Понятие и сущность процесса обучения

Формы обучения.

Новые цели и задачи обусловили новое содержание образования а следовательно ,и новые подходы к обучению детей дошкольного возраста.

Обучение – способ организации образовательного процесса ,двусторонний процесс взаимодействия обучающего и обучающегося ,направленный на передачу и освоение обучающимся содержания образования.

Обучение – это общение педагога и детей в процессе которого происходит управляемое познание, освоение социокультурного опыта, овладение конкретными видами деятельности, которые лежат в основе формирования личности, освоения системы ценностей.

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования реализация образовательной программы дошкольного образования осуществляется в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно – эстетическое развитие ребёнка.

Образовательная программа дошкольного образования реализуется в течение всего времени пребывания детей в дошкольном образовательном учреждении ( но не более 14 часов!).

Таким образом, решение программных образовательных задач должно осуществляться в совместной непосредсвенно организованной деятельности; в совместной образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов и самостоятельной деятельности в соответствии со спецификой дошкольного образования.

Следовательно, обучение в современном дошкольном образовательном учреждении – составная часть образовательного процесса, которое может занимать разное место в режиме дня

Обучение в образовательной деятельности
  Непосредственно образовательная деятельность Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов
Целенаправленное обучение в режимных моментах Стихийное обучение
Ребёнок осваивает новые способы деятельности, умения, происходит обогащение представлений детей, их систематизация и обобщение. Обучение в процессе детской деятельности, проектируемое заранее. Ребёнок овладевает способами деятельности, с помощью взрослого добывает знания (опыты, эксперименты, наблюдения и пр.) Самообучение ребёнка в подготовленной среде (например, в дидактических играх и упражнениях) Ребёнок осваивает массу информации, разнообразные представления об окружающем (житейские), овладевает речью в процессе общения и деятельности. Задачи обучения не проектируются заранее, возникают по ходу деятельности.

Организованная образовательная деятельность осуществляется через разные формы обучения

Форма организации обучения – способ организации деятельности обучаемых, определяющий количество и характер связей участников процесса обучения.

Традиционно выделяются следующие формы организации обучения:

Формы организации обучения Особенности
Индивидуальная -педагог обучает одного ребёнка ( коррекционная работа) Позволяет индивидуализировать обучение ( содержание , методы, средства), однако требует от ребёнка больших нервных затрат; создаёт эмоциональный дискомфорт: неэкономичность обучения; ограничение сотрудничества с другими детьми.
Групповая ( индивидуально – коллективная)- совместное выполнение задания несколькими детьми Группа делится на подгруппы. Основания для комплектации: личная симпатия, общность интересов, но не по уровням развития. При этом педагогу, в первую очередь, важно обеспечить взаимодействие детей в процессе обучения.
Фронтальная педагог одновременно обучает группу детей, внутри которой каждый выполняет учебное задание самостоятельно. Группа может включать в себя весь коллектив дошкольников , а может быть разделена на части. Возможна смешанная форма обучения – сначала все вместе, а затем по частям   Работа со всей группой, чёткое расписание, единое содержание. При этом содержанием обучения может быть деятельность художественного характера. Достоинством формы являются чёткая организационная структура, простое управление, возможность взаимодействия детей, экономичность обучения; недостатком – трудности в индивидуализации обучения

Формы организации непосредственно образовательной деятельности предполагает организацию различных видов детской деятельности и адекватные возрасту формы работы с детьми.

Это связано , прежде всего, с тем, что уникальная природа ребёнка дошкольного возраста может быть охарактеризована как деятельностная. Дошкольника смело можно назвать практиком: познание им мира идёт исключительно чувственно – практическим путём

В этом смысле природа ребёнка изначальна субъектна, поскольку дошкольник – это, прежде всего, деятель, стремящийся познать и преобразить мир самостоятельно.

Организованная образовательная деятельность соединяет в себе различные виды детской деятельности: игровую, коммуникативную, самообслуживание и элементарный бытовой труд, познавательно – исследовательскую , изобразительную, конструирование, двигательную, музыкальную, восприятие художественной литературы и фольклора.

