Педагогического процесса на уроках
ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
Учебно-методическое пособие для студентов очного (заочного) обучения и методистов педагогической практики
Санкт-Петербург
УДК 371.3+373.1.037
Шитикова Г.Ф. Методы контроля эффективности педагогического процесса на уроках физического воспитания: Учебно-методическое пособие /СПб ГАФК им. П.Ф. Лесгафта. – СПб., 1997. –59с.
ISBN 5-7065-0400-8
Настоящее учебно-методическое пособие преимущественно адресовано студентам, проходящим педагогическую практику. Основным назначением пособия является помощь практикантам в выполнении заданий по педагогическому контролю за уроками физического воспитания, овладение которым, как показывает многолетний опыт, связано с большими трудностями.
Успешное выполнение этих заданий имеет существенное значение для повышения качества текущей учебно-воспитательной работы с детьми, приобретения специальных знаний для будущей методической и, возможно, научно-исследовательской деятельности. К тому же, процессу овладения контролем за уроками на практике можно придать исследовательский характер и связать его с учебно-исследовательской работой студентов (УИРС).
Предлагаемое методическое пособие окажет помощь учителям школ и методистам бригад практикантов в согласовании и унификации руководства обучением и воспитанием студентов в условиях практики.
ISBN 5-7065-0400-8 © Санкт-Петербургская
государственная академия
Физической культуры им.
П.Ф. Лесгафта, 1997
© Шитикова Г.Ф., 1997
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ
ЗА УРОКАМИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ КАК ФАКТОР
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ
Составной частью любого организованного учебно-воспитательного процесса является контроль педагога на каждом уроке за собственной деятельностью, деятельностью учащихся и ее результатами. Только при условии постоянной ориентировки в соответствующих явлениях, вдумчивом осмысливании и оценке их, можно обеспечить своевременное внесение необходимых коррективов в запланированный учебно-воспитательный процесс, обеспечить высокое его качество и эффективность. Однако следует иметь в виду, что такой процесс практического контроля является сложным и трудным.
Полноценный контроль за уроками физического воспитания требует от педагога специальных знаний и умений, обеспечивающих правильное наблюдение, анализ и оценку действий занимающихся, выявление недочетов в собственных действиях, определение степени пригодности и эффективности средств, методов и организационных форм работы в конкретных условиях и учебных ситуациях. На этой основе возможно устранение замеченных недостатков или же предупреждение их на последующих уроках. Мало того, чтобы успешно пользоваться этими специфическими для педагогического контроля знаниями и умениями, важно обладать еще и острой педагогической наблюдательностью, гибким методическим мышлением, творческим воображением и другими специфическими личностными качествами. Перечисленные специальные знания и умения приобретаются лишь частично в условиях стационарных учебных занятий в институте. Значительная, наиболее важная их часть может быть усвоена только путем познания и осмысления типичных учебных явлений в условиях практического овладения методикой и техникой педагогического контроля за уроками, проводимыми по определенной программе с конкретным коллективом занимающихся. В неразрывной связи с формированием специфических для педагогического контроля знаний и умений должно происходить и развитие соответствующих качеств, способностей.
Программой практики в школах предусматривается именно такая элементарная подготовка к квалифицированному ведению педагогического контроля. Соответствующие задания рассчитаны на освоение содержания, форм и методики педагогического контроля за уроками, проводимыми другими студентами, членами данной бригады. Этот путь обучения контроли особенно ценен в том отношении, что позволяет методисту или учителю, также контролирующим уроки, более объективно устанавливать как успехи, так и недочеты в наблюдениях и оценках практикующихся, а, следовательно, - более конкретно и полноценно определять для них указания и советы.
Значительную пользу этот контроль приносит практикантам, получающим со стороны информацию о своей работе, ценные указания и советы. К тому же, практикант постоянно накапливает опыт педагогического контроля за уроками других педагогов, который в будущем может быть использован в методической роботе (например, в качестве методиста районного объединения учителей физической культуры и т.п.).
Однако главное заключается в том, чтобы опыт наблюдения, осмысливания и оценки уроков других лиц, как модельный, путем самонаблюдения и самоанализа переносить в практику самоконтроля за собственными уроками. В этом необходимо проявлять особую активность и творческую самостоятельность. Конечно, и выполнение заданий по контролю за уроками практикантов должно подчиняться этом же установке. Важно своевременно, особенно в начале практики, проявлять инициативу в отношении получения необходимой помощи со стороны методиста. Совершенно недопустимо поверхностное, формальное, как это иногда и бывает на деле, отношение к выполнению обязательных заданий.
Широко распространенными и общедоступными видами педагогического контроля за уроками физического воспитания являются:
1) педагогическое наблюдение за учебно-воспитательным процессом;
2) хронометрирование деятельности занимающихся на уроке;
3) измерение реакций сердечно-сосудистой системы на нагрузку (пулъсометрия);
4) изучение документов планирования контроля и учета работы;
5) беседы с педагогом и занимающимися.
Опыт показывает, что использование этих видов педагогического контроля за уроками физического воспитания в определенной степени позволяет успешно решать задачи обучения начинающего педагога приемам наблюдения, анализу и осмыслению выявленных фактов, обоснованной оценке содержания, структуры, организации и методики проведения урока, определению его образовательно-воспитательной
эффективности. Вместе с тем, открываются возможности воспитания необходимых для осуществления контрольных функций моральных, интеллектуальных, сенсорных и других качеств личности.