Понятие и сущность процесса обучения
Формы обучения.
Новые цели и задачи обусловили новое содержание образования а следовательно ,и новые подходы к обучению детей дошкольного возраста.
Обучение – способ организации образовательного процесса ,двусторонний процесс взаимодействия обучающего и обучающегося ,направленный на передачу и освоение обучающимся содержания образования.
Обучение – это общение педагога и детей в процессе которого происходит управляемое познание, освоение социокультурного опыта, овладение конкретными видами деятельности, которые лежат в основе формирования личности, освоения системы ценностей.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования реализация образовательной программы дошкольного образования осуществляется в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно – эстетическое развитие ребёнка.
Образовательная программа дошкольного образования реализуется в течение всего времени пребывания детей в дошкольном образовательном учреждении ( но не более 14 часов!).
Таким образом, решение программных образовательных задач должно осуществляться в совместной непосредсвенно организованной деятельности; в совместной образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов и самостоятельной деятельности в соответствии со спецификой дошкольного образования.
Следовательно, обучение в современном дошкольном образовательном учреждении – составная часть образовательного процесса, которое может занимать разное место в режиме дня
Обучение в образовательной деятельности | ||
Непосредственно образовательная деятельность | Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов | |
Целенаправленное обучение в режимных моментах | Стихийное обучение | |
Ребёнок осваивает новые способы деятельности, умения, происходит обогащение представлений детей, их систематизация и обобщение. | Обучение в процессе детской деятельности, проектируемое заранее. Ребёнок овладевает способами деятельности, с помощью взрослого добывает знания (опыты, эксперименты, наблюдения и пр.) Самообучение ребёнка в подготовленной среде (например, в дидактических играх и упражнениях) | Ребёнок осваивает массу информации, разнообразные представления об окружающем (житейские), овладевает речью в процессе общения и деятельности. Задачи обучения не проектируются заранее, возникают по ходу деятельности. |
Организованная образовательная деятельность осуществляется через разные формы обучения
Форма организации обучения – способ организации деятельности обучаемых, определяющий количество и характер связей участников процесса обучения.
Традиционно выделяются следующие формы организации обучения:
Формы организации обучения | Особенности |
Индивидуальная -педагог обучает одного ребёнка ( коррекционная работа) | Позволяет индивидуализировать обучение ( содержание , методы, средства), однако требует от ребёнка больших нервных затрат; создаёт эмоциональный дискомфорт: неэкономичность обучения; ограничение сотрудничества с другими детьми. |
Групповая ( индивидуально – коллективная)- совместное выполнение задания несколькими детьми | Группа делится на подгруппы. Основания для комплектации: личная симпатия, общность интересов, но не по уровням развития. При этом педагогу, в первую очередь, важно обеспечить взаимодействие детей в процессе обучения. |
Фронтальная педагог одновременно обучает группу детей, внутри которой каждый выполняет учебное задание самостоятельно. Группа может включать в себя весь коллектив дошкольников , а может быть разделена на части. Возможна смешанная форма обучения – сначала все вместе, а затем по частям | Работа со всей группой, чёткое расписание, единое содержание. При этом содержанием обучения может быть деятельность художественного характера. Достоинством формы являются чёткая организационная структура, простое управление, возможность взаимодействия детей, экономичность обучения; недостатком – трудности в индивидуализации обучения |
Формы организации непосредственно образовательной деятельности предполагает организацию различных видов детской деятельности и адекватные возрасту формы работы с детьми.
Это связано , прежде всего, с тем, что уникальная природа ребёнка дошкольного возраста может быть охарактеризована как деятельностная. Дошкольника смело можно назвать практиком: познание им мира идёт исключительно чувственно – практическим путём
В этом смысле природа ребёнка изначальна субъектна, поскольку дошкольник – это, прежде всего, деятель, стремящийся познать и преобразить мир самостоятельно.
Организованная образовательная деятельность соединяет в себе различные виды детской деятельности: игровую, коммуникативную, самообслуживание и элементарный бытовой труд, познавательно – исследовательскую , изобразительную, конструирование, двигательную, музыкальную, восприятие художественной литературы и фольклора.
