Тест 19. Профессиональная деятельность педагога

Вопрос 1.

В структуре педагогической деятельности Н.В.Кузьмина выделяет следующие 3 компонента…

Варианты ответов. Кол-во правильных ответов - 3

1. академическая деятельность

2. учебная деятельность

3. организаторская деятельность

4. конструктивная деятельность

5. коммуникативная деятельность

Вопрос 2.

Профессиональная педагогическая деятельность осуществляется в (на)…

Варианты ответов. Кол-во правильных ответов - 3

1. предприятиях

2. семье

3. профессионально-технических училищах

4. школах

5. дошкольных заведениях

Вопрос 3.

Внутрипрофессиональная дифференциация педагогической деятельности обусловлена …

Варианты ответов. Кол-во правильных ответов - 3

1. профессиональными интересами педагогов

2. решением администрации образовательного учреждения

3. увеличением спроса на квалифицированное обучение и воспитание

4. усложняющимся характером воспитания и обучения

5. изменением социально-экономических условий

Вопрос 4.

В качестве основных объектов педагогической деятельности выделяют …

Варианты ответов. Кол-во правильных ответов - 3

1. деятельность педагогов

2. деятельность администрации школы

3. воспитательный коллектив

4. воспитательную среду

5. деятельность воспитанников

Вопрос 5.

Укажите основные компоненты профессиограммы учителя

Варианты ответов. Кол-во правильных ответов – 2

1. темперамент

2. специальные знания и умения по предмету

3. общегражданские качества

4. физические данные

5. качества, определяющие специфику профессии

Тест 20. Требования к современному педагогу

Вопрос 1.

Формирование морально-ценностных установок учащихся и их мировоззрения составляют основу ____________ умений педагога.

Варианты ответов. Кол-во правильных ответов - 1

1. перцептивных

2. коммуникативных

3. ориентационных

4. информационных

Вопрос 2.

Умения, связанные с планированием педагогом своей деятельности и действий ученика, называются…

Варианты ответов. Кол-во правильных ответов - 1

1. развивающими

2. перцептивными

3. проектировочными

4. аналитическими

Вопрос 3.

Групповой формой организации методической работы учителей того или иного предмета являются…

Варианты ответов. Кол-во правильных ответов - 1

1. методические советы

2. открытые уроки

3. предметные методические объединения

4. педагогические советы

Вопрос 4.

Основой педагогической направленности является …

Варианты ответов. Кол-во правильных ответов - 1

1. желание властвовать над другими

2. стремление реализовать себя

3. интерес к профессии учителя

4. интерес к научной дисциплине

Вопрос 5.

Совокупность личностно-деловых качеств и профессиональной компетентности учителя-воспитателя составляет …

Варианты ответов. Кол-во правильных ответов - 1

1. новаторство

2. стиль деятельности

3. педагогическое мастерство

4. квалификацию

Тест 21. Мастерство педагогического общения

Вопрос 1.

Важнейшим критерием продуктивного педагогического общения является…

Варианты ответов. Кол-во правильных ответов - 1

1. либеральный стиль взаимоотношений

2. высокая самооценка учащихся

3. использование поощрения как основного метода воспитания

4. создание благоприятного психологического климата в учебной группе

Вопрос 2.

Нарушение деловых связей, возникновение препятствий к достижению целей профессиональной деятельности являются основой для __________ в педагогическом коллективе.

Варианты ответов. Кол-во правильных ответов - 1

1. конфликта личностной несовместимости

2. конфликта ролевого характера

3. профессионального конфликта

4. конфликта ожиданий

Вопрос 3.

Эмоциональная выразительность речи педагога включает в себя:

Варианты ответов. Кол-во правильных ответов - 1

1. точность и правильность используемых выражений

2. интонацию, темп, дикцию, паузы

3. использование жаргона

4. логичность, простоту, доступность

Вопрос 4.

Механизмом познания и понимания личностного своеобразия воспитанника является...

Варианты ответов. Кол-во правильных ответов - 1

1. конфликт

2. обмен знаниями

3. эмпатия

4. теоретический анализ

Вопрос 5.

