Мой день дома», «Что мы видели в доме быта?», «Ваши добрые поступки», «Добрые поступки Вани».
ВЫВОД: Т.О. в дошкольном возрасте волевые процессы и навыки культуры поведения только начинают развиваться. Воспитатель в этой работе будет испытывать определенные трудности, связанные с особенностями детей, но ежедневная целенаправленная работа, которая включает в себя:
Ø знакомство детей с четкими и доступными правилами поведения.
Ø соблюдение режима дня, который поддерживает спокойное уравновешенное состояние, своевременную смену деятельности, отдых, предупреждает утомление, формирует определенные стереотипы, привычку поведения.
Ø разумную организацию развивающей среды.
Ø создание интересной и содержательной жизни детей в детском саду.
Ø беседы, экскурсии
Ø связь с родителями т.п.
будут способствовать формированию у детей основ волевого поведения и основ культуры поведения и в целом нравственного воспитания дошкольников.