Детская деятельность | Виды деятельности |
Игровая деятельность - форма активности ребёнка, направленная на результат, а не на процесс действия и способы осуществления и характеризующаяся принятием ребёнком условной ( в отличие от его реальной жизненной позиции) | Творческие игры: - режиссёрские ( на основе готового содержания, предложенного взрослым; по мотивам литературных произведений; с сюжетами, самостоятельно придуманными детьми); - сюжетно – ролевые; - игры – драматизации; - театрализованные; - игры со строительным материалом - игры – фантазирование; - импровизационные игры – этюды Игры с правилами: - дидактические ( по содержанию; математические, речевые, экологические - подвижные; - развивающие; - музыкальные; - компьютерные ( основанные на сюжетах художественных произведений; стратегии; обучающие). |
Коммуникативная деятельность- Форма активности ребёнка , направленная на взаимодействие с другим человеком как субъектом, потенциальным партнёром по общению, предполагающая согласование и объединение усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результат | Форма общения со взрослым: - ситуативно – деловая; - внеситуативно – познавательная. Формы общения со сверстниками: - эмоционально – практическая; - внеситуативно – деловая; - ситуативно – деловая. Конструктивное общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками , устная речь, как основное средство общения. |
Познавательно – исследовательская деятельность – Форма активности ребёнка, направленная на познание свойств и связей объектов и явлений, освоение способов познания, способствующая формированию целостной картины мира | Экспериментирование, исследование; Моделирование: - замещение; - составление моделей; - деятельность с использованием моделей; - по характеру моделей ( предметное, знаковое, мысленное) |
Восприятие художественной литературы - форма активности ребёнка, предполагающая не пассивное созерцание. А деятельность . которая воплощается во внутреннем содействии, сопереживании героям, в воображаемом перенесении на себя событий, в «мысленном действии», в результате чего возникает эффект личного присутствия, личного участия в событиях | Чтение (слушание); обсуждение (рассуждение); рассказывание (пересказывания); декламация; разучивание; ситуативный разговор |
Самообслуживание и элементы бытового труда -это форма активности ребёнка, требующая приложения усилий для удовлетворения физиологических и моральных потребностей и приносящая конкретный результат, который можно увидеть/ потрогать/ почувствовать | Самообслуживание; хозяйственно – бытовой труд; труд в природе; ручной труд |
Конструирование из различных материалов - форма активности ребёнка, которая развивает у него пространственное мышление, формирует способность предвидеть будущий результат, даёт возможность для развития творчества, обогащает речь | Конструирование: - из строительных материалов; - из коробок , катушек и другого бросового материала Художественный труд: - аппликация; - конструирование из бумаги |
Изобразительная деятельность- форма активности ребёнка, в результате которой создаётся материальный или идеальный продукт | Рисование, лепка, аппликация |
Музыкальная деятельность- это форма активности ребёнка, дающая возможность выбирать наиболее близкие и успешные в реализации позиции: слушателя, исполнителя, сочинителя | Восприятие музыки Исполнительство (вокальное, инструментальное): - пение; - музыкально – ритмические движения; - игра на музыкальных инструментах Творчество ( вокальное, инструментальное): - пение; - музыкально – ритмические движения; - музыкально – игровая деятельность; - игра на музыкальных инструментах |
Двигательная деятельность- форма активности ребёнка, позволяющая ему решать двигательные задачи путём реализации двигательной функции | Гимнастика: Игры: - подвижные; - с элементами спорта. Простейший туризм Катание на самокате, санках, велосипеде, ходьба на лыжах и др. |
Игровая деятельность является ведущей для дошкольника. В организованной образовательной деятельности она выступает в качестве интегрирующей основы решения всех образовательных задач!
Лернер И.Я., Скаткин М.Н.