Попустительскому стилю педагогического общения характерно …

Варианты ответов. Кол-во правильных ответов - 1

1. самоустранение педагога от ответственности за происходящее в группе учащихся

2. всеобъемлющий контроль

3. жесткое управление

4. активное участие всех членов группы в обсуждении хода предстоящей работы и её организации

Тест 19. Профессиональная деятельность педагога - student2.ru Почитаем!

1. Введение в педагогическую деятельность : учеб. пособие для вузов / под ред. А. С. Роботовой. - 4-е изд., перераб.. - М. : Академия, 2007. - 224 с.

2. Фроловская М.Н. Гуманитарное основание профессиональной культуры педагога: монография. – Барнаул: Изд-во Алт. гос. ун-та, 2011. – 256 с.

Вопросы к итоговой аттестации

1. Педагогика как наука

2. Объект, предмет, функции педагогики

3. Методы педагогического исследования

4. Образование как общественное явление и педагогический процесс

5. Соотношение «образования», «воспитания», «обучения»

6. Сущность, структура обучения, функции процесса обучения

7. Основные принципы обучения

8. Цели, содержание и структура непрерывного образования

9. Методы обучения

10. Учебная деятельность и ее структура

11. Формы организации учебной деятельности

12. Урок как основная форма обучения, типология уроков

13. Сущность воспитания и его место в педагогическом процессе

14. Методы воспитания

15. Приемы и средства воспитания

16. Виды воспитания

17. Принципы воспитания

18. Коллектив как объект и субъект воспитания

19. Самовоспитание

20. Семейное воспитание: особенности взаимоотношений на разных возрастных этапах развития ребенка

21. Система образования в России

22. Образовательные учреждения и их типы

23. Принципы управления образовательными системами

24. Методы, приемы, средства управления образовательными системами

25. Общая характеристика педагогической профессии

26. Профессиональная деятельность педагога

27. Требования к современному педагогу

28. Мастерство педагогического общения

Глоссарий

Адаптивная функция педагогической профессии – создание условий приспособления учащегося к конкретным требованиям современной социальной ситуации.

Академия – высшее учебное заведение, деятельность которого связана с развитием научными исследованиями и обучением на всех уровнях образования преимущественно в одной области науки, техники, культуры.

Аккредитация– право образовательного учреждения на выдачу своим выпускникам документа об образовании государственного образца, на включение в систему централизованного государственного финансирования и на пользование гербовой печатью.

Виды образования – неполное среднее, среднее, неполное среднее профессиональное, профессиональное, среднее профессиональное, неполное высшее профессиональное, высшее профессиональное.

Воспитание– совместная деятельность, специально организованная и направленная на изменение внутреннего мира непосредственных участников образовательного процесса; обращение, прежде всего, к аффективной (эмоциональной) подструктуре личности Движущие силы воспитательного процесса – противоречия воспитания.

Воспитательная ситуация – состояние процесса воспитания в какой-то момент педагогического взаимодействия преподавателя и обучающегося, в определенный период, в конкретных объективных и субъективных условиях.

Гносеологический подход – построение процессов обучения и воспитания как познавательного процесса с использованием форм и методов научного познания

Гуманитаризация образования – построение содержания образования, способов его развертывания через обращение к духовному опыту Другого за сочувствием, сомыслием, содействием

Диверсификация- многообразие; под Д.образовательных учреждений понимается многообразие типов образовательных учреждений и форм получения образования

Дидактика– составная часть педагогики, теория обучения, раскрывающая закономерности процесса обучения, вопросы содержания обучения, принципы, цели, методы и организационные формы обучения, методологические проблемы урока, закономерности общего, политехнического или профессионального образования и т.п.

Дидактические средства– средства, с помощью которых реализуются цели обучения; подразделяются на средства материального и нематериального характера

Дидактогения (греч. didaktikos – поучающий + genes - рождающий) – негативное психическое состояние учащегося, вызванное нарушением педагогического такта со стороны воспитателя, проявляющееся в фрустрации, страхах, подавленном состоянии и т.п. Д. отрицательно сказывается на деятельности учащегося, затрудняя межличностные отношения.