Детская деятельность Виды деятельности
Игровая деятельность - форма активности ребёнка, направленная на результат, а не на процесс действия и способы осуществления и характеризующаяся принятием ребёнком условной ( в отличие от его реальной жизненной позиции) Творческие игры: - режиссёрские ( на основе готового содержания, предложенного взрослым; по мотивам литературных произведений; с сюжетами, самостоятельно придуманными детьми); - сюжетно – ролевые; - игры – драматизации; - театрализованные; - игры со строительным материалом - игры – фантазирование; - импровизационные игры – этюды Игры с правилами: - дидактические ( по содержанию; математические, речевые, экологические - подвижные; - развивающие; - музыкальные; - компьютерные ( основанные на сюжетах художественных произведений; стратегии; обучающие).
Коммуникативная деятельность- Форма активности ребёнка , направленная на взаимодействие с другим человеком как субъектом, потенциальным партнёром по общению, предполагающая согласование и объединение усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результат     Форма общения со взрослым: - ситуативно – деловая; - внеситуативно – познавательная. Формы общения со сверстниками: - эмоционально – практическая; - внеситуативно – деловая; - ситуативно – деловая. Конструктивное общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками , устная речь, как основное средство общения.
Познавательно – исследовательская деятельность – Форма активности ребёнка, направленная на познание свойств и связей объектов и явлений, освоение способов познания, способствующая формированию целостной картины мира Экспериментирование, исследование; Моделирование: - замещение; - составление моделей; - деятельность с использованием моделей; - по характеру моделей ( предметное, знаковое, мысленное)
Восприятие художественной литературы - форма активности ребёнка, предполагающая не пассивное созерцание. А деятельность . которая воплощается во внутреннем содействии, сопереживании героям, в воображаемом перенесении на себя событий, в «мысленном действии», в результате чего возникает эффект личного присутствия, личного участия в событиях Чтение (слушание); обсуждение (рассуждение); рассказывание (пересказывания); декламация; разучивание; ситуативный разговор  
Самообслуживание и элементы бытового труда -это форма активности ребёнка, требующая приложения усилий для удовлетворения физиологических и моральных потребностей и приносящая конкретный результат, который можно увидеть/ потрогать/ почувствовать Самообслуживание; хозяйственно – бытовой труд; труд в природе; ручной труд
Конструирование из различных материалов - форма активности ребёнка, которая развивает у него пространственное мышление, формирует способность предвидеть будущий результат, даёт возможность для развития творчества, обогащает речь Конструирование: - из строительных материалов; - из коробок , катушек и другого бросового материала Художественный труд: - аппликация; - конструирование из бумаги
Изобразительная деятельность- форма активности ребёнка, в результате которой создаётся материальный или идеальный продукт Рисование, лепка, аппликация
Музыкальная деятельность- это форма активности ребёнка, дающая возможность выбирать наиболее близкие и успешные в реализации позиции: слушателя, исполнителя, сочинителя Восприятие музыки Исполнительство (вокальное, инструментальное): - пение; - музыкально – ритмические движения; - игра на музыкальных инструментах Творчество ( вокальное, инструментальное): - пение; - музыкально – ритмические движения; - музыкально – игровая деятельность; - игра на музыкальных инструментах
Двигательная деятельность- форма активности ребёнка, позволяющая ему решать двигательные задачи путём реализации двигательной функции Гимнастика: Игры: - подвижные; - с элементами спорта. Простейший туризм Катание на самокате, санках, велосипеде, ходьба на лыжах и др.

Игровая деятельность является ведущей для дошкольника. В организованной образовательной деятельности она выступает в качестве интегрирующей основы решения всех образовательных задач!

Лернер И.Я., Скаткин М.Н.