Она включает следующие методы обучения:
метод | применение |
объяснительно - репродуктивный | Применяется при решении следующих задач: · познакомить с чем – то… · дать или расширить представление о чём –то… |
объяснительно – иллюстрированный | Педагог пользуется готовыми знаниями, образцами деятельности, приёмами рассказа, показа , передачи способов практических действий, когда нет цели обобщения материала ( фактов, явлений), когда учебный материал носит преимущественно информационный характер, или, педагог рассказывает (описывает) способы практических действий и сам новый материал (даже сложный) Приёмы: · рассматривание; · наблюдение; · экскурсия; · образец воспитателя; · показ воспитателя |
репродуктивный | Если цель – усвоение готовых знаний – реализуется для отработки практических умений и получения навыка при действии по образцу, когда педагог говорит: «Повторяй за мной» Это репродуктивный метод обучения. Заучивание стихотворений в детском саду. Приёмы: · приём повтора; · работа на черновиках; · выполнение формообразующих движений рукой. |
проблемного изложения | Обучение детей элементам творческой деятельности возможно тогда, когда содержание учебного материала направлено на формирование понятий( а не сообщение фактической информации), когда оно не является принципиально новым, а а логически продолжает ранее изученный или знакомый материал, когда проблемные ситуации, создаваемые на занятии, находятся в « зоне ближайшего развития» познавательных возможностей детей. В данном случае у детей появляется эпизодическое стремление к самостоятельному поиску ответа |
частично - поисковые | |
исследовательский | Целенаправленное обучение поисковой деятельности можно осуществлять в « сильных группах» или работая с подгруппой детей с хорошо развитым интеллектом, так как не все дети могут выдвигать гипотезы в решении задачи или проблемы |
эвристический | Развитие творческих способностей возможно реализовать тогда, когда дети по заданию педагога смогут самостоятельно выполнить определённые виды действий , которые подводят к усвоению новых знаний. Эти знания затем осмысливаются и применяются на практике при выполнении упражнений. Это эвристический метод , когда ребёнок встаёт на путь первооткрывателя |
Организация обучения детей
Сравнительная характеристика процесса обучения в детском саду ,организованного в виде учебной деятельности и через организацию совместной партнёрской деятельности взрослого и детей
Процесс обучения в детском саду | |
В виде учебной деятельности | Через организацию детских видов деятельности |
1. ребёнок – объект формирующих педагогических воздействий взрослого человека. Взрослый - главный. Он руководит ребёнком. | 1. ребёнок и взрослый – оба субъекты взаимодействия. Они равны по значимости. Каждый в равной степени ценен. Хотя взрослый, конечно, и старше, и опытнее. |
2.активность взрослого выше, чем активность ребёнка, в том числе и речевая ( взрослый « много» говорит) | 2.активность ребёнка, по крайней мере, не менее, чем активность взрослого. |
3. основная деятельность – учебная. Главный результат учебной деятельности – решение какой – либо учебной задачи, поставленной перед детьми взрослым. Цель - знания, умения и навыки детей. Активность детей нужна для достижения этой цели. | 3. основная деятельность – это так называемые детские виды деятельности. « Ребёнок должен быть активен. Но при этом важно, чтобы его активность не была беспорядочной, хаотичной, а оформлялась во вполне определённые , присуще дошкольнику виды деятельности…общение, игра, предметная деятельность, конструирование, изобразительная деятельность, элементарная трудовая деятельность ( Дьяченко О.М.). « Сам процесс их выполнения и итоги, прежде всего, радуют самих детей и окружающих взрослых, не имея при этом каких – либо жестких норм и правил» (Давыдов В.В.) Цель – подлинная активность (деятельность) детей, а освоение знаний, умений и навыков – побочный эффект этой активности. |
4. основная модель организации образовательного процесса – учебная. | 4. основная модель организации образовательного процесса – совместная деятельность взрослого и ребёнка. |
5. основная форма работы с детьми - занятие | 5. 0основное формы работы с детьми – рассматривание, наблюдение, беседы, разговоры, экспериментирование и исследования , коллекционирование, чтение, реализация проектов, мастерская и т.д. |
6. применяются в основном так называемые прямые методы обучения ( при частичном использовании опосредованных методов) | 6 применяются в основном так называемые опосредованные методы обучения ( при частичном использовании прямых методов обучения). |
7.мотивы обучения на занятии, как правило, не связаны с интересом детей к самой учебной деятельности. « Удерживает» детей на занятии авторитет взрослого. Именно поэтому педагогам зачастую приходится « украшать» занятие наглядностью, игровыми приёмами, персонажами, чтобы облечь учебный процесс в привлекательную для дошкольников форму. Но ведь « подлинная цель взрослого – вовсе не поиграть , а использовать игрушку для мотивации освоения непривлекательных для детей предметных знаний» ( Модина И.А.) | 7. Мотивы обучения, осуществляемого как организация детских видов деятельности, связаны, в первую очередь, с интересом детей к этим видам деятельности. |
