Понятие о базовой культуре личности. Умственная культура личности. Пути и средства формирования научного мировоззрения учащихся
Культура личности – это комплекс характеристик
(знаний, качеств, привычек, способов достижения задуманного, ценностных ориентаций, творческих успехов), который позволяет личности жить в гармонии с общечеловеческой национальной культурой, развивать и общество, и индивидуальное своеобразие своей личности.
Базовая культура – это необходимый минимум общих способностей человека, его ценностных представлений и качеств, без которых невозможна как социализация, так и оптимальное развитие генетически задуманных дарований личности.
Базовый комплекс культуры личности определим, как способность человека самостоятельно вырабатывать руководящие принципы и способы своей деятельности (интеллектуальной, практически-преобразовательной, коммуникативной, ценностно-ориентированной, художественной и др.) и социального поведения. Иначе говоря, базовый компонент культуры поведения человека есть его готовность и способность к жизненному самоопределению, что открывает возможность достижения гармонии с собой и окружающей жизнью
Умственная культура предусматривает формирование интеллектуальных умений и навыков, основанных на овладении учащимися основных операций мышления, – это умение выделять учебную задачу, осуществлять активную мыслительную обработку, что определяет уровень успеваемости школьников.
Умственная культура формируется в процессе самостоятельной интеллектуальной познавательной деятельности (анализ, синтез, обобщение, интеграция, сравнение). Эти умственные действия, без которых невозможно формирование познавательной культуры. Познавательный интерес очень важен при формировании умственной культуры. На умственную культуру влияют: систематическое образование, внеклассная работа, среда.
Мировоззрение содержит в себе не разрозненные знания, а их систему, которая отражает, насколько возможно, структуру современного научного знания, организуется вокруг и на основе методологических идей, теорий и принципов. Усвоенные учащимися системы знаний находятся в постоянном движении, соотносятся с другими системами, перестраиваются в соответствии с задачами познания и конкретными задачами их применения.
Для того чтобы знания переросли в убеждения, органически вошли в общую систему взглядов, доминирующих потребностей, социальных ожиданий и ценностных ориентации личности, они должны проникнуть в сферу ее чувств и переживаний. Положительное эмоциональное состояние учащихся побуждает их обращаться к своему личному опыту, к жизни и деятельности выдающихся ученых и общественных деятелей, к произведениям литературы и искусства – ко всему тому, что создает и поддерживает благоприятный социально-психологический фон школы.
Готовность и решимость личности достигнуть поставленной цели непосредственно связаны с волей. Она представляет собой несводимую к интеллекту и чувствам сторону сознания, основной функцией которой является регуляция поведения и деятельности. Воля в сочетании с убеждениями и чувствами подводит человека к обоснованным решениям, действиям и поступкам.
Сфера практических действий учащихся может быть достаточно широкой. Учебно-трудовая и общественная деятельность вовлекает учащихся в широкий круг социальных отношений, вооружает разносторонней информацией, опытом общения. Она не ведет к чисто внешним результатам, а перестраивает внутренний мир школьников, развивает у них потребность активного созидания как свойство личности. Недостаточно, чтобы эта деятельность была общественно полезна, нужно, чтобы она удовлетворяла самого ученика, соответствовала пусть не полностью, но в главных чертах его личному идеалу. Сформировать общественно значимый мотив – значит превратить объективную цель деятельности в «реально действующий мотив», сделать внешнее, объективное внутренним достоянием субъекта, вызвать у него потребность к этой деятельности.
Целостный процесс формирования у учащихся научного мировоззрения обеспечивается благодаря преемственности в обучении, взаимопроникающим связям между учебными предметами. Осуществление межпредметных связей позволяет увидеть одно и то же явление с разных точек зрения, получить целостное представление о нем. Особенно большое значение в мировоззренческом плане имеют такие межпредметные взаимодействия, которые дают учащимся возможность всесторонне охватить все свойства и связи изучаемых объектов.
Социальная и профессиональная позиции педагога являются важнейшим единством формирования научного мировоззрения. Успех формирования мировоззрения основывается во многом на доверии учащихся к учителю. Только учитель, который всем своим существом принял возвышающий смысл науки, передовые идеи века, который сформирован как творческая личность, может быть духовным наставником молодежи.