Дифференциация (лат.differentia - разница) – форма организации учебной деятельности обучающихся, в ходе которой на основе отбора содержания, форм, методов, темпа, объема образования создаются оптимальные условия для усвоения знаний каждым.

Инновационные образовательные процессы – процессы, связанные с обновлением содержания, технологии, организации и управления образованием

Коллектив– группа людей, объединённая общей социально-значимой целью, общностью средств деятельности, руководством, относительной устойчивостью организационной структуры, совместной деятельностью, в силу чего достигающая более высокого уровня развития, чем простая группа.

Компетентный (лат. сompetent – соответствующий, способный) - 1) осведомлённый, авторитетный, внушающий доверие; 2) наделённый полномочиями решать что-то.

Компетенция– совокупность полномочий (прав и обязанностей) государственных органов или должностных лиц, определяющие границы правомочий в процессе осуществления ими своих функций; круг вопросов, в которых данное лицо обладает познаниями, опытом.

Компетентность – уровень собственно профессионального образования, опыт и индивидуальные способности человека, его мотивированное стремление к непрерывному самообразованию и самосовершенствованию, творческому и ответственному отношению к делу.

Компетентность педагогическая– интегральная характеристика педагога,

отражающая уровень развития его способности и готовности к проектированию и реализации профессионального замысла, отвечающего запросам учащихся и своим собственным.

Консультация – форма организации обучения, основной дидактической целью которой является ликвидации пробелов в знаниях учащихся.

Культурологический подход– один из путей к построению образования; в его границах образование рассматривается как способ становления человека в культуре, в этом становлении человек созидает культуру

Личностные мотивы в образовании – мотивы, отражающие экзистенциальную потребность человека в самоопределении

Личностный подход в образовании – принцип и способ анализа педагогической деятельности с точки зрения актуальных компонентов личностного бытия и развития участников образовательного процесса (личностные мотивы, смыслы, выбор, рефлексия, ответственность)

Мастерство педагогическое – высокий уровень овладения педагогической деятельностью; комплекс специальных знаний, умений и навыков, профессионально важных качеств личности, позволяющих педагогу эффективно управлять учебно-познавательной деятельностью учащихся и осуществлять целенаправленное педагогическое воздействие и взаимодействие.

Метод обучения– (от греч. methodosспособ) - способ совместной деятельности учителя и обучаемого с целью решения дидактических задач.

Образование– способ становления человека в культуре; процесс процессов (обучения и воспитания); процесс совместной деятельности специально организованный и направленный на создание условий развития каждого участника педагогического процесса

Обучение – средство образования; процесс совместной деятельности учителя и ученика, преподавателя и студента, специально организованный и направленный на изменение их внутреннего мира; обращение, прежде всего, к когнитивной (познавательной) подструктуре личности

Педагогическая деятельность – деятельность педагога по организации взаимодействия «Учитель-Ученик», ориентированная на создание условий развития каждого непосредственного участника педагогического процесса; П.д. является составляющей взаимодействия «Учитель- Ученик»

Педагогическая задача – порожденная процессом образования модель реальной ситуации, которая носит проблемный характер для педагога и создает в ходе решения условия для становления индивидуальности

Педагогическая технология – система действий педагога, направленная на решение конкретной педагогической задачи; по ведущему фактору развития П.т. подразделяются на биогенные, социогенные, психогенные; по философской основе: материалистические, дуалистические, идеалистические

Педагогический процесс –целенаправленное целостное взаимодействие педагога и обучающихся, направленное на достижение заданной цели и приводящее к заранее намеченному изменению состояния, преобразованию свойств и качеств воспитуемых. Принципы П.п.– система основных требований к обучению и воспитанию.Компоненты п.п.: цели, задачи, содержание, формы и методы процессов обучения и воспитания. Технологический компонент П.п.: образовательные технологии, формы организации обучения, методы воспитания. Содержательный компонент: знания, умения и навыки, опыт творческой деятельности, опыт эмоциональных отношений.

Принципы обучения – руководящие идеи, нормативные требования, основные положения; инструментальные, данные в категориях деятельности, выражения педагогической концепции, знание о сущности содержания, структуре обучения, его законах, выраженное в виде норм деятельности, регулятивов для практики. Основополагающие П.о.: наглядность, доступность, систематичность, последовательность, сознательность, активность и др.