Она включает следующие методы обучения:

метод применение
объяснительно - репродуктивный Применяется при решении следующих задач: · познакомить с чем – то… · дать или расширить представление о чём –то…
объяснительно – иллюстрированный Педагог пользуется готовыми знаниями, образцами деятельности, приёмами рассказа, показа , передачи способов практических действий, когда нет цели обобщения материала ( фактов, явлений), когда учебный материал носит преимущественно информационный характер, или, педагог рассказывает (описывает) способы практических действий и сам новый материал (даже сложный) Приёмы: · рассматривание; · наблюдение; · экскурсия; · образец воспитателя; · показ воспитателя
репродуктивный Если цель – усвоение готовых знаний – реализуется для отработки практических умений и получения навыка при действии по образцу, когда педагог говорит: «Повторяй за мной» Это репродуктивный метод обучения. Заучивание стихотворений в детском саду. Приёмы: · приём повтора; · работа на черновиках; · выполнение формообразующих движений рукой.
проблемного изложения Обучение детей элементам творческой деятельности возможно тогда, когда содержание учебного материала направлено на формирование понятий( а не сообщение фактической информации), когда оно не является принципиально новым, а а логически продолжает ранее изученный или знакомый материал, когда проблемные ситуации, создаваемые на занятии, находятся в « зоне ближайшего развития» познавательных возможностей детей. В данном случае у детей появляется эпизодическое стремление к самостоятельному поиску ответа
частично - поисковые  
исследовательский Целенаправленное обучение поисковой деятельности можно осуществлять в « сильных группах» или работая с подгруппой детей с хорошо развитым интеллектом, так как не все дети могут выдвигать гипотезы в решении задачи или проблемы
эвристический Развитие творческих способностей возможно реализовать тогда, когда дети по заданию педагога смогут самостоятельно выполнить определённые виды действий , которые подводят к усвоению новых знаний. Эти знания затем осмысливаются и применяются на практике при выполнении упражнений. Это эвристический метод , когда ребёнок встаёт на путь первооткрывателя

Организация обучения детей

Сравнительная характеристика процесса обучения в детском саду ,организованного в виде учебной деятельности и через организацию совместной партнёрской деятельности взрослого и детей

Процесс обучения в детском саду
В виде учебной деятельности Через организацию детских видов деятельности
1. ребёнок – объект формирующих педагогических воздействий взрослого человека. Взрослый - главный. Он руководит ребёнком. 1. ребёнок и взрослый – оба субъекты взаимодействия. Они равны по значимости. Каждый в равной степени ценен. Хотя взрослый, конечно, и старше, и опытнее.
2.активность взрослого выше, чем активность ребёнка, в том числе и речевая ( взрослый « много» говорит) 2.активность ребёнка, по крайней мере, не менее, чем активность взрослого.
3. основная деятельность – учебная. Главный результат учебной деятельности – решение какой – либо учебной задачи, поставленной перед детьми взрослым. Цель - знания, умения и навыки детей. Активность детей нужна для достижения этой цели. 3. основная деятельность – это так называемые детские виды деятельности. « Ребёнок должен быть активен. Но при этом важно, чтобы его активность не была беспорядочной, хаотичной, а оформлялась во вполне определённые , присуще дошкольнику виды деятельности…общение, игра, предметная деятельность, конструирование, изобразительная деятельность, элементарная трудовая деятельность ( Дьяченко О.М.). « Сам процесс их выполнения и итоги, прежде всего, радуют самих детей и окружающих взрослых, не имея при этом каких – либо жестких норм и правил» (Давыдов В.В.) Цель – подлинная активность (деятельность) детей, а освоение знаний, умений и навыков – побочный эффект этой активности.
4. основная модель организации образовательного процесса – учебная. 4. основная модель организации образовательного процесса – совместная деятельность взрослого и ребёнка.
5. основная форма работы с детьми - занятие 5. 0основное формы работы с детьми – рассматривание, наблюдение, беседы, разговоры, экспериментирование и исследования , коллекционирование, чтение, реализация проектов, мастерская и т.д.
6. применяются в основном так называемые прямые методы обучения ( при частичном использовании опосредованных методов) 6 применяются в основном так называемые опосредованные методы обучения ( при частичном использовании прямых методов обучения).
7.мотивы обучения на занятии, как правило, не связаны с интересом детей к самой учебной деятельности. « Удерживает» детей на занятии авторитет взрослого. Именно поэтому педагогам зачастую приходится « украшать» занятие наглядностью, игровыми приёмами, персонажами, чтобы облечь учебный процесс в привлекательную для дошкольников форму. Но ведь « подлинная цель взрослого – вовсе не поиграть , а использовать игрушку для мотивации освоения непривлекательных для детей предметных знаний» ( Модина И.А.) 7. Мотивы обучения, осуществляемого как организация детских видов деятельности, связаны, в первую очередь, с интересом детей к этим видам деятельности.
8.все дети обязательно должны присутствовать на занятии. 8. допускается так называемое свободные « вход» и «выход» детей, что вовсе не предполагает провозглашения анархии в детском саду. Уважая ребёнка, его состояние, настроение, предпочтения и интересы, взрослый обязан предоставить ему возможность выбора – участвовать или не участвовать вместе с другими детьми в совместном деле, но при этом вправе потребовать такого же уважения к участникам этого совместного дела.
9.образовательный процесс в значительной степени регламентирован. Главное для взрослого – двигаться по заранее намеченному плану, программе. Педагог часто опирается на подготовленный конспект занятия , в котором расписаны реплики и вопросы взрослого, ответы детей. 9. образовательный процесс предполагает внесение изменений ( коррективов) в планы, программы с учётом потребностей и интересов детей. Конспекты могут использоваться частично, для заимствования фактического материала ( например, интересных сведений о композиторах, писателях, художников и их произведениях), отдельных методов и приёмов и др., но не как « готовый образец» образовательного процесса.

