Организация православного лагеря.
Немало родителей и педагогов серьезно озабочены организацией летних школьных каникул для детей. Многие из них не могут самостоятельно организовать для ребенка летнее время, чтобы он получил пользу для души. У души нет каникул, она растет и изменяется ежедневно. Бывает, отправить ребенка в деревню не к кому, а дома весь день все на работе, и ребенок вынужден расти сам по себе, как полынь в степи. Сегодня жизнь такого ребенка протекает между телевизором компьютером, магнитофоном и дворовыми интересами. Кто из нас не наблюдал такую картину: дети бродят по двору в поисках, как убить время. Не знают, куда себя деть дети как из верующих, так и из неверующих семей. Чем мы можем помочь ребенку? В устроении летник православных лагерей. Прежние пионерские лагеря были направлены на организацию деятельного отдыха детей. Цели преследовались вполне земные. В современных лагерях цель и того проще, как в пословице: «Чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не плакало», - и живут дети в беспечности, праздности, увеселительных мероприятиях, танцах.
В православном детском лагере цель задается жизнью Церкви, где личная жизнь христианина – жить для Царства Небесного и его правды. В лагере эта цель совершается и лично, и с помощью воспитателя, и с помощью духовника, и сообща. При этом задача для воспитателя состоит в оказании конкретной помощи каждому ребенку в исправлении своего нрава. Именно помогать исправлять, а не пытаться исправить его самому.
На сегодняшний день можно встретить несколько типов организованного православного досуга.
Летние детские православные лагеря – это может быть трудовой лагерь, морской лагерь (лагерь Святого Георгия на мысе Феолент в Севастопольской области, находящегося около монастыря великомученика Георгия Победоносца), просто детский оздоровительный лагерь с духовно-нравственным воспитанием или православный лагерь при школе на время каникул. Кстати, и не только летний.
Православный молодежный лагерь – что это? Организованный досуг молодежи – думает чиновник. Друзья, молитва, радость, трудности походной жизни, новые впечатления и новые развлечения – думает молодой насельник. Отдых на природе в хорошей компании – думает гость. Непрестанный труд, предельная усталость и нехватка сна – думает воспитатель, начальник отряда, но и не собирается менять такую жизнь на другую и в другом месте. Что такое православный лагерь – ни рассказать, ни описать нельзя – это удается почувствовать только сердцем, побывав там. Никакой рассказ не сможет передать тот духовный строй, которым живет лагерь.
Каждый, кто хочет организовать молодежный лагерь, должен сначала спросить себя: "Какова цель?" и "Что нужно достичь?" Если, например, целью молодежного лагеря является вовлечь православную молодежь в круг ежедневных богослужений и дать ей возможность встретиться с другими христианами - ровесниками, то все можно организовать за сравнительно короткий промежуток времени, и это будет более похоже на встречу молодежи, чем на лагерь как таковой. Для осуществления такой задачи, нет необходимости в четкой программе. Однако, если цель лагеря - погрузить участников в атмосферу жизни православной общины, где каждый молится, работает и учится со всеми вместе, то на это потребуется более длинный период времени, более плотная и более структурированная программа, а также серьезная подготовка. Такие стационарные многодневные лагеря требуют очень больших финансовых затрат и специально подготовленных кадров, не у всех городских приходов и даже не во всех епархиях есть возможность их организовать.