45. Сущность и содержание нравственно-эстетической культуры личности.
Нравственные нормы – это «выражение определенных отношений, предписываемых моралью общества к поведению и деятельности личности в различных сферах общественной и личной жизни». Нравственность – это личностная характеристика, объединяющая такие качества и свойства как доброта, честность, справедливость, трудолюбие, ответственность, порядочность и т.д. И.Ф. Харламов в свою очередь определяет нравственность человека как совокупность его сознания, чувств, навыков и привычек поведения, связанных с соблюдением этих норм и требований. Исходя из сказанного выше можно определить цель нравственного воспитания – формирование у школьников нравственного сознания, нравственных чувств, нравственных навыков и привычек поведения. Нравственное сознание – знание моральных принципов и норм, осмысление соответствия своей моральной позиции принятым в обществе нормам (Б.Т. Лихачев). Нравственные ценности – значимость объектов окружающего мира для человека, группы людей, общества в целом; оценка этой значимости, исходя из моральных принципов, норм, идеалов, установок, целей (БЭС). Все нравственные ценности В.С. Кукушин делит на объективные (ценности вокруг нас – добро, справедливость, милосердие и т.д.) и субъективные (ценности внутри нас – качества личности). Задача воспитателя – объективные ценности переместить в область внутренних качеств личности.
Эстетическое воспитание – целенаправленный систематический процесс развития эстетических идеалов, потребностей и вкусов воспитанников. Педагогическая основа эстетического воспитания – художественно-эстетическое восприятие – заключается в эстетическом отношении к миру. Требует развитой способности к восприятию формы, цвета, композиции, музыкального слуха, стиля, тональности, мышления художественными образами. Эстетическое восприятие способствует развитию эстетического чувства. Эстетическое чувство – субъективное эмоциональное состояние, вызванное оценочным отношением человека к эстетическим явлениям действительности или искусства. Основано на эстетическом переживании - более короткое во времени эмоциональное субъективное состояние (страдание, радость, восторг и др.).
Можно выделить следующие задачи эстетического воспитания:
- формирование эстетических знаний;
- воспитание эстетической культуры;
- овладение эстетическим и культурным наследием;
- формирование эстетических отношений;
- развитие эстетических чувств;
- формирование эстетических потребностей;
- формирование эстетического идеала - формирование стремления быть прекрасным во всем: мыслях, делах, поступках, внешнем виде.
В условиях современной школы выделяются два пути нравственно-эстетического воспитания учащихся: 1) учебный процесс; 2) внеклассная и внешкольная воспитательная работа с учащимися.
Все учебные предметы, наряду с передачей детям основ наук, содержат специфические возможности по нравственно-эстетическому воспитанию учащихся. В этом отношении своеобразна роль физики, химии, биологии, математики, истории, физической культуры, трудового обучения. Среди всех школьных предметов выделяются дисциплины художественного цикла: литература, музыка, изобразительное искусство, так как их содержание направлено на нравственно-эстетическое воспитание школьников. Огромные возможности по нравственно-эстетическому воспитанию учащихся содержит внеклассная и внешкольная воспитательная работа.
В ходе учебной, а также внеклассной и внешкольной воспитательной работы по нравственно-эстетическому воспитанию учащихся необходимо соблюдать ряд педагогических принципов, обусловливающих эффективность этой работы:
- всеобщность нравственно-эстетического воспитания и художественного образования (стимулирование всех учащихся к развитию и совершенствованию эстетических вкусов и творческих способностей);
- комплексный подход к процессу нравственно-эстетического воспитания школьников (полноценное использование возможностей учебного и воспитательного процессов в ходе эстетического воспитания учащихся);
- принцип органической связи художественно-эстетического воспитания учащихся с жизнью, взаимосвязь эстетического и нравственного воспитания; принцип эстетизации всей детской жизни (организация отношений, деятельности, общения школьников по законам «красоты» – оформление классных кабинетов, опрятность костюма, форма отношений с одноклассниками и взрослыми и т.д.