Из этого следует, что организация жизни детей должна быть направлена на то, чтобы как можно меньше прерывать деятельность детей и мешать
3. Методы и приёмы.
1. Наглядные методы и приемы - использование их отвечает дидактическому принципу наглядности и связано с особенностями детского мышления.
Наблюдение - это целенаправленное, планомерное восприятие ребенком предметов и явлений окружающего мира, в котором активно взаимодействуют восприятие, мышление и речь. С помощью этого метода воспитатель направляет восприятие ребенка на выделение в предметах и явлениях основных, существенных признаков, на установление причинно-следственных связей и зависимостей между предметами и явлениями.
В обучении детей используются наблюдение разного вида:
I) распознающего характера, с помощью которых формируются знания о свойствах и качествах предметов и явлений (форма, цвет, величина и т. д.);
2) за изменением и преобразованием объектов (рост и развитие растений и животных и т. д.) - дает знания о процессах, объектах окружающего мира;
3) репродуктивного характера, когда по отдельным признакам, устанавливается состояние объекта, по части - картина всего явления.
Метод демонстрации, включает различные приемы:
А) Показ предметов - один из самых распространенных приемов обучения: дети рассматривают кукольную мебель и одежду, посуду, домашние вещи, орудия труда, оборудование для рисования, лепки, аппликации и др.;
Б) Показ образца - один из приемов, которым пользуются при обучении изобразительной деятельности, конструированию. Образцом может быть рисунок, аппликация, поделка;
В) Показ способа действий - используется на занятиях по развитию движений, музыкальных, изодеятельности и др., он должен быть точным, выразительным, разделенным на части; может быть полным или частичным;
Г) Демонстрация картин, иллюстраций помогает детям представить те стороны и свойства изучаемых предметов и явлений, которые они не могут непосредственно воспринять.
Использование ТСО - в обучении дошкольников используется демонстрация диапозитивов, диафильмов, кинофильмов. В последнее время используются компьютеры. Этот метод позволяет показать детям те явления жизни, непосредственное знакомство с которыми невозможно; делает учебный процесс более привлекательным.
2. Словесные методы и приемы - их эффективность в значительной мере зависит от культуры речи самого воспитателя, от ее образности, эмоциональной выразительности, доступности для детского понимания.
Объяснение используется в процессе наблюдения явлений и рассматривания предметов, картин, в ходе упражнений и т. д.; с его помощью уточняются непосредственные восприятия детей; должно быть выразительным, эмоциональным, доступным детям. Рассказ - это живое, образное, эмоциональное изложение событий, содержащее фактический материал. Один из наиболее эмоциональных методов обучения. Рассказчик имеет возможность свободно общаться с детьми, замечать и учитывать их реакции.
Рассказ воспитателя: должен быть образцом литературно правильной, образной и выразительной речи.
Рассказ детей - это может быть пересказ сказок, литературных произведений, рассказы по картинам, предметам, из детского опыта, творческие рассказы.
Чтение - расширяет, обогащает знания детей об окружающем, формирует способности детей к восприятию и пониманию художественной литературы.
3. Практические методы обучения используют для познания действительности, формирования навыков и умений, углубления знаний. Во время их применения используются следующие приемы: планирование выполнения задания, постановка задания, оперативное стимулирование, контроль и регулирование, анализ результатов, определение причин недостатков. Практические методы обучения невозможно использовать без других, в частности наглядных и словесных, методов обучения.
Практические методы обучения бывают следующими: метод упражнений, метод лабораторных работ, метод практических работ, метод игры.
В последнее время разработана новая классификация методов.
Авторами новой классификации являются:
Лернер И.Я., Скаткин М.Н.
Она включает следующие методы обучения:
метод | применение |
объяснительно - репродуктивный | Применяется при решении следующих задач: · познакомить с чем – то… · дать или расширить представление о чём –то… |
объяснительно – иллюстрированный | Педагог пользуется готовыми знаниями, образцами деятельности, приёмами рассказа, показа , передачи способов практических действий, когда нет цели обобщения материала ( фактов, явлений), когда учебный материал носит преимущественно информационный характер, или, педагог рассказывает (описывает) способы практических действий и сам новый материал (даже сложный) Приёмы: · рассматривание; · наблюдение; · экскурсия; · образец воспитателя; · показ воспитателя |
репродуктивный | Если цель – усвоение готовых знаний – реализуется для отработки практических умений и получения навыка при действии по образцу, когда педагог говорит: «Повторяй за мной» Это репродуктивный метод обучения. Заучивание стихотворений в детском саду. Приёмы: · приём повтора; · работа на черновиках; · выполнение формообразующих движений рукой. |
проблемного изложения | Обучение детей элементам творческой деятельности возможно тогда, когда содержание учебного материала направлено на формирование понятий( а не сообщение фактической информации), когда оно не является принципиально новым, а а логически продолжает ранее изученный или знакомый материал, когда проблемные ситуации, создаваемые на занятии, находятся в « зоне ближайшего развития» познавательных возможностей детей. В данном случае у детей появляется эпизодическое стремление к самостоятельному поиску ответа |
частично - поисковые | |
исследовательский | Целенаправленное обучение поисковой деятельности можно осуществлять в « сильных группах» или работая с подгруппой детей с хорошо развитым интеллектом, так как не все дети могут выдвигать гипотезы в решении задачи или проблемы |
эвристический | Развитие творческих способностей возможно реализовать тогда, когда дети по заданию педагога смогут самостоятельно выполнить определённые виды действий , которые подводят к усвоению новых знаний. Эти знания затем осмысливаются и применяются на практике при выполнении упражнений. Это эвристический метод , когда ребёнок встаёт на путь первооткрывателя |