Одним из первых крупных православных лагерей является лагерь Богослово Братства во Имя Всемилостивого Спаса. В 1990 году заместитель председателя Братства Андрей Борисович Ефимов в Тутаевском районе Ярославской области, у села Богослово, неподалеку от города Романова-Борисоглебска нашел очень красивое место на высоком берегу Волги. В старом селе стоял полуразрушенный храм (сейчас он почти восстановлен), окруженный заросшим кладбищем, а рядом находились две поляны, соединенные коридором дороги, проходящей сквозь плотную стену деревьев. Здесь и был устроен первый лагерь. Лагерь устроить намного труднее, чем поход. В лагере могут жить не только молодые и полные сил юноши и девушки, способные идти десятки километров в день с тяжелым рюкзаком, но и младшие дети, и семьи с родителями и маленькими детьми, могут приехать и взрослые в гости на несколько дней. Лагерь – это много людей разных возрастов, с разными характерами, это много больших палаток, большая кухня, это целое хозяйство, целый город, только с домами из полотна. Устраивать такой город только на две недели, как поход, а не на все лето было бы очень жаль. Ведь чтобы поставить навесы, столы, склады и палатки с деревянными настилами-кроватями, нужно очень много потрудиться. С 1991 года летняя лагерная жизнь детей устраивалась общими усилиями всего Братства во Имя Всемилостивого Спаса: одни доставали палатки, другие старались раздобыть продукты, третьи строили лагерь, четвертые организовывали его жизнь. К лагерному лету всегда заранее готовились. Многие педагоги, всю осень, зиму и весну работавшие с детьми, летние месяцы тоже проводили в педагогических трудах в лагере. С лета 1994 года у Братства появился еще один лагерь, располагавшийся тоже в очень красивом месте – на Василёвском заливе в Калязинском районе Тверской области. Место это будто специально было создано для лагеря: огромная поляна, в несколько раз большая, чем в Богослово, удивительной красоты природа, сосны, песчаный пляж – все здесь было прекрасно, только не было храма. Церковь в соседнем селе была разрушена до основания, даже фундамент ее был разбит на куски и вывезен. Как же православному лагерю без храма? И храм в лагере появился. Необычный – палаточный! Отец Владимир Воробьев, ректор Свято-Тихоновского Богословского института испросил у Святейшего Патриарха благословение устроить в лагере походную церковь, подобно походным храмам русской армии. К моменту открытия лагеря был сшит белый алтарь – палатка, сделаны переносной престол и жертвенник. Освятили эту церковь в честь Всех Святых, в земле Российской просиявших. Любимым песнопением, гимном лагеря, стала стихира всем русским святым “Земле Русская”, написанная владыкой Афанасием (Сахаровым) в тюрьме в годы репрессий...
(Примерный план, распорядок дня лагеря и пр. см. в приложении).
Палаточный лагерь. Это, как правило, православные следопыты[187], скауты[188] и т.д.
На самом деле следопыты – это перевод с английского слова скаут. Следопытская методика является уникальной для работы с детьми и молодежью. Все занятия и встречи следопытов не похожи на обычные уроки в воскресной школе. Занятия проходят в форме дружеской встречи, кроме занятий знакомящих детей с православием обязательно проводятся развивающие игры, различные кружки. Дети изучают азы самообороны, скалолазание, проходят подготовку по туризму и методике выживания в экстремальных ситуациях. Неординарность занятий позволяет привлечь детей, даже совершенно далеких от Церкви. Были случаи, когда пришедшие в клуб дети приводили в храм своих родителей, и вся семья принимала крещение.
Начиная с 1990 года, Братство Православных Следопытов возрождает те формы работы с детьми, которые прекрасно себя зарекомендовали еще вначале века. Основополагающие принципы деятельности БПС: церковность, открытость, доверие.
Братство Православных следопытов (БПС) является официальным детским отделением молодежного движения в рамках Русской Православной Церкви Московского Патриархата и соотносит свою административную структуру с административной структурой РПЦ. Братство Православных Следопытов пока еще весьма немногочисленно, «объединяет в своих рядах более 2000 человек в 14 епархиях Русской Православной Церкви»[189]. В России существует несколько скаутских организаций, отличающихся и по методам работы, и по своему отношению к религии и к Православию в частности.
Следопытская жизнь проходит на природе. Походы, приключения, навыки выживания и спасения, лагеря, паломничества – все это призвано научить ребенка видеть окружающий мир в его соотнесенности с Богом. Обычно отряд следопытов формируется при храме, либо в рамках образовательного учреждения (школы или клуба по месту жительства).
Подростковые сборы. Можно начать с малого. Таким началом могут стать двух или трехдневные детские сборы во время школьных каникул.
Задачи сборов:
1) создание почвы для общения православных детей и молодежи;
2) способствие созданию детских сплоченных детских и молодежных коллективов и постоянная работа с ними;
3) создания такого педагогического коллектива, который самим образом жизни и внутреннего общения мог своим воспитанникам показать пример активной и плодотворной церковной жизни.
