Методика развития скоростных способностей.

1. Многократное выполнение упражнений (стандартно-повторный метод) на внезапно появляющийся сигнал или изменение окружающей ситуации. Эффективен на занятиях с начинающими, дальнейшее его использование приводит к стабилизации быстроты, образованию «скоростного барьера».

2. Расчленённый метод сводится к аналитической тренировке (раздельное совершенствование): все формы проявления быстроты развиваются отдельно (пример: низкий старт и стартовый разгон, гладкий бег по дистанции, финишный рывок – у бегунов-спринтеров).

3. Сенсорный метод основан на тесной связи между быстротой реакции и способностью различать микроинтервалы времени.

Последовательность обучения:

первое - срочное информирование о времени, затраченном на выполненное действие;

второе – формирование умения тонко различать микроинтервалы времени;

третье – неоднократное воспроизведение действия с различной, заранее обусловленной скоростью.

4. Методика развития реакции на движущийся объект:

- выработка умения заблаговременно включать объект в поле зрения и удерживать его;

- выработка умения предусматривать наиболее вероятное перемещение объекта (развитие логического мышления);

- выработка способности воспринимать и оценивать параметры перемещения объекта.

5. Методика развития реакции выбора – тренируется при постоянном увеличении числа альтернатив выбора. Увеличение быстроты достигается за счёт реагирования не столько на само движение, сколько на подготовительные действия к нему.

В каждое движение всегда есть две фазы:

1) позно-тоническая, выражающаяся в небольшом изменении позы и перераспределении тонуса;

2) собственно движение.

Спортсмены учатся реагировать уже на первую фазу. Эту способность можно развить. Для этого в тренировке вначале приучают реагировать на утрированное и заметное выполнение движений, постепенно всё больше приближая их к естественным.

6. При воспитании быстроты движений упражнения должны выполняться:

1) относительно кратковременно (к концу выполнения скорость не должна снижаться);

2) без дополнительных значительных отягощениях;

3) без задержек и промедлений по ходу действия;

4) с установкой на полную реализацию скоростных возможностей.

Методы развития быстроты имеют существенный недостаток. Многократные повторения приводят к образованию двигательного динамического стереотипа и как следствие к стабилизации движений. При этом образуется «скоростной барьер».

Пути предупреждения «скоростного барьера» следующие: в начале обучения - более поздняя специализация при всесторонней физической подготовке на протяжении нескольких лет; для квалифицированных спортсменов – уменьшение объёма работы, увеличение удельного веса скоростно-силовой работы.

Наилучший период развития быстроты 10-11 лет. Упражнения на быстроту давать в начале основной части занятия.

Тесты для определения быстроты.

1. Бег на 20 м или 30 м с ходу (с).

2. Бег на 60 м или 100 м (с).

3. Частота движений в беге на месте (число беговых шагов за 10 секунд).

4. Зрительно-моторная реакция. Суть этой экспериментальной методики сводится к определению времени двигательной реакции на определённый световой сигнал.

ОТВЕТ 3.

Сила — это способность человека преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему за счет деятельности мышц.

Сила проявляется в двух режимах:

Первый - изометрический (статический), без изменения длины мышцы при напряжении;

Второй - изотонический (динамический), с изменением длины мышцы при напряжении. Здесь выделяют два варианта:

- концентрический(преодолевающий-например: поднимание ног), при котором сопротивление преодолевается за счет напряжения мышц при уменьшении их длины;

- эксцентрический (уступающий-например: опускание ног), когда осуществляется противодействие сопротивлению при увеличении длины мышц.

Основные виды силовых качеств: максимальная сила, скоростная сила, силовая выносливость.

Максимальная сила- наивысшие возможности, которые человек (спортсмен) способен проявить при максимальном произвольном мышечном сокращении. Уровень максимальной силы выявляется в величине внешних сопротивлений, которое спортсмен преодолевать или нейтрализует при полной мобилизации возможностей своей нервно-мышечной системы.

Максимальную силу не следует отождествлять с абсолютной силой, которая отражает резервные возможности нервно-мышечной системы (специальное условие, экстремальные ситуации).

Максимальная сила во многом определяет спортивный результат в тяжёлой атлетике, легкоатлетических метаниях, спортивной гимнастике и др.

Скоростная сила— это способность нервно-мышечной системы к мобилизации функционального потенциала для достижения высоких показателей силы в минимально короткое время.

Решающее влияние скоростная сила оказывает на результаты в спринте (бег, плавание, конькобежный спорт, велоспорт, л/атлетика и др.). Скоростная сила в условиях больших сопротивлений определяют как взрывную силу, с небольшим и средним сопротивлением с высокой начальной скоростью.

Силовая выносливость- способность длительное время поддерживать достаточно высокие силовые показатели. Это проявляется в способности спортсмена преодолевать утомление, в достижении большого количества повторений движений или продолжительного приложения силы в условиях противодействия внешнему сопротивлению (гимнастика, горные лыжи, различные виды борьбы).

Все виды силовых качеств в спорте проявляются во взаимодействии, в соответствии со спецификой вида спорта, технико-тактического арсенала, взаимосвязи с другими качествами, между силовыми качествами.

Не всегда повышение максимальной силы полезно (настольный теннис, волейбол), может вызвать отрицательный эффект.

Важное значение имеет место повышение способности спортсменов к реализации силовых качеств в условиях тренировочной и соревновательной деятельности конкретного вида спорта, что требует оптимальной взаимосвязи силы со спортивной техникой, деятельностью вегетативной нервной системы, другими двигательным качеством.

Наши рекомендации