8.все дети обязательно должны присутствовать на занятии. | 8. допускается так называемое свободные « вход» и «выход» детей, что вовсе не предполагает провозглашения анархии в детском саду. Уважая ребёнка, его состояние, настроение, предпочтения и интересы, взрослый обязан предоставить ему возможность выбора – участвовать или не участвовать вместе с другими детьми в совместном деле, но при этом вправе потребовать такого же уважения к участникам этого совместного дела. |
9.образовательный процесс в значительной степени регламентирован. Главное для взрослого – двигаться по заранее намеченному плану, программе. Педагог часто опирается на подготовленный конспект занятия , в котором расписаны реплики и вопросы взрослого, ответы детей. | 9. образовательный процесс предполагает внесение изменений ( коррективов) в планы, программы с учётом потребностей и интересов детей. Конспекты могут использоваться частично, для заимствования фактического материала ( например, интересных сведений о композиторах, писателях, художников и их произведениях), отдельных методов и приёмов и др., но не как « готовый образец» образовательного процесса. |
Таким образом, современные требования к образовательному процессу в дошкольном образовательном учреждении предполагают построение субъект – субъектной модели взаимодействия педагога с воспитанниками, в которой каждый из участников занимает позицию равных партнёров, включённых в общую совместную деятельность, в отличие от субъект – объектной модели , в которой взрослый находится по отношению к детям в позиции учителя, ставя перед ними конкретные задачи и предполагая конкретные способы и действия их разрешения.
4.1. Технологии и принципы обучения в ДОУ:
Разнообразие подходов
Одной из задач Федеральной программы развития образования в России является обновление содержания и технологий обучения. Рассмотрим технологии обучения:
· технология диалогового обучения;
· технология информационного обучения;
· технология игрового обучения;
· технология проблемного обучения;
· технология опережающего ( развивающего ) обучения;
· информационные технологии обучения;
· технология проектного обучения;
· технология консультационного обучения;
· технология визуального обучения;
· технология провокационного обучения.
Выбор определяется первыми четырьмя технологиями, которые реализуются в практике деятельности ДОУ.
Технология диалогового обученияоснована на философских положениях «образование – диалог культур» (В.С. Библер) и « культура как диалог» (М.М. Бахтин). Она опирается на внутреннее содержание , потребности личности, « карнавал мироощущений» ребёнка (М.М. Бахтин) , его полифонический слух по отношению к окружающему миру.
Роль педагога заключается в организации коммуникативной развивающей среды и в умении вести диалог. Итогда структура соответствует беседе и позволяет сочетать элементы учения и диалога. Технологии диалогового обучения присущи следующие особенности:
· развивающая форма деятельности( специально созданная диалогическая среда, свобода и спонтанность);
· эмоционально – чувственная сфера взаимодействия;
· вплетение в диалог словесной игры, музыкальности, художественного образа, театрализации
Технология информационного обученияопирается на принцип активизации ребёнка в обучении и определяется ведущей ролью педагога. Он берёт на себя роль « информатора», передающего знания детям ( это может быть и словесная инструкция к деятельности или прямое включение ребёнка в деятельность по принципу « делай как я»).
Структура этой технологии выглядит следующим образом: цель, рассказ, задание на воспроизведение знаний либо задача, деятельность ( совместная с педагогом) и результат.
Особенности данной технологии:
· руководящая роль педагога;
· включение детей в деятельность по инструкции педсгога;
· понимание детьми информации педагога.
Технология игрового обучения опирается на принцип активности ребёнка, характеризуется высоким уровнем мотивации и определяется естественной потребностью дошкольников. Роль педагога заключается в создании и организации предметно – пространственной среды. Игра выполняет развивающую, коммуникативную, терапевтическую и диагностическую функции.
Структура данной технологии следующая: игровая задача, правила, деятельность и результат. Игровая технология в обучении призвана сочетать элементы игры и ученья. Игровым технологиям присущи следующие особенности ( по С.А.Шмакову):
· свободная развивающая деятельность( она возникает по желанию ребёнка, ради удовольствия от процесса деятельности);
· творческий характер деятельности ( ребёнок импровизируется в игре);
· эмоциональная приподнятость деятельности ( опирается на чувственную основу природы игры и эмоциональные переживания ребёнка).