Таким образом, современные требования к образовательному процессу в дошкольном образовательном учреждении предполагают построение субъект – субъектной модели взаимодействия педагога с воспитанниками, в которой каждый из участников занимает позицию равных партнёров, включённых в общую совместную деятельность, в отличие от субъект – объектной модели , в которой взрослый находится по отношению к детям в позиции учителя, ставя перед ними конкретные задачи и предполагая конкретные способы и действия их разрешения.

4.1. Технологии и принципы обучения в ДОУ:

Разнообразие подходов

Одной из задач Федеральной программы развития образования в России является обновление содержания и технологий обучения. Рассмотрим технологии обучения:

· технология диалогового обучения;

· технология информационного обучения;

· технология игрового обучения;

· технология проблемного обучения;

· технология опережающего ( развивающего ) обучения;

· информационные технологии обучения;

· технология проектного обучения;

· технология консультационного обучения;

· технология визуального обучения;

· технология провокационного обучения.

Выбор определяется первыми четырьмя технологиями, которые реализуются в практике деятельности ДОУ.

Технология диалогового обученияоснована на философских положениях «образование – диалог культур» (В.С. Библер) и « культура как диалог» (М.М. Бахтин). Она опирается на внутреннее содержание , потребности личности, « карнавал мироощущений» ребёнка (М.М. Бахтин) , его полифонический слух по отношению к окружающему миру.

Роль педагога заключается в организации коммуникативной развивающей среды и в умении вести диалог. Итогда структура соответствует беседе и позволяет сочетать элементы учения и диалога. Технологии диалогового обучения присущи следующие особенности:

· развивающая форма деятельности( специально созданная диалогическая среда, свобода и спонтанность);

· эмоционально – чувственная сфера взаимодействия;

· вплетение в диалог словесной игры, музыкальности, художественного образа, театрализации

Технология информационного обученияопирается на принцип активизации ребёнка в обучении и определяется ведущей ролью педагога. Он берёт на себя роль « информатора», передающего знания детям ( это может быть и словесная инструкция к деятельности или прямое включение ребёнка в деятельность по принципу « делай как я»).

Структура этой технологии выглядит следующим образом: цель, рассказ, задание на воспроизведение знаний либо задача, деятельность ( совместная с педагогом) и результат.

Особенности данной технологии:

· руководящая роль педагога;

· включение детей в деятельность по инструкции педсгога;

· понимание детьми информации педагога.

Технология игрового обучения опирается на принцип активности ребёнка, характеризуется высоким уровнем мотивации и определяется естественной потребностью дошкольников. Роль педагога заключается в создании и организации предметно – пространственной среды. Игра выполняет развивающую, коммуникативную, терапевтическую и диагностическую функции.

Структура данной технологии следующая: игровая задача, правила, деятельность и результат. Игровая технология в обучении призвана сочетать элементы игры и ученья. Игровым технологиям присущи следующие особенности ( по С.А.Шмакову):

· свободная развивающая деятельность( она возникает по желанию ребёнка, ради удовольствия от процесса деятельности);

· творческий характер деятельности ( ребёнок импровизируется в игре);

· эмоциональная приподнятость деятельности ( опирается на чувственную основу природы игры и эмоциональные переживания ребёнка).