Символические средства обучения – средства обучения, в знаковой форме представляющие изучаемый предмет (формула, схема, алгоритм, партитура, таблица и др.)

Содержание образования – часть социального опыта, изоморфная ему. Оно зафиксировано в проектах предметного содержания «ставшей культуры»

Содержание обучения – результат взаимодействия «ставшей культуры» (содержание образования) и культур непосредственных участников педагогического процесса; «живое знание»

Технология обучения – система знаний о нормах управления, способах организации процесса обучения; установление последовательности действий, приведение их в соответствие с условиями этого процесса

Эксперимент - метод педагогического исследования; создание специальных условий, направленных на личностное изменение участников педагогического процесса. Педагогический Э. может быть естественным и лабораторным.

Словарь персоналий

Амонашвили Ш.А. (г.р. 1931) – ученый-психолог, педагог-гуманист, разработчик оригинальной концепции гуманной педагогики, ориентированной на личность ребенка, принятие ученика таким, каков он есть

Бабанский Ю.К. (1927-1987) – ученый-дидакт XX в., разработчик теории оптимизации учебно-воспитательного процесса, суть которой заключается в выборе такой методики его проведения, которая позволяет получить наибольшие результаты при минимально необходимых затратах времени и усилий учащихся.

Библер В.С. (1919-2000) – российский философ, культуролог, историк культуры, создатель учения о диалоге культур, сравнимой по значимости с такими философскими направлениями XX в., как экзистенциализм, феноменология, структурализм. Образование в Школе диалога культур ориентировано на человека культуры: на основной тип разумения, художественной восприимчивости, нравственного сознания

Больнов О. (1903-1991) – немецкий философ, теоретик педагогики, преподаватель, продолжатель традиций философии жизни, знаменит работами по этике, экзистенциальной философии, герменевтике. Родоначальник педагогической антропологии, которую определял как особый способ рассмотрения педагогики. Педагогику считал прикладной философской наукой, в центре внимания которой – вопрос о сущности человека, его «открытости миру»

Выготский Л.С. (1896-1934) – советский психолог, основатель культурно-исторической школы в психологии. В работах подробно рассмотрена проблема соотношения роли созревания и обучения в развитии высших психических функций ребенка, источником развития является изменяющаяся социальная среда. Предложил новую периодизацию жизненного цикла человека, в основу которой легло чередование стабильных периодов развития и кризисов. Кризисы характеризуются изменениями, критерием которых выступает появление новообразований. Существенный вклад в педагогическую психологию – введение понятия зона ближайшего развития. Это уровень, достигаемый ребенком лишь в ходе совместной деятельности с ребенком

ГербартИ. (1776-1841)– немецкий философ, психолог, педагог, один из основателей научной педагогики. Понимал педагогику как науку об искусстве воспитания, цель которого видел в развитии нравственного характера на основании пяти нравственных идей: внутренней свободы, совершенства, благорасположения, права, справедливости. Ввел в педагогику понятие воспитывающее обучение. Главной задачей обучения считал развитие у детей многостороннего интереса при управлении детьми: упорядочивание их поступков и желаний, дисциплинирование, подавление дикой резвости. Методы управления: основные – угроза, надзор, приказание, запреты; вспомогательные – авторитет, любовь

Дьюи Дж. (1859-1952) – американский философ и педагог, представитель прагматической педагогики. Известна его трактовка истинности как практической значимости: «Истинно то, что полезно». Выступал за практическую значимость воспитания посредством развития ребенка: «Ребенок – солнце, вокруг которого должны вращаться все средства образования». В обучении особую роль отводил игровой и трудовой деятельности, методу проектов, где каждое действие ребенка становится инструментом познания.

Занков Л.В. (1901-1977) – советский психолог, ученый в области дефектологии, памяти, запоминания, педагогической психологии. Автор системы развивающего обучения, ученик Л.С. Выготского, проводил экспериментальные исследования развития детей, в которых выявлялись условия эффективного обучения и развития учащихся, в частности, взаимодействие слова и наглядности, опережающее обучение

Иванов И.П. (1923-1992) – изобретатель методики коллективных творческих дел (КТД), создатель педагогики сотрудничества, которую называют «коллективное творческое воспитание», «новое воспитание», «орлятская педагогика», стал инициатором и создателем социально-педагогического движения.

