Особенности содержания и организации
Положительные стороны традиционного обучения
Таковыми являются систематический характер обучения; упорядоченная, логически правильная подача учебного материала; организационная чёткость; постоянное эмоциональное воздействие личности учителя; оптимальные затраты ресурсов при массовом обучении.
Технократизм
Содержание образования в традиционной массовой школе сложилось ещё в годы советской власти (оно определялось задачами индустриализации страны, погоней за уровнем технически развитых капиталистических стран, общей ролью научно-технического прогресса) и по сей день является технократическим. Знания адресуются, в основном, к рассудочному, а не эмоциональному содержанию личности, не к её духовности, нравственности: 75 % учебного плана школы направлено на развитие левого полушария, на эстетические предметы отведено лишь 3 %, а духовно-нравственному воспитанию уделяется совсем мало внимания.
Монофилия
Традиционная технология остаётся единообразной, невариативной, несмотря на декларацию о свободе выбора и вариативности. Планирование содержания обучения — централизовано. Базисные учебные планы основываются на единых для страны стандартах. Учебные дисциплины (основы наук) определяют «коридоры», внутри которых (и только внутри) предоставлено двигаться ребёнку («туннельное образование»).
Приоритет обучения над воспитанием
Обучение обладает подавляющим приоритетом перед воспитанием. Учебная и воспитательная деятельность слабо взаимосвязаны. Клубные формы работы занимают в объёме финансирования школы 3 % от академических. В воспитательной работе процветает педагогика мероприятий. Цели воспитания неопределённы, противоречивы, расплывчаты.
Методические особенности
Технология традиционного обучения представляет собой прежде всего авторитарную педагогику требований, ученье весьма слабо связано с внутренней жизнью обучающегося, с многообразными запросами и потребностями его личности, отсутствуют условия для проявления его индивидуальных интересов и творческих способностей.
Авторитаризм процесса обучения
Проявляется в следующем:
в регламентации деятельности, принудительности обучающих процедур (школа «насилует» личность, по мнению Т. Ф. Акбашева);
в централизации контроля в руках учителя; ориентации на среднего ученика (школа «убивает» таланты, как сказал И. П. Волков).
Субъект-объектные отношения
Учитель — субъект учебного процесса, командир, единственное инициативное лицо, судья, «всегда прав», стиль — «разящие стрелы». Обучающиеся — только объекты, неполноценные личности (школа воспитывает послушных, «винтиков»).
Позиции учителя и обучающегося в традиционном обучении
Учитель учит, и ученики учатся;
учитель знает всё, а обучающиеся не знают ничего (или только кое-что);
учитель думает и показывает обучающимся, как думать;
учитель говорит, а обучающиеся слушают и не сомневаются в его словах;
учитель поддерживает дисциплину, и обучающиеся дисциплинируются;
учитель выбирает и обосновывает свой выбор, и обучающиеся соглашаются;
учитель действует, и обучающиеся имеют иллюзию действия через действия учителя;
учитель выбирает содержание учебной программы, и обучающиеся принимают его;
учитель смешивает авторитет знания со своим собственным профессиональным авторитетом, который он противопоставляет свободе обучающихся.
Методы усвоения знаний основываются:
на сообщении готовых знаний (отсутствие самостоятельности);
на обучении по образцу;
на индуктивной логике: от частного к общему;
на механической памяти («зубрёжке»);
на рассказе, беседе, вербальном изложении информации (вербализм, абстрактность);
на опросных методах — репродуктивном воспроизведении (репродуктивность);
на внешней оценке (стимулировании) результатов (бихевиоризм).
Основной формой учебного процесса является урок. Он мыслится как систематический, алгоритмически последовательно организованный процесс, в котором нет возможности следовать интересу или вопросу, разворачивать возникающее спонтанное действие, действовать проблемно. Рождение нового знания предопределено программой. Событийность, экзистенция, выбор, творчество — все эти феномены оказываются вне урока.