Методика развития силовых способностей.

При разработке методики силовой подготовки учитывают особенности соревновательной и тренировочной деятельности в конкретном виде спорта. Выделяют следующие направления развития силы:

- повторное поднимание непредельного веса до выраженного утомления («до отказа»).

Плюсы: контроль за техникой выполнения двигательного действия, положительные сдвиги в обмене веществ, уменьшение натуживания. Минусы: невыгоден в энергетическом отношении, работа на фоне утомления затрудняет образование условно-рефлекторных отношений по обеспечению дальнейшего развития силы, прирост силы происходит за более длительное время. Основной при работе с начинающими спортсменами. Вес отягощения 50-60% 75-80%

Количество повторений 15-20 6-8

- поднимание околопредельного и предельного веса – основной при работе с квалифицированными спортсменами.

Вес отягощения 85-90% 95-около 100%

Количество повторений 2-4 1-2

Плюсы: более быстрый прирост силы, менее энергообъёмен. Минусы: большое натуживание, минимальный контроль за техникой движения.

- поднимание непредельного веса с максимальной скоростью.

- напряжение мышц без изменения их длины, при неподвижном положении сустава, сила, приобретенная при этом режиме, слабо распространяется на работу динамического характера и уменьшает скоростные способности. Положительно то, что создается возможность интенсивного локального воздействия на отдельные мышечные группы.

Все упражнения с отягощениями выполняются с полной амплитудой. Перед началом каждого нового силового упражнения необходимо выполнить упражнения на растяжку.

Тесты для определения силовых возможностей.

1. Ручная динамометрия (кг).

2. Становая динамометрия (кг).

3. Подтягивание на перекладине (количество раз).

4. Метание набивного мяча двумя руками из-за головы, сидя, стоя (м).

5. Прыжок вверх с места (см).

6. Прыжок в длину с места (см).

ОТВЕТ 4.

Выносливость - способность человека эффективно выполнять работу на заданном уровне до первых признаков выраженного утомления, выраженного в снижении работоспособности. В физическом воспитании и спорте выносливость это способность эффективно выполнять физическое упражнение (двигательное действие), преодолевая развивающееся утомление. Определяется выносливость продолжительностью работы, выполненной до отказа - до полного исчерпания энергетических ресурсов.

Выносливость определяется временем функционирования и заданной интенсивностью до полного исчерпания имеющихся энергетических ресурсов. Функциональные возможности человека в упражнениях на выносливость проявляются в аэробных (с доступом 02) и анаэробных (без доступа 02)условиях.

В физиологии выделяют четыре зоны относительной мощности:

1 - максимальная, 2 - субмаксимальная, 3 - большая, 4 - умеренная.

Важное значение имеет соответствие организма спортсмена требованиям конкретного вида спорта, эффективность техники и тактического мышления, его психические возможности: то есть то, что обеспечивает высокий уровень мышечной активности в тренировочной и соревновательной деятельности, отдаляет и противодействует процессу развития утомления.

Выносливость подразделяют на общую и специальную.

Общая выносливость - способность длительное время выполнять работу умеренной интенсивности (аэробного характера), в которой участвует значительная часть мышечного аппарата: продолжительный бег в умеренном темпе, езда на велосипеде, передвижение на лыжах.

В ряде видов спорта в структуру общей выносливости входят способности к длительной и эффективной работе скоростно-силового, анаэробного, сложнокоординационного характера. Поэтому общую выносливость точнее следует определять как способность к продолжительному и эффективному выполнению работы неспецифического характера, оказывающую положительное влияние на процесс становления специфических компонентов спортивного мастерства, повышение адаптации к нагрузкам и наличию явлений переноса тренированности с неспецифических видов деятельности на специфические.

Общая выносливость играет важную роль в жизнедеятельности организма, служит показателем здоровья, это основа для специальной выносливости.

Специальная выносливость - способность эффективно выполнять работу и преодолевать утомление в условиях соревновательной деятельности в конкретном виде спорта. Выделяют специальную тренировочную выносливость (Л.П. Матвеев) и специальную соревновательную выносливость.

Специальная выносливость зависит от особенностей нервно-мышечного аппарата, быстроты расходования ресурсов внутримышечных источников энергии, от техники двигательных действий, уровня развития других качеств и способностей.

Проявление выносливости зависит от многих факторов: биоэнергетических, функциональных и биохимических процессов; личностных и психических характеристик, наследственных; экономичности использования энергетического и функционального потенциала организма.

Развитие выносливости происходит от дошкольного возраста до 30 лет, наиболее интенсивный прирост наблюдается с 14 до 20 лет.

Показатели выносливости: первый - время, в течение которого человек способен поддерживать заданную интенсивность работы. Визуально определить трудно когда начнет снижаться интенсивность (нужны приборы, тренажеры); второй - время преодоления достаточно длинной дистанции (минимальное время преодоления заданной дистанции (ходьба, бег, плавание и др.); в игровых видах спорта и единоборстве замеряют время, в течение которого осуществляется уровень заданной эффективности двигательной деятельности; в гимнастике стабильность техники выполнения действий.

Основными средствами для развития специальной выносливости являются специально-подготовительные упражнения, максимально приближенные к соревновательным по форме, структуре и особенностям воздействия на функциональные системы организма. Примеры.

1. Бег 800м: первый отрезок 300м, отдых 20с; второй отрезок 200м, отдых 15с; третий отрезок 100м, отдых 10с; четвертый отрезок 100м, отдых 10с; пятый отрезок 100м.

2. Спортивная борьба: броски манекена (многократно); проведение частей схватки с одним или несколькими партнерами (многократно); тренировочные схватки соревновательного характера в течение времени, превышающего ограниченное правилами соревнований;

3. Волейбол, две команды в расстановке: подача-организация защитных действий - нападение; прием подачи - нападение - защитные действия; подача-защита-нападение. Задания выполняются многократно в различных расстановках, с вариантами замен и т.п.

Наши рекомендации