Ильин Е.Н. (г.р. 1929) – педагог-новатор, учитель литературы в г. Санкт – Петербурге, разработчик оригинальной концепции преподавания литературы на основе педагогического общения. Система Е.Н. Ильина стала одной из составляющих педагогики сотрудничества. Осуществлял построение урока теми же средствами, какими строится художественное произведение: прием, деталь, вопрос

Коменский Я.А. (1592-1670) – чешский педагог-гуманист, писатель, общественный деятель, епископ Чешскобратской церкви, основоположник научной педагогики, систематизатор и популяризатор классно-урочно й системы в труде «Великая дидактика» (1633-1638 г.г.). Среди основных педагогических идей: всеобщее обучение, идеи дисциплины, понятие школьного года. Дидактические принципы: природосообразность, наглядность, последовательность, сознательность, посильность, прочность, системность, от простого – к сложному, от близкого к далекому, от целого к частному. Рассматривал в единстве процессы обучения и воспитания, считал неразрывным обучение и воспитание нравственности. Дидактика, по Я.А. Коменскому, - теория образования, обучения, воспитания. Его единая школьная система: материнская школа (воспитание в семье до 6 лет), школа родного языка (изучение основ наук и ремесел с 6 до12 лет), латинская школа или гимназия (12-18 лет), академия (высшая школа для молодежи 18-24 года). К учителю он предъявлял требования владения педагогическим мастерством, любить свое дело, пробуждать самостоятельную мысль у учащихся, готовить из них деятельностных людей, заботящихся о своем благе

Корчак Я. (1878-1942) – выдающийся польский педагог, писатель, врач, общественный деятель. Более 30 лет возглавлял Дом сирот, около двух лет, с 1940, находился вместе с воспитанниками в варшавском гетто, погиб с детьми в газовой камере концлагеря Треблинка. Его педагогическая деятельность была основана на развитии в детском коллективе и у отдельных воспитанников навыков самопознания, самоконтроля, самоуправления. Считал педагогику наукой о человеке, основные принципы: любовь к ребенку, реальная выполнимость требований, учет прав и возможностей родителя и воспитателя, общение с ребенком на уровне его понимания, право ребенка на уважение

Крупская Н.К. (1869-1939) – советский партийный деятель, основную задачу в новом просвещении видела не только в обучении, но и в коммунистическом воспитании; с 1917 года выступала инициатором организации пионерского движения по скаутской форме

Макаренко А.С. (1888-1939) – советский педагог и писатель, осуществил опыт массового перевоспитания детей-правонарушителей. Разработал теорию воспитания в коллективе и через коллектив, целесообразного взаимоотношения личности и коллектива, самоуправления, дисциплинированности, формирования обществ, мнения, непрерывного движения перспектив. Подчеркивал при этом необходимость внимания к формированию каждого отдельного воспитанника. Основные педагогические постулаты: «педагогика параллельного действия», «как можно больше требований к человеку, как можно больше уважения к нему», «проектировать лучшее в человеке»

Монтень М. (1533- 1592) – французский писатель и философ эпохи Возрождения. В книге «Опыты» представил размышления о природе человеческого духа, разносторонности и душевном равновесии человека. Высказывался против суровой дисциплины средневековых школ, выступал за внимательное отношение к детям, развитие всех сторон личности, сочетание теоретического обучения с физическими упражнениями, выработку эстетического вкуса воспитанников, их высоких нравственных качеств. Цель воспитания – развитие человека с подвижным умом, твердой волей, благородным характером, который умел бы наслаждаться жизнью и выносить все несчастья.

Песталоцци И.Г. (1746-1827) – швейцарский педагог, последователь теории природосообразности образования: оптимальное обучение и воспитание должно строиться в соответствии с естественным ходом развития человеческой природы. Наиболее существенные принципы обучаемости: связь между предметами, приоритет наблюдений, пользование всеми органами чувств при познании мира, логическая последовательность, от простого к сложному, самостоятельность суждений. Частью учения является теория элементарного образования, цель которого – дать ребенку основные понятия, на базе чего можно строить и развивать знание об окружающем мире. Разработал общие основы первоначального обучения и частные методики начального образования.