Основная цель сборов, какой бы теме они ни были посвящены – это именно «собирание» как таковое. Мы собираем православных детей вместе в первую очередь для того, чтобы они имели возможность увидеть, что они не одиноки в своей вере, чтобы могли встретить новых друзей и еще крепче подружиться со старыми, чтобы учились просто жить вместе – играть, путешествовать, трудиться, молиться – и в результате осознали, какое это счастье – быть в Церкви и быть вместе. С одной стороны, здесь сохраняются некоторые элементы лагеря – разделение на возрастные группы, линейки с поднятием флага, форма вожатых, например, с ярко-желтыми галстуками, звон колокола, общие трапезы. С другой стороны на сборах, которые проводятся в 2 или 3 дня в период школьных каникул – в ноябре и марте, иногда и в январе – немного по-другому распределяется время. Дети приезжают утром на общем автобусе, а вечером большинство разъезжается по домам, время не распыляется на различные бытовые нужды – уборку, умывание, тихий час и прочее. Те «чистые» 7-8 часов, которые остаются каждый день на мероприятия, должны быть предельно сконцентрированы, интересны настолько, чтобы оставить очень яркое и духовное, и эмоциональное впечатление. Для этого все события сборов – беседы, игры, экскурсии, концерты – объединяются одной темой, одним духовным стержнем. Например, сборы могут быть посвященные Великой Отечественной войне, Куликовской битве, освобождению Москвы от поляков, Казанской иконе, памяти новомучеников и исповедников российских.
Используемая литература
1. Воскресная школа, №1, 1992. – С.45-47.
2. Дневник следопыта.Издание Братства Православных Следопытов. М., 2001.
3. Жизнь в природе: справочник-скаута разведчика.// Авт.- сост. Шишлянников С.М. – Воронеж, 1999.
4. Зеньковский В., прот. Педагогика. – М., 1996.
5. Концепция молодежного служения Русской Православной Церкви. Изд-е Синодального Отдела по делам молодежи. Москва, 2001.
6. Орлинский Евсевий, еп. О воспитании детей в духе христианского благочестия. – М., 1844.
7. Скаутинг для начинающих.Петрозаводск: СК «Товарищ», 1993.
8. Чернега К.А. Правовые основы православного образования в государственной школе // Православное образование. Январь – февраль, 2004. – С.38-63.
Дополнительная литература
1. Иоанн (Экономцев), игумен. Православное образование и деятельность Отдела религиозного образования и катехизации Московского Патриархата // Доклад на Архиерейском соборе РПЦ 1994 г. – М., 1994.
2. Каледа Г., свящ. Задачи, формы и структуры катехизации в РПЦ в современных условиях.
3. Концепция православного дошкольного воспитания // Просветитель. Вестник духовного просвещения. - №1. – М., 1994.
4. Нечипоров Б., свящ. Заметки о воскресной школе // Путь просвещения. - №1. – М., 1993. – С.45-51.
5. Образовательный вестник (печатный орган ОРО Архангельской и Мурманской епархии). – Вып.1. – М., 1995.
Тема 8.
Педагогическая самоподготовка и работа с учителями.
Работа священника со школой[190].
Взаимодействие священника со школой должно идти одновременно в нескольких направлениях:
- работа с администрацией школы и педагогическим коллективом;
- работа с учащимися;
- работа с родителями.
Работа с администрацией школы и педагогическим коллективом.Начинать сотрудничество с учебным заведением следует со знакомства с его руководителем. Закон РФ «Об образовании» ясно и четко определяет круг обязанностей директора школы. Он несет ответственность перед государством за организацию и качество учебно-воспитательной работы с учащимися, укрепление их здоровья и физическое развитие, повышение квалификации работников, связь школы с семьей, общественными организациями, а также за хозяйственно-финансовое состояние школы. Говоря по-другому, директор отвечает за деятельность школы по всем ее направлениям. При первой же встрече следует оставить телефон храма, домашний или любой другой, или адрес. Нет необходимости напоминать, что священнику надлежит приходить в храм в рясе и с крестом.
Директору школы помогают заместители. Количество заместителей может быть различным и в основном зависит от числа учащихся в школе. Для эффективной организации учебной и воспитательной работы необходимы два заместителя: по учебной работе и по воспитательной работе.
В обязанности заместителя директора по учебной работе входят организация и контроль над учебным процессом в школе. Организация и контроль над деятельностью факультативов, в том числе и по основам православной культуры. Он полностью отвечает за выполнение принятых школой учебных программ, соблюдение требований государственных образовательных стандартов в части обучения. В его обязанности входит составление текущего планирования организации учебного процесса, составление расписания уроков и многое другое.
Заместитель директора по воспитательной работе отвечает за организацию и качество внеучебных и внешкольных мероприятий. Он планирует, организует и контролирует проведение внеклассных и внешкольных воспитательных мероприятий школы. Под его руководством осуществляется деятельность семинара классных руководителей и работа по повышению квалификации педагогов в области воспитания. Им также организуется и контролируется работа кружков.