Технология проблемного обучения основывается на теоретических положениях американского психолога, философа и педагога Дж. Дьюи – это такая организация учебных занятий , которая предполагает создание проблемных ситуаций ( под руководством педагога) и активную самостоятельную деятельность детей по их разрешению, в результате чего ребёнок получает знания.

Структурные компоненты реализации данной технологии: постановка проблемной ситуации, варианты решения ( выбор варианта), разрешение проблемы.

Особенности данной технологии:

· проблематизация учебной информации ( удивление, любопытство ребёнка)

· активная деятельность ребёнка;

· связь обучения с жизнью, игрой и трудрм;

· исследовательский характер познания.

Технология проектного обученияраскрывается в пособии «Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения» авторов – составителей Л.С.Киселёва, Т.А.Данилина и др.

Информационные технологии в обучении детей дошкольного возраста. Основная, образовательная цель введения компьютера в мир ребёнка – это, прежде всего, формирование у него готовности к жизни в обществе, широко применяющем компьютерные (информационные) технологии в быту, обучении, науке, различных гуманитарных сферах, на производстве, в экономике и управлении.

В ходе игровой деятельности дошкольника, обогащенной компьютерными средствами, возникают психические новообразования ( теоретическое мышление, развитое воображение, способность к прогнозированию результата действия, проектные качества мышления и др.), которые ведут к резкому повышению творческих способностей детей.

4.2Особенности организации непосредственной образовательной деятельности в форме совместной партнёрской деятельности педагога с детьми

Перестройка стиля взаимодействия воспитателя с детьми, ориентация на личность ребёнка, развитие его с учётом склонностей, интересов, способностями и возможностями, построение образовательного процесса на основе личностно – ориентированной модели воспитания предполагает изменение форм обучения детей дошкольного возраста.

Форма обучения – ограниченная рамками времени конструкция отдельного звена процесса обучения, внешнее выражение специально организованной деятельности педагога и воспитанников. Форма выполняет интегрирующую роль, так как включает в себя цели, содержание, методы, средства обучения.

Вопрос о формах организации образовательного процесса в рамках организованной образовательной деятельности является на сегодняшний день дискуссионным. С 1953 года до 2010 года одной из основных форм обучения детей в детском саду было занятие.

Занятие – это специально организованная форма обучения детей Для детей дошкольного возраста принципиально отличается от урока тем, что проводится на основе игры (подвижной, сюжетной, игры с правилами и др.), а также других специфических для дошкольников видов деятельности: изобразительной, конструктивной и пр.

Для занятия был характерен ряд признаков:

· на занятии шло освоение детьми содержания по одному из разделов программы;

· занятия проводились одновременно со всеми детьми группы;

· педагог выполнял на занятии руководящую функцию.

Само слово «занятие» можно рассмотреть через призму однокоренных к нему слов: занятой, занятный, занимательный, заняться, занять и т.д. По сути, «занятой» - имеющий много работы, которую нужно выполнить в определённое время; «занятный» - забавный, мысль заняла, захватила; интересный; «заняться» - действовать самому; «занять» вакансию, роль, позицию, воспользоваться.

Организация обучения детей в процессе совместной партнёрской деятельности взрослого и детей заключается в том, что педагог не просто объясняет новое знание, а создаёт ситуацию, когда дети сами откроют его для себя. Таким образом, он перестаёт выполнять просто информационные функции, а становится организатором, помощником, консультантом в познавательной деятельности детей.

Непосредственно образовательная деятельность -это спланированная и целенаправленно организованная совместная деятельность педагога и детей, основанная на одной или нескольких специфических видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, познавательно – исследовательской, изобразительной, музыкальной, элементарный бытовой труд, конструирование, восприятие художественной литературы и фольклора, двигательной), направленная на освоение детьми образовательных областей и формирование у них физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств.

Деятельность –активное взаимодействие субъекта с окружающей действительностью, в ходе которого происходят изменения в психической деятельности субъекта и в объекте, на который она направлена.

Ниже приведена таблица, для того ,чтобы разобраться в механической замене термина ««занятие» на термин « непосредственно образовательная деятельность».