Технология проблемного обучения основывается на теоретических положениях американского психолога, философа и педагога Дж. Дьюи – это такая организация учебных занятий , которая предполагает создание проблемных ситуаций ( под руководством педагога) и активную самостоятельную деятельность детей по их разрешению, в результате чего ребёнок получает знания.
Структурные компоненты реализации данной технологии: постановка проблемной ситуации, варианты решения ( выбор варианта), разрешение проблемы.
Особенности данной технологии:
· проблематизация учебной информации ( удивление, любопытство ребёнка)
· активная деятельность ребёнка;
· связь обучения с жизнью, игрой и трудрм;
· исследовательский характер познания.
Технология проектного обученияраскрывается в пособии «Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения» авторов – составителей Л.С.Киселёва, Т.А.Данилина и др.
Информационные технологии в обучении детей дошкольного возраста. Основная, образовательная цель введения компьютера в мир ребёнка – это, прежде всего, формирование у него готовности к жизни в обществе, широко применяющем компьютерные (информационные) технологии в быту, обучении, науке, различных гуманитарных сферах, на производстве, в экономике и управлении.
В ходе игровой деятельности дошкольника, обогащенной компьютерными средствами, возникают психические новообразования ( теоретическое мышление, развитое воображение, способность к прогнозированию результата действия, проектные качества мышления и др.), которые ведут к резкому повышению творческих способностей детей.
4.2Особенности организации непосредственной образовательной деятельности в форме совместной партнёрской деятельности педагога с детьми
Перестройка стиля взаимодействия воспитателя с детьми, ориентация на личность ребёнка, развитие его с учётом склонностей, интересов, способностями и возможностями, построение образовательного процесса на основе личностно – ориентированной модели воспитания предполагает изменение форм обучения детей дошкольного возраста.
Форма обучения – ограниченная рамками времени конструкция отдельного звена процесса обучения, внешнее выражение специально организованной деятельности педагога и воспитанников. Форма выполняет интегрирующую роль, так как включает в себя цели, содержание, методы, средства обучения.
Вопрос о формах организации образовательного процесса в рамках организованной образовательной деятельности является на сегодняшний день дискуссионным. С 1953 года до 2010 года одной из основных форм обучения детей в детском саду было занятие.
Занятие – это специально организованная форма обучения детей Для детей дошкольного возраста принципиально отличается от урока тем, что проводится на основе игры (подвижной, сюжетной, игры с правилами и др.), а также других специфических для дошкольников видов деятельности: изобразительной, конструктивной и пр.
Для занятия был характерен ряд признаков:
· на занятии шло освоение детьми содержания по одному из разделов программы;
· занятия проводились одновременно со всеми детьми группы;
· педагог выполнял на занятии руководящую функцию.
Само слово «занятие» можно рассмотреть через призму однокоренных к нему слов: занятой, занятный, занимательный, заняться, занять и т.д. По сути, «занятой» - имеющий много работы, которую нужно выполнить в определённое время; «занятный» - забавный, мысль заняла, захватила; интересный; «заняться» - действовать самому; «занять» вакансию, роль, позицию, воспользоваться.
Организация обучения детей в процессе совместной партнёрской деятельности взрослого и детей заключается в том, что педагог не просто объясняет новое знание, а создаёт ситуацию, когда дети сами откроют его для себя. Таким образом, он перестаёт выполнять просто информационные функции, а становится организатором, помощником, консультантом в познавательной деятельности детей.
Непосредственно образовательная деятельность -это спланированная и целенаправленно организованная совместная деятельность педагога и детей, основанная на одной или нескольких специфических видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, познавательно – исследовательской, изобразительной, музыкальной, элементарный бытовой труд, конструирование, восприятие художественной литературы и фольклора, двигательной), направленная на освоение детьми образовательных областей и формирование у них физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств.
Деятельность –активное взаимодействие субъекта с окружающей действительностью, в ходе которого происходят изменения в психической деятельности субъекта и в объекте, на который она направлена.
Ниже приведена таблица, для того ,чтобы разобраться в механической замене термина ««занятие» на термин « непосредственно образовательная деятельность».
