Их кадровое и правовое обеспечение.
Система религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви.
Пятнадцать лет назад все образовательные структуры Русской православной церкви были представлены тремя духовными школами — Московской и Ленинградской академиями и семинариями и Одесской семинарией. В огромной стране не было другой возможности получить систематическое православное религиозное образование, кроме учебы в этих весьма малолюдных заведениях. Все другие его формы были запрещены. Частные инициативы пресекались властями — учить религиозным обрядам (что уж говорить о богословии) нельзя было даже своих детей. В настоящее время число образовательных учреждений, созданных различными подразделениями РПЦ, не поддается учету. Их статус и форма даваемого ими образования весьма многообразны. РПЦ и государственные органы перешли от конфронтации к сотрудничеству — в том числе и в образовательной сфере.
На сегодняшний день структура религиозно образования следующая:
- церковноприходские воскресные школы,
- православные детские сады (которых, правда, на всю страну с десяток),
- приюты,
- православные школы и гимназии,
- духовные училища,
- православные духовные семинарии и академии,
- православные университеты (Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, Российский православный институт св. ап. Иоанна Богослова (РПИ)),
- Высшие богословские курсы при МДА,
- курсы повышения квалификации учителей по «Основам православной культуры»,
- множество различных лекториев, семинаров, кружков и т.д.
По официальным данным РПЦ на 2000 год, в 53 епархиях, представивших отчеты (а всего их более 70), общее количество воскресных школ превышало 2600, в них обучалось более 80 тысяч детей и около 30 тысяч взрослых (см. приложение).
В последние три-четыре года большую популярность приобрели детские приюты, которые создаются при крупных монастырях и некоторых храмах. В настоящее время в России (по официальным данным епархий) их существует более десяти, примерно такое же количество действует неофициально. Как правило, это небольшие заведения, рассчитанные на 10–30 человек. О первом подобном приюте (он совмещен с домом престарелых) в пос. Саракташ Оренбургской области много писали, он пользуется заслуженной известностью в Церкви. Последним и самым крупным из подобных заведений стал открытый в октябре 2000 года приют для мальчиков на 200 человек при Троице-Сергиевой лавре (с.Топорково).
Духовные учебные заведения действуют согласно уставу Русской Православной Церкви (13 глава), в котором сказано следующее:
1. Духовными учебными заведениями Русской Православной Церкви являются высшие и средние специальные учебные заведения, подготавливающие священно- и церковнослужителей, богословов и церковных работников.
2. Духовные учебные заведения состоят под начальственным наблюдением Патриарха Московского и всея Руси, осуществляемым через Учебный комитет.
3. Канонически Духовные учебные заведения входят в юрисдикцию того епархиального архиерея, на территории епархии которого они находятся.
4. Духовные учебные заведения учреждаются решением Священного Синода по представлению епархиального архиерея, поддержанного Учебным комитетом.
5. Духовное учебное заведение управляется и осуществляет свою деятельность на основании настоящего Устава, гражданского и внутреннего Уставов, одобренных Священным Синодом и утвержденных епархиальным архиереем.
6. В случае принятия Духовным учебным заведением решения о выходе из иерархической структуры и юрисдикции Русской Православной Церкви, Духовное учебное заведение лишается подтверждения о принадлежности к Русской Православной Церкви, что влечет прекращение деятельности Духовного учебного заведения как религиозной организации Русской Православной Церкви и лишает его права на имущество, которое принадлежало Духовному учебному