Учебное занятие Непосредственно – образовательная деятельность
Организация рабочего пространства
Воспитатель: отдельное место за «учительским» столом Дети: жестко регламентированная рассадка за столами в стиле учебного класса Воспитатель: место за общим столом рядом с детьми Дети: свободное размещение за общим столом; общение друг с другом; перемещение по мере необходимости; возможность обсудить вопросы по поводу выполняемой работы со взрослы
Позиция педагога
учитель   Партнёр по совместной деятельности. Возможность реализации личностно – ориентированного подхода;
Деятельность педагога
Административно – регламентирующий стиль поведения; Передача ( трансляция) готовых знаний; Коллективная работа педагога со всеми детьми над одним и тем же материалом   Непринуждённо – доверительный стиль поведения; Организация деятельности воспитанников; Помощь в приобретении универсальных культурных способов действий (умений),помогающих ему действовать во всех обстоятельствах жизни и деятельности
Отношение педагога к выполнению общей работы
Общее руководство Участие в выполнении части работы
Позиция, деятельность детей
Пассивная позиция, отсутствие выбора, обязательность обучения для каждого ребёнка Активная позиция, возможность выбора – участвовать в общей работе или нет, свобода выбора между различными видами деятельности и их содержание
Темп работы
Необходимо уложиться в сроки, определённые временными рамками занятия, нет возможности довести начатое дело до конца Возможность работать в своём темпе, самостоятельное определение объёма выполняемой работы
Структура проводимого мероприятия
3-х частная: - вводная: сообщение детям темы занятия; - основная; -заключительная: обязательно подведение итогов Длительность занятия: регламентирована Сан Пин, все части занятия входят во временной интервал 3-х частная: - вводная: мотивация детей на деятельность - основная: постановка проблемы (проблемного вопроса),организация детской деятельности, направленной на решение проблемы - заключительная: плавный вывод детей из деятельности( проведение рефлексии – чему научился, что было трудно, как нашли решение и т.п.) Длительность НОД регламентирована Сан Пин , но вводная и заключительные части НОД не входят в регламентированный временной интервал ( т.е. находятся за рамками НОД )
Направленность мероприятия
Вооружение детей суммой знаний, умений и навыков, знаниевый подход (парадигма) Формирование компетентностей, деятельный подход, основной результат – развитие личности ребёнка через разные виды детской деятельности
Оформление конспекта
Классический конспект, регламентирующий деятельность воспитателя по реализации программных задач, с указанием предполагаемых ( как правило, односложных) ответов детей - технологическая карта, предполагающая деятельность педагога и деятельность детей - направленность на результат
Постановка вопросов (характер)
Констатирующие опросы Проблемные, поисковые вопросы
                   
Инициатор деятельности
Воспитатель На равных – педагог и дети, возможен учет индивидуальных интересов и склонностей как всей группы детей в целом, так и каждого ребёнка
Интеграция содержания образовательных областей
Не возможна по причине предметности проводимых мероприятий Возможна, т.к. все образовательные области связаны друг с другом
Отражение комплексно – тематического комплекса
Четко выраженная дифференциация знаний по учебным предметам Построение образовательного процесса вокруг одной темы обеспечивает формирование у ребёнка целостной (элементарной) картины окружающего мира
       

Когда речь идет о совместной деятельности взрослого и детей в процессе непосредственной образовательной деятельности и режимных моментах, необходимо помнить основные тезисы организации партнерской деятельности взрослого с детьми, на которые указывает Н.А. Короткова:

· включенность воспитателя в деятельность наравне с детьми;

· добровольное присоединение дошкольников к деятельности ( без психического и дисциплинированного принуждения);

· свободное общение и перемещение детей во время деятельности( при соответствии организации рабочего пространства);

· открытый временной конец деятельности (каждый работает в своем темпе.

Структура непосредственно образовательной деятельности, исходя из этапов осуществления деятельности: мотивационно – потребностный, ориентировочный, операционально – технический, контрольный.