Учебное занятие | Непосредственно – образовательная деятельность | ||||||||
Организация рабочего пространства | |||||||||
Воспитатель: отдельное место за «учительским» столом Дети: жестко регламентированная рассадка за столами в стиле учебного класса | Воспитатель: место за общим столом рядом с детьми Дети: свободное размещение за общим столом; общение друг с другом; перемещение по мере необходимости; возможность обсудить вопросы по поводу выполняемой работы со взрослы | ||||||||
Позиция педагога | |||||||||
учитель | Партнёр по совместной деятельности. Возможность реализации личностно – ориентированного подхода; | ||||||||
Деятельность педагога | |||||||||
Административно – регламентирующий стиль поведения; Передача ( трансляция) готовых знаний; Коллективная работа педагога со всеми детьми над одним и тем же материалом | Непринуждённо – доверительный стиль поведения; Организация деятельности воспитанников; Помощь в приобретении универсальных культурных способов действий (умений),помогающих ему действовать во всех обстоятельствах жизни и деятельности | ||||||||
Отношение педагога к выполнению общей работы | |||||||||
Общее руководство | Участие в выполнении части работы | ||||||||
Позиция, деятельность детей | |||||||||
Пассивная позиция, отсутствие выбора, обязательность обучения для каждого ребёнка | Активная позиция, возможность выбора – участвовать в общей работе или нет, свобода выбора между различными видами деятельности и их содержание | ||||||||
Темп работы | |||||||||
Необходимо уложиться в сроки, определённые временными рамками занятия, нет возможности довести начатое дело до конца | Возможность работать в своём темпе, самостоятельное определение объёма выполняемой работы | ||||||||
Структура проводимого мероприятия | |||||||||
3-х частная: - вводная: сообщение детям темы занятия; - основная; -заключительная: обязательно подведение итогов Длительность занятия: регламентирована Сан Пин, все части занятия входят во временной интервал | 3-х частная: - вводная: мотивация детей на деятельность - основная: постановка проблемы (проблемного вопроса),организация детской деятельности, направленной на решение проблемы - заключительная: плавный вывод детей из деятельности( проведение рефлексии – чему научился, что было трудно, как нашли решение и т.п.) Длительность НОД регламентирована Сан Пин , но вводная и заключительные части НОД не входят в регламентированный временной интервал ( т.е. находятся за рамками НОД ) | ||||||||
Направленность мероприятия | |||||||||
Вооружение детей суммой знаний, умений и навыков, знаниевый подход (парадигма) | Формирование компетентностей, деятельный подход, основной результат – развитие личности ребёнка через разные виды детской деятельности | ||||||||
Оформление конспекта | |||||||||
Классический конспект, регламентирующий деятельность воспитателя по реализации программных задач, с указанием предполагаемых ( как правило, односложных) ответов детей | - технологическая карта, предполагающая деятельность педагога и деятельность детей - направленность на результат | ||||||||
Постановка вопросов (характер) | |||||||||
Констатирующие опросы | Проблемные, поисковые вопросы | ||||||||
Инициатор деятельности | |||
Воспитатель | На равных – педагог и дети, возможен учет индивидуальных интересов и склонностей как всей группы детей в целом, так и каждого ребёнка | ||
Интеграция содержания образовательных областей | |||
Не возможна по причине предметности проводимых мероприятий | Возможна, т.к. все образовательные области связаны друг с другом | ||
Отражение комплексно – тематического комплекса | |||
Четко выраженная дифференциация знаний по учебным предметам | Построение образовательного процесса вокруг одной темы обеспечивает формирование у ребёнка целостной (элементарной) картины окружающего мира | ||
Когда речь идет о совместной деятельности взрослого и детей в процессе непосредственной образовательной деятельности и режимных моментах, необходимо помнить основные тезисы организации партнерской деятельности взрослого с детьми, на которые указывает Н.А. Короткова:
· включенность воспитателя в деятельность наравне с детьми;
· добровольное присоединение дошкольников к деятельности ( без психического и дисциплинированного принуждения);
· свободное общение и перемещение детей во время деятельности( при соответствии организации рабочего пространства);
· открытый временной конец деятельности (каждый работает в своем темпе.
Структура непосредственно образовательной деятельности, исходя из этапов осуществления деятельности: мотивационно – потребностный, ориентировочный, операционально – технический, контрольный.
