Методика развития скоростных способностей.
1. Многократное выполнение упражнений (стандартно-повторный метод) на внезапно появляющийся сигнал или изменение окружающей ситуации. Эффективен на занятиях с начинающими, дальнейшее его использование приводит к стабилизации быстроты, образованию «скоростного барьера».
2. Расчленённый метод сводится к аналитической тренировке (раздельное совершенствование): все формы проявления быстроты развиваются отдельно (пример: низкий старт и стартовый разгон, гладкий бег по дистанции, финишный рывок – у бегунов-спринтеров).
3. Сенсорный метод основан на тесной связи между быстротой реакции и способностью различать микроинтервалы времени.
Последовательность обучения:
первое - срочное информирование о времени, затраченном на выполненное действие;
второе – формирование умения тонко различать микроинтервалы времени;
третье – неоднократное воспроизведение действия с различной, заранее обусловленной скоростью.
4. Методика развития реакции на движущийся объект:
- выработка умения заблаговременно включать объект в поле зрения и удерживать его;
- выработка умения предусматривать наиболее вероятное перемещение объекта (развитие логического мышления);
- выработка способности воспринимать и оценивать параметры перемещения объекта.
5. Методика развития реакции выбора – тренируется при постоянном увеличении числа альтернатив выбора. Увеличение быстроты достигается за счёт реагирования не столько на само движение, сколько на подготовительные действия к нему.
В каждое движение всегда есть две фазы:
1) позно-тоническая, выражающаяся в небольшом изменении позы и перераспределении тонуса;
2) собственно движение.
Спортсмены учатся реагировать уже на первую фазу. Эту способность можно развить. Для этого в тренировке вначале приучают реагировать на утрированное и заметное выполнение движений, постепенно всё больше приближая их к естественным.
6. При воспитании быстроты движений упражнения должны выполняться:
1) относительно кратковременно (к концу выполнения скорость не должна снижаться);
2) без дополнительных значительных отягощениях;
3) без задержек и промедлений по ходу действия;
4) с установкой на полную реализацию скоростных возможностей.
Методы развития быстроты имеют существенный недостаток. Многократные повторения приводят к образованию двигательного динамического стереотипа и как следствие к стабилизации движений. При этом образуется «скоростной барьер».
Пути предупреждения «скоростного барьера» следующие: в начале обучения - более поздняя специализация при всесторонней физической подготовке на протяжении нескольких лет; для квалифицированных спортсменов – уменьшение объёма работы, увеличение удельного веса скоростно-силовой работы.
Наилучший период развития быстроты 10-11 лет. Упражнения на быстроту давать в начале основной части занятия.
Тесты для определения быстроты.
1. Бег на 20 м или 30 м с ходу (с).
2. Бег на 60 м или 100 м (с).
3. Частота движений в беге на месте (число беговых шагов за 10 секунд).
4. Зрительно-моторная реакция. Суть этой экспериментальной методики сводится к определению времени двигательной реакции на определённый световой сигнал.
ОТВЕТ 3.
Сила — это способность человека преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему за счет деятельности мышц.
Сила проявляется в двух режимах:
Первый - изометрический (статический), без изменения длины мышцы при напряжении;
Второй - изотонический (динамический), с изменением длины мышцы при напряжении. Здесь выделяют два варианта:
- концентрический(преодолевающий-например: поднимание ног), при котором сопротивление преодолевается за счет напряжения мышц при уменьшении их длины;
- эксцентрический (уступающий-например: опускание ног), когда осуществляется противодействие сопротивлению при увеличении длины мышц.
Основные виды силовых качеств: максимальная сила, скоростная сила, силовая выносливость.
Максимальная сила- наивысшие возможности, которые человек (спортсмен) способен проявить при максимальном произвольном мышечном сокращении. Уровень максимальной силы выявляется в величине внешних сопротивлений, которое спортсмен преодолевать или нейтрализует при полной мобилизации возможностей своей нервно-мышечной системы.
Максимальную силу не следует отождествлять с абсолютной силой, которая отражает резервные возможности нервно-мышечной системы (специальное условие, экстремальные ситуации).
Максимальная сила во многом определяет спортивный результат в тяжёлой атлетике, легкоатлетических метаниях, спортивной гимнастике и др.
Скоростная сила— это способность нервно-мышечной системы к мобилизации функционального потенциала для достижения высоких показателей силы в минимально короткое время.
Решающее влияние скоростная сила оказывает на результаты в спринте (бег, плавание, конькобежный спорт, велоспорт, л/атлетика и др.). Скоростная сила в условиях больших сопротивлений определяют как взрывную силу, с небольшим и средним сопротивлением с высокой начальной скоростью.
Силовая выносливость- способность длительное время поддерживать достаточно высокие силовые показатели. Это проявляется в способности спортсмена преодолевать утомление, в достижении большого количества повторений движений или продолжительного приложения силы в условиях противодействия внешнему сопротивлению (гимнастика, горные лыжи, различные виды борьбы).
Все виды силовых качеств в спорте проявляются во взаимодействии, в соответствии со спецификой вида спорта, технико-тактического арсенала, взаимосвязи с другими качествами, между силовыми качествами.
Не всегда повышение максимальной силы полезно (настольный теннис, волейбол), может вызвать отрицательный эффект.
Важное значение имеет место повышение способности спортсменов к реализации силовых качеств в условиях тренировочной и соревновательной деятельности конкретного вида спорта, что требует оптимальной взаимосвязи силы со спортивной техникой, деятельностью вегетативной нервной системы, другими двигательным качеством.