Структурные части НОД Этапы НОД Краткое содержание
1- часть (вводная) Подготовительный (мотивационно – потребностный) Создание образовательной ситуации для плавного и постепенного ввода детей в совместную деятельность со взрослым. Мотивация детей на предстоящую деятельность
2- часть ( основная)     Организационный (целеполагание, ознакомление с последовательностью выполнения заданий и т.д.) (ориентировочный) Формулирование цели предстоящей деятельности и принятие ее детьми  
деятельностный     Уточнение знаний детей в процессе деятельности, осуществляемой в тесном контакте со взрослым
Этап осуществления самостоятельной работы с детьми ( операционально – технический)   Практическое освоение детьми новых способов деятельности  
3- часть (заключительная)   рефлексивный (контрольный) Подведение итогов деятельности, педагогическая оценка результатов деятельности детей, плавный и постепенный вывод из непосредственно образовательной деятельности в самостоятельную деятельность
Аналитический: диагностика осуществляется педагогом по ходу непосредственно образовательной деятельности, направлена на выявление отношения детей к содержанию, особенностей приобретения ими умений в разных видах деятельности и умений учебного характера.
       

Полная характеристика содержания деятельности педагога и детей на каждом этапе непосредственно образовательной деятельности

Подготовительный

На этом этапе создаются условия для возникновения у детей внутренней потребности включения в деятельность (с помощью мотивации: игровой, проблемно – бытовой, познавательной, сказочной, информационной, семантической ( обозначающей), соревновательной, а также мотивации общения, достижения успеха, личной заинтересованности). В начале образовательной ситуации воспитатель вызывает у детей интерес к ее содержанию, ставит перед детьми учебную задачу ( или ее часть) и обеспечивает ее принятие.

В младших группах эта задача решается за счет использования игровых и проблемно – игровых ситуаций, сюрпризных моментов, яркого и красочного материала , игрушек.

В старшем дошкольном возрасте перед детьми ставятся проблемные ситуации, практические и познавательные задачи, требующие решения, создаются сюжетные ситуации, обеспечивающие принятие учебной задачи.

Организационный

В ходе включения в деятельность , дети фиксируют, что они хотят сделать ( так называемая «детская цель»). Для этого воспитатель, как правило, включает детей в беседу, обязательно личностно значимую для них, связанную с их личным опытом. Например, он может предложить детям рассказать о любимых праздниках или о своих домашних обязанностях, своей семье и т.п. Эмоциональное включение детей в беседу позволяет педагогу плавно перейти к сюжету, с которым будут связаны все последующие этапы.

Ключевыми фразами завершения этапа служат слова : « Хотите?», « Сможете?» Важно понимать , что «детская цель» не имеет ничего общего с образовательной («взрослой»). Младшие дошкольники ставят цели, связанные со своим личными интересами и сиюминутными желаниями ( например, поиграть). А старшие могут ставить цели , важные не только для них, но и для окружающих ( например, помочь кому – либо). Как подчеркивал Л.С.Выготский , для волевого действия характерен свободный выбор цели, своего поведения, определяемый не внешними обстоятельствами, а мотивированный самим ребенком.

Задавая вопросы в такой последовательности, воспитатель целенаправленно формирует у детей веру в собственные силы. Голосом, взглядом, позой взрослый дает понять, что он верит в них. Таким образом, ребенок получает важные жизненные установки: « Если я чего – то сильно захочу, обязательно смогу,« Я в свои силы» ,« Я все сумею, все преодолею, все смогу!». Одновременно у детей формируются такие важные интегративные качества, как любознательность, активность

На этапе введения в образовательную ситуацию полноценно включается методологически обоснованный механизм мотивации («надо»- «хочу»- «могу»). И вместе с тем осуществляется содержательная интеграция образовательных областей с формированием важнейших интегративных качеств личности.

Деятельностный

На данном этапе в ходе дидактической игры воспитатель организует предметную деятельность детей, в которой целенаправленно актуализируется мыслительные операции, а также их знания и опыт, необходимые для построения нового знания. У детей формируется опыт понимания инструкции взрослого, взаимодействия со сверстниками, согласования действий, выявления и коррекции своих ошибок. При этом дети находятся в игровом сюжете, движутся к своей «детской цели» и даже не догадываются, что педагог как грамотный организатор ведет их к новым открытиям.

Данный этап ключевой, так как соде

Наши рекомендации