Структурные части НОД | Этапы НОД | Краткое содержание | |
1- часть (вводная) | Подготовительный (мотивационно – потребностный) | Создание образовательной ситуации для плавного и постепенного ввода детей в совместную деятельность со взрослым. Мотивация детей на предстоящую деятельность | |
2- часть ( основная) | Организационный (целеполагание, ознакомление с последовательностью выполнения заданий и т.д.) (ориентировочный) | Формулирование цели предстоящей деятельности и принятие ее детьми | |
деятельностный | Уточнение знаний детей в процессе деятельности, осуществляемой в тесном контакте со взрослым | ||
Этап осуществления самостоятельной работы с детьми ( операционально – технический) | Практическое освоение детьми новых способов деятельности | ||
3- часть (заключительная) | рефлексивный (контрольный) | Подведение итогов деятельности, педагогическая оценка результатов деятельности детей, плавный и постепенный вывод из непосредственно образовательной деятельности в самостоятельную деятельность | |
Аналитический: диагностика осуществляется педагогом по ходу непосредственно образовательной деятельности, направлена на выявление отношения детей к содержанию, особенностей приобретения ими умений в разных видах деятельности и умений учебного характера. | |||
Полная характеристика содержания деятельности педагога и детей на каждом этапе непосредственно образовательной деятельности
Подготовительный
На этом этапе создаются условия для возникновения у детей внутренней потребности включения в деятельность (с помощью мотивации: игровой, проблемно – бытовой, познавательной, сказочной, информационной, семантической ( обозначающей), соревновательной, а также мотивации общения, достижения успеха, личной заинтересованности). В начале образовательной ситуации воспитатель вызывает у детей интерес к ее содержанию, ставит перед детьми учебную задачу ( или ее часть) и обеспечивает ее принятие.
В младших группах эта задача решается за счет использования игровых и проблемно – игровых ситуаций, сюрпризных моментов, яркого и красочного материала , игрушек.
В старшем дошкольном возрасте перед детьми ставятся проблемные ситуации, практические и познавательные задачи, требующие решения, создаются сюжетные ситуации, обеспечивающие принятие учебной задачи.
Организационный
В ходе включения в деятельность , дети фиксируют, что они хотят сделать ( так называемая «детская цель»). Для этого воспитатель, как правило, включает детей в беседу, обязательно личностно значимую для них, связанную с их личным опытом. Например, он может предложить детям рассказать о любимых праздниках или о своих домашних обязанностях, своей семье и т.п. Эмоциональное включение детей в беседу позволяет педагогу плавно перейти к сюжету, с которым будут связаны все последующие этапы.
Ключевыми фразами завершения этапа служат слова : « Хотите?», « Сможете?» Важно понимать , что «детская цель» не имеет ничего общего с образовательной («взрослой»). Младшие дошкольники ставят цели, связанные со своим личными интересами и сиюминутными желаниями ( например, поиграть). А старшие могут ставить цели , важные не только для них, но и для окружающих ( например, помочь кому – либо). Как подчеркивал Л.С.Выготский , для волевого действия характерен свободный выбор цели, своего поведения, определяемый не внешними обстоятельствами, а мотивированный самим ребенком.
Задавая вопросы в такой последовательности, воспитатель целенаправленно формирует у детей веру в собственные силы. Голосом, взглядом, позой взрослый дает понять, что он верит в них. Таким образом, ребенок получает важные жизненные установки: « Если я чего – то сильно захочу, обязательно смогу,« Я в свои силы» ,« Я все сумею, все преодолею, все смогу!». Одновременно у детей формируются такие важные интегративные качества, как любознательность, активность
На этапе введения в образовательную ситуацию полноценно включается методологически обоснованный механизм мотивации («надо»- «хочу»- «могу»). И вместе с тем осуществляется содержательная интеграция образовательных областей с формированием важнейших интегративных качеств личности.
Деятельностный
На данном этапе в ходе дидактической игры воспитатель организует предметную деятельность детей, в которой целенаправленно актуализируется мыслительные операции, а также их знания и опыт, необходимые для построения нового знания. У детей формируется опыт понимания инструкции взрослого, взаимодействия со сверстниками, согласования действий, выявления и коррекции своих ошибок. При этом дети находятся в игровом сюжете, движутся к своей «детской цели» и даже не догадываются, что педагог как грамотный организатор ведет их к новым открытиям.
Данный этап ключевой, так как соде