Сократ (470/469-399 до Р.Х.) – учитель мудрости и искусства жизни создал лучший из способов развивающего обучения – майевтику – метод подведения учащегося к истине, которую он открывает сам, отвечая на искусно задаваемые учителем вопросы и проводя исследование приводимых учителем примеров. Сократическая беседа как метод обучения получила название эвристической. Ее современной модификацией являются приемы проблемного обучения.

Толстой Л.Н. (1828-1910) – великий русский писатель, мыслитель, педагог; автор фундаментальных работ в области образовании развил теорию свободного воспитания, создал самобытную педагогическую систему, построенную на собственных религиозно-философских идеях. Задачу педагогической науки видел в развитии творческого мышления, изучении условий совпадения деятельности учителя и ученика на пути к единой цели; в основе образования – свобода выбора учащимися. Дело учителя – следовать и развивать природу ребенка.

Ушинский К.Д. (1824-1870) – русский и украинский педагог, основоположник научной педагогики в России. Основа педагогической системы – требование демократизации народного образования и идея народности воспитания. Цель воспитания – создание истории развития человека, формирование активной и творческой личности, подготовка к труду, умственному и физическому, как высшей форме человеческой деятельности. В дидактической системе им раскрыты принципиальные вопросы отбора содержания образования, его приспособления к особенностям детского возраста, утвердил принцип единства обучения и воспитания. Дидактика, с его точки зрения, – теория организации познавательной деятельности детей, в которой первоочередное внимание уделяется развитию трудолюбия, интереса к науке и физическому труду, возбуждению активности и самостоятельности. Перед педагогом ставил задачу «учить учиться» и помочь найти свое место в жизни.

Шаталов В.Ф. (г.р. 1927) – педагог-новатор, учитель математики в Донецке, профессор Донецкого института социального образования, автор системы обучения с использованием опорных сигналов. В этой системе материал представлен в вербально-графической форме и разворачивается в педагогике сотрудничества с использованием игровых занятий.

Список рекомендуемой литературы по курсу «Педагогика»

Основная литература

1. Введение в педагогическую деятельность : учеб. пособие для вузов / под ред. А. С. Роботовой. - 4-е изд., перераб.. - М. : Академия, 2007. - 224 с.

6. Загвязинский В. И. Методология и методы психолого-педагогического исследования : учеб. пособие для вузов / В. И. Загвязинский, Р. Атаханов. - 6-е изд., стер. - М. : Академия, 2010. - 208 с.

7. Голованова Н.Ф. Педагогика : учеб. для высш. проф. образования. - М.: Академия, 2011. - 240 с.

8. История педагогики и образования : учеб. пособие для высш. проф. образования / под ред. З. И. Васильевой. - 6-е изд., перераб.. -М.: Академия, 2011. - 432 с.

9. Методика воспитательной работы : учеб. пособие для вузов / [Е. М. Аджиева и др.] ; под ред. В. А. Сластенина. - 7-е изд., стер.. - М. : Академия, 2009. - 160 с.

10. Педагогика : учеб. пособие / под ред. П. И. Пидкасистого. - 2-е изд., испр. и доп.. -М.: Юрайт, 2011. - 502 с.

Дополнительная литература

1. Сенько Ю.В. Педагогика понимания: учебное пособие / Ю.В.Сенько, М.Н. Фроловская. – М.: Дрофа, 2008. - 185 с.

2. Сенько Ю.В. Стиль педагогического мышления в вопросах: учебное пособие. – М.: Дрофа, 2009 – 271 с.

3. Фроловская М.Н. Гуманитарное основание профессиональной культуры педагога: монография. – Барнаул: Изд-во Алт. гос. ун-та, 2011. – 256 с.

4. Фроловская М.Н. Педагогика искусства. – Барнаул: Изд-во Алт. гос. ун-та, 2007. – 130 с.

Наши рекомендации