В обязанности заместителей директора школы входит также составление «Плана учебно-воспитательной работы на учебный год». Он утверждается директором школы.
План учебно-воспитательной работы школы на учебный год включает основные вопросы, над которыми нужно работать коллективу:
1.Введение:
а)особенности микрорайона и условия работы школы;
б)краткий анализ итогов работы школы за прошедший учебный год.
2.Повышение квалификации и методическая работа.
3.Изучение и распространение передового опыта.
4.Научно-педагогическая информация в школе.
5.Руководство учебно-воспитательным процессом:
а)организация учебно-воспитательного процесса;
б)внеурочная учебно-воспитательная работа в школе.
6.Педагогический контроль за учебно-воспитательным процессом.
7.Работа с родителями, шефами и общественностью.
8.Укрепление материально-технической базы в школе и хозяйственная работа.
Поэтому еще до начала учебного года священнику необходимо обсудить с директором, а затем детально проработать с заместителями директора, пути и формы его взаимодействия со школой (выступления на педсовете, классных часах, родительских собраниях, проведение благотворительных акций и т.д.).
Как правило, в течение учебного года проводится 5 педсоветов: один раз в четверть и в конце учебного года. Пятый педсовет проводится в 3 заседания – допуск к экзаменам, по итогам экзаменов, по итогам выпускных экзаменов.
Первый педсовет проходит до начала учебного года, в конце августа, и посвящен обычно утверждению годового плана работы, обсуждению доклада директора школы по анализу работы за прошлый год и обсуждению задач на новый учебный год. «Учебный план, - как говорил В.Зеньковский, - дает общую картину «бюджета» школьного времени. Вопрос заключается в том, чтобы найти меру времени для каждого предмета и соотносительность с другими предметами»[191]. Чтобы избежать чрезмерного дробления вопросов, обсуждаются наиболее важные, принципиальные положения, определяемые директивными указаниями и особенностями данной школы по трем направлениям: организация труда, учебная и воспитательная работа.
На последующих педсоветах разрабатываются основные проблемы обучения и воспитания в соответствии с главной задачей – исправления недостатков и внедрения в практику научно обоснованных рекомендаций.
Как правило, все педсоветы связаны тематически. Однако, на каждом из них разбираются разные аспекты нравственного воспитания и активизации обучения, внедрения в практику результатов научных исследований и передового педагогического опыта. Тематики базируется на конкретном материале школы и анализе деятельности учителей. По каждому вопросу намечаются докладчики и содокладчики, ответственные от администрации и общественных организаций. На одном из таких педсоветов, посвященном вопросам нравственного воспитания школьников имеет смысл выступить и священнику.
В общении с директором школы, его заместителями, учителями и, особенно, классными руководителями необходимо делать акцент на то, что одной из важнейших задач, стоящих перед современной общеобразовательной школой, является задача духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения.
Особое внимание священнику необходимо уделять общению с учителями, преподающими основы православной культуры.
Работа с учащимися.В зависимости от пожелания администрации школы, работа с учащимися может носить ситуативный, концентрический или линейный характер. Встречи со школьниками будут ситуативными, если они не имеют строгого плана проведения. Чаще всего, такие встречи проходят несколько раз в год с разными классами по приглашению либо администрации, либо классного руководителя. Обычно священника приглашают накануне праздника Рождества Христова, Светлого Христова Воскресения, в начале или в конце учебного года.
Например, в 2002-2003 учебном году департамент образования Курска обратился к Епархиальному управлению с просьбой организовать к празднованию 100-летия канонизации преподобного Серафима Саровского беседы священнослужителей с учащимися о его жизни и служении.
В таких случаях, содержание и форму общения с учащимися следует определять в зависимости от цели беседы. Предварительно необходимо встретиться с классным руководителем: выяснить возраст учащихся, проблемы взаимоотношений в классе, интересы ребят, их социальное положение и т.д. Такая встреча необходима для того, чтобы откорректировать характер беседы со школьниками.
Концентрический характер встречи священника со школьниками носят в том случае, если он в течение учебного года поочередно встречается со всеми классами – с первого по одиннадцатый. В таком случае, за весь учебный год священник может встретиться с одними и теми же учениками не более трех раз в год. Исходя из этого, все содержание бесед можно разделить на три блока:
- догматический (Священное Писание, Священное Предание, основы Православного вероучения);
- нравственный (православные этика, аксиология, антропология, эстетика);
- исторический (основные вехи истории РПЦ, православные праздники и обряды, агиография).
Таким образом, выбрав из каждого блока какие-либо темы для данного учебного года, можно излагать их учащимся, учитывая возрастные психолого-педагогические особенности и специфику класса.
Линейный подход предлагает еженедельные встречи священника с определенным классом, либо учебной параллелью (например, старшие классы). В таком случае, священнику необходимо каждую неделю готовит разные темы бесед. В содержательную основу бесед может быть положен Православный календарь.
Учитывая то, что учебный год состоит из 34 учебных недель (с 1 сентября по 25 мая), осенних каникул на первой неделе ноября, зимних в период с 29 декабря по 10 января и весенних, на последней неделе марта, можно предложить следующую тематику бесед:
месяц | неделя | тема |
Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь Январь Февраль Март Апрель Май | Библейская картина происхождения мира и человека. Священное Писание и Священное Предание. История еврейского народа. Синайское законодательство. Личность, жизнь и учение Иисуса Христа. Нагорная проповедь: заповеди блаженства, молитва «Отче наш». Схождение Святого Духа на апостолов. Основание Церкви и распространение Христианства. Пресвятая Богородица и Приснодева Мария. Крестное знамение. Православная символика. Христианские Таинства. Дни поминовения усопших. Ангел-Хранитель и Святой, имя которого носишь. Православные праздники и посты. Православный храм и Православное богослужение. Крещение Руси в 988 году. Роль Православия в истории и культуре России. Праздник Рождества Христова. О вере и суевериях (святочные гадания, приметы и т.д.). О почитании Святых и икон. Смысл жизни христианина. Православная этика семейных отношений. Сретение Господне – встреча человека с Богом. Православное понимание защиты Отечества. Прощение обиды. Великий пост. Покаяние и милосердие. Христианское предназначение женщины. Понимание греха и добродетели. Совесть. Смысл искупительной Жертвы Христа и Воскресения Господня. Христианское учение о кончине мира и Страшном Суде. Отношение христианина к животным и растениям. Православные святыни города Москвы. Патриотическая деятельность РПЦ в годы Великой Отечественной войны. Православная Церковь и современное российское общество. Опасность религиозных сект для общества и человека. Святые равноапостольные Кирилл и Мефодий и славянская письменность и культура. |
Работа с родителями.Выступая на классных или общешкольных собраниях, а также в индивидуальных беседах с родителями следует делать упор на то, что каждый родитель несет ответственность за жизнь и здоровье, и особенно воспитание своего ребенка не только перед государством, но и перед Господом за священный дар Жизни.
В качестве одной из тем своего выступления на родительском собрании можно выбрать тему о роли отца в воспитании детей в контексте православного вероучения. Эта проблема более сложная и многогранна, чем может показаться на первый взгляд, и требует тщательной разработки и осмысления.
В работе и с администрацией, и педагогическим коллективом, и учащимися, и родителями необходимо проводить мысль о том, что только планомерное объединение усилий школы, семьи и Церкви может привести к эффективному нравственному воспитанию подрастающего поколения.
Рис 10. Схема взаимодействия «Священник – школа».
Священник | |||
Администрация школы: | Педагогический коллектив: | Учащиеся: | Родители: |
- постоянный контакт; - составление плана сотрудничества; | - консультативная помощь учителям ОПК; - выступления на педсоветах; - взаимодействие с кл. руководителями; | - тематические беседы; - выступления на классных часах; | - индивидуальная работа с родителями; - выступления на родительских собраниях; |
п р о в е д е н и е б л а г о т в о р и т е л ь н ы х а к ц и й п р о в е д е н и е п р а з д н и к о в, к о н к у р с о в и д р. о р г а н и з а ц и я п а л о м н и ч е с к и х п о е з д о к |
Круг чтения учителя.
Круг чтения учителя (это относится и к педагогу-священнослужителю) хорошо очертил в своем труде «Записки по дидактике»[192] архиепископ Фаддей (Успенский). Начинающий учитель, по мнению архиепископа, должен подготовиться к учительской деятельности, изучая учебно-воспитательное дело теоретически и практически. Чтобы получить опыт, учитель осмысливает собственную деятельность и наблюдает, как ведется дело в школах, хорошо поставленных. Наблюдая за своей деятельностью, учитель может замечать разные недостатки и промахи, которые он допустил, вырабатывает те или иные приемы преподавания. Для подобного наблюдения весьма полезно вести дневник, который приучает к сосредоточенному размышлению и основательному обсуждению различных вопросов, касающихся воспитания и обучения. Дневник приносит пользу только в том случае, если учитель беспристрастно обсуждает причины успеха или неудач в своей школе.
Как бы опытен ни был бы учитель, полагаться на одну опытность он не может. Даже многолетние его наблюдения и выработанные приемы преподавания могут быть неправильными. Поэтому необходимо изучать дело воспитания и обучения не только практически, но и теоретически – путем чтения педагогических сочинений или бесед с людьми опытными и знающими. В процессе практической деятельности у учителя часто устанавливаются определенные, слишком однообразные приемы преподавания, а это легко может сделать его преподавание безжизненным. Читая педагогические сочинения, учитель встречает новые для себя мысли, знакомится с новыми приемами преподавания.
Учитель должен интересоваться не только отдельными приемами преподавания, но и общими вопросами учебно-воспитательного дела. Если учитель знает, как учить, он должен отдавать себе отчет, почему именно так надо учить, то есть знать законы жизни души ребенка.
Святитель Фаддей очерчивал примерный круг чтения учителя. В первую очередь, по его мнению, следует читать сочинения и руководства по педагогике и дидактике с методикой, а также по истории педагогики, то есть наукам, которые непосредственно касаются дела воспитания и обучения. Из русских педагогов замечательны К.Д. Ушинский, С.А. Рачинский, Н.И. Ильминский. Известны своими сочинениями и мыслями о воспитании и психологии Миропольский, Каптерев, барон Корф, епископ Феофан, архиепископ Амвросий Харьковский и другие. Заслуживают внимания учителей сборник Анастасьева «Народная школа» и издания К.П. Победоносцева: «Ученье и учитель», «История детской души», «Новая школа» и другие. Толстой высказывал немало полезных взглядов на воспитание, но односторонних и своеобразных. Рекомендуются и педагогические журналы, издаваемые в то время, например: «Церковноприходская школа», «Народное образование», «Вестник воспитания», «Педагогический листок» и другие.
В отношении сочинений иностранных педагогов следует быть осторожными, потому что, читая их, нужно суметь разобраться во взглядах порой односторонних, неправильных или не применимых к нашей русской школе. Из иностранных педагогов как полезные упомянуты Ян Амос Коменский, Песталоцци. Что касается педагогических сочинений таких авторов, как Руссо, Спенсер, Бэн и им подобных, то по мнению святителя, без ущерба для дела можно за них и не браться учителю нашей школы. Такая осторожность вызвана тем, что лежащие в основе педагогических взглядов этих авторов философские воззрения сообщают их произведениям характер, совершенно не соответствующий здравым христианским взглядам на воспитание и обучение.
Полезно учителю и знакомство с сочинениями по психологии. Психология изучает законы душевной жизни, а воспитание и обучение основываются именно на этих законах. Архиепископ Фаддей считал весьма полезным обращаться к аскетическим писаниям. Христианские подвижники, постоянно наблюдая за собой и всю жизнь занимаясь самовоспитанием, в своих сочинениях высказывают несравненно более глубокие взгляды на внутреннюю жизнь души, особенно на борьбу со страстями, чем все научные сочинения по психологии, и в этом отношении незаменимы.
Используемая литература
1. Фаддей, иеромонах. Записки по дидактике. – Уфа, 1902.
2. Чебанов Олег, свящ. Православный священник и современная школа. – Курск, 2003.
Дополнительная литература
1. Зеньковский В.В. Введение в педагогику // Курс лекций.
2. Зеньковский В., прот. Педагогика. – Клин, 2004.
3. Куломзина С.С. Наша Церковь и наши дети. Гл.5. Учитель. – М., 1993. – С.92-103.
[1] Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. Собр. соч. Т.8. – М.-Л., 1950, с.12.
[2] Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям.
[3] Священник Евгений Шестун. Православная педагогика. – Самара, 1998, с.27.
[4] Священник Евгений Шестун. Православная педагогика. – Самара, 1998, с.28.
[5] Шестун Е., священник. Православная педагогика. – Самара, 1998, с.39.
[6] Зеньковский В., прот. Педагогика. – М., 1996, с.42.
[7] Юркевич П.Д. Сердце и его значение в духовной жизни человека, по учению слову Божьего. – Философские произведения. – Г., 1990.
[8] Климент Александрийский. Педагог. – М., 1996.
[9] Сурова Л.В. Методика православной педагогики. Ч.1. Педагогика. Школа. Человек. – Клин, 2002.
[10] Дивногорцева С.Ю. Теоретическая педагогика. – М., 2004, с.16-17.
[11] См. статью А.Дьяконова. Типы воскресных богословских школ в Древней Церкви. Христианские чтения, т.239, ч.2, 1913, с.500.
[12] Писания мужей апостольских. – Рига, 1992, с.25.
[13] Писания мужей апостольских. – Рига, 1992, с. 204-211.
[14] Писания мужей апостольских. – Рига, 1992, с.212.
[15] Писания мужей апостольских. – Рига, 1992, с.200.
[16] Писания мужей апостольских. – Рига, 1992, с.89.
[17] Писания мужей апостольских. – Рига, 1992, с.126.
[18] Писания мужей апостольских. – Рига, 1992, с.361.
[19] Иустинн, философ и мученик. Творения. – М., 1892, с.38-39.
[20] Дернов А.А. Методика Закона Божия. – СПб., 1913, с.309.
[21] Дернов А.А. Методика Закона Божия. – СПб., 1913, с.313.
[22] Климент Александрийский. Педагог. – М., 1996, с.29-30.
[23] Климент Александрийский. Педагог. – М., 1996, с.68-69.
[24] Климент Александрийский. Педагог. – М., 1996, с.79-80.
[25] Климент Александрийский. Педагог. – М., 1996, с.283-284.
[26] Василий Великий, святитель. Творения. – М., 1846. Ч.3, с.486.
[27] Василий Великий, святитель. Творения. – М., 1846. Ч.3, с.486.
[28] Древние иноческие уставы. – М., 1892, с.484.
[29] Антология педагогической мысли христианского средневековья. – М., 1994. Т.1, с.90.
[30] Григорий Богослов, святитель. Собрание творений. – Свято-Троицкая Сергиева лавра, 1994. Т.1, с.69.
[31] Григорий Богослов, святитель. Собрание творений. – Свято-Троицкая Сергиева лавра, 1994. Т.1, с.610.
[32] Григорий Богослов, святитель. Собрание творений. – Свято-Троицкая Сергиева лавра, 1994. Т.1, с.34-35.
[33] Иоанн Златоуст, святитель. Полное собрание творений. - М., 1991. Т.1. Кн.1, с.82.
[34] Иоанн Златоуст, святитель. Полное собрание творений. - М., 1991. Т.1. Кн.1, с.88.
[35] Иоанн Златоуст, святитель. Полное собрание творений. - М., 1991. Т.1. Кн.1, с.89.
[36] Иоанн Златоуст, святитель. Полное собрание творений. - М., 1991. Т.1. Кн.1, с.91-92.
[37] Иоанн Златоуст, святитель. Полное собрание творений. - М., 1991. Т.1. Кн.1, с.101.
[38] Иоанн Златоуст, святитель. Полное собрание творений. - М., 1991. Т.1. Кн.1, с.109.
[39] Иоанн Златоуст, святитель. Полное собрание творений. - М., 1991. Т.1. Кн.1, с.118.
[40] Иоанн Златоуст, святитель. Полное собрание творений. - М., 1991. Т.1. Кн.1, с.121.
[41] Иоанн Златоуст, святитель. Полное собрание творений. - М., 1995. Т.4. Кн.2, с.783.
[42] Филарет (Дроздов), святитель. Слова и речи. – М., 1848. Т.2, с.190-193. (Цитируется по Дернов А.А. Методика Закона Божия. – СПб., 1913, с.487-491).
[43] Филарет (Дроздов), святитель. Слова и речи. – М., 1861. Т.3, с.164-165. (Цитируется по Дернов А.А. Методика Закона Божия. – СПб., 1913, с.492-494).
[44] Феофан Затворник, святитель. Путь ко спасению. (Краткий очерк аскетики). – М., 1899, с.51.
[45] Смирнов П.А. Жизнь и учение преосвященного Феофана, Вышенского затворника. – 2-е изд. – М., 1915, с.45-47.
[46]Александр (Семенов Тян-Шанский), епископ. Отец Иоанн Кронштадтский. – Париж, 1990, с.46-56.
[47] Фаддей, иеромонах. Записки по дидактике. – Уфа, 1902, с.29-31.
[48] Ильминский Н.И. Беседы о народной школе. – СПб., 1889.
[49] Поселянин Е. Идеалы христианской жизни. – СПб., 1994, с.68-86.
[50] Рачинский С.А. Сельская школа. – М., 1991.
[51] Рачинский С.А. Сельская школа. – М., 1991, с.76.
[52] Рачинский С.А. Сельская школа. – М., 1991, с.33.
[53] Рачинский С.А. Сельская школа. – М., 1991, с.34.
[54] Победоносцев К.П. Сочинения. – СПб., 1996, с.475-478.
[55] Победоносцев К.П. Сочинения. – СПб., 1996, с.482.
[56] Победоносцев К.П. Сочинения. – СПб., 1996, с.483-484.
[57] Победоносцев К.П. Сочинения. – СПб., 1996, с.502-503.
[58] Зеньковский Василий, прот. Педагогика. – М., 1996, с.15.
[59] Зеньковский Василий, прот. Педагогика. – М., 1996, с.23.
[60] Дивногорцева С.Ю. Теоретическая педагогика: учеб.пособ. – М., 2004, с.49-51.
[61] Зеньковский Василий, прот. Педагогика. – М., 1996, с.11
[62] Дивногорцева С.Ю. Теоретическая педагогика: учеб.пособ. – М., 2004, с.50-51.
[63] Иоанн Лествичник, преп. Лествица. Слово 14, отделение 33. – Свято-Троицкая Сергиева лавра, 1898.
[64] Житие, наставления, пророчества преподобного Серафима Саровского. – Минск, 1997.
[65] Св. Тихон Задонский. Творения. В 3 т. – М., 1889.
[66] Иоанн Лествичник, преп. Лествица. Слово 26, отделение 204. – Свято-Троицкая Сергиева лавра, 1898.
[67] Иоанн Лествичник, преп. Лествица. Слово 13, отделение 2. – Свято-Троицкая Сергиева лавра, 1898.
[68] Иоанн Лествичник, преп. Лествица. Слово 23, отделение 29. – Свято-Троицкая Сергиева лавра, 1898.
[69] Старец Сампсон. – М.: Народная библиотека, 1994.
[70] Коменский Я.-А. Избранные педагогические сочинения. Т.1. – М., 1982, с.213.
[71] Творения иже во святых отца нашего Тихона Задонского...//т.I, "Наставление христианское" - С.161
[72] Старец Сампсон. – М.: Народная библиотека, 1994. – с.84.
[73] Феофан Затворник, святитель. Путь ко спасению. – М., 1899, с.35
[74] Куломзина С.С. Семья – малая Церковь. – М.: Паломник, 1997, с.9.
[75] Протоиерей, профессор Глеб Каледа. Домашняя Церковь. – М., 2001, с. 149.
[76] Куломзина С.С. Наша Церковь и наши дети. – М., 1993, с.36.
[77] О семье и воспитнии. – СПб., 1996, с.77.
[78] Митрополит Вениамин (Федченков). О вере, неверии и сомнении. – СПб., 1992, с.22.
[79] Протоиерей профессор Василий Зеньковский. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. – М., 1993, с.109.
[80] Протоиерей профессор Василий Зеньковский. Психология детства. – Екатеринбург, 1995, с.203.
[81] Просветитель. №2-3. – М., 1995, с.17.
[82] Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебник для студентов вузов. – Екатеринбург, 1999, с.425.
[83] Соколова Н. Под кровом Всевышняго.
[84] Минея. Январь. Часть 2. Издание Московской Патриархии, 1983, с.86–87.
[85] Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебник для студентов вузов. – Екатеринбург, 1999, с.429.
[86] Протоиерей профессор Василий Зеньковский. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. – М., 1993, с. 108.
[87] Куломзина С.С. Семья – малая Церковь. – М.: Паломник, 1997, с.5.
[88] Куломзина С.С. Наша Церковь и наши дети. – М., 1993, с.43-44.
[89] Протоиерей профессор Василий Зеньковский. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. – М., 1993, с. 109.
[90] Феофан Затворник, святитель. Как сохранить благодать святого крещения. – М., 1997, с.29-32.
[91] Склярова Т.В., Янушкявичене О.Л. Возрастная педагогика и психология: Учебное пособие для студентов педагогических вузов. – М., Покров, 2004, с.79.
[92] Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебник для студентов вузов. – Екатеринбург, 1999, с.445.
[93] Коменский Я.-А. Избранные педагогические сочинения. Т.1. – М., 1982, 499.
[94] Осорина М.В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. – СПб, 2000, с.265.
[95] Сестра Магдалина. Мысли о детях в православной церкви сегодня. Отд. Рел. Обр. и кат. – М., 1993.
[96] Шестун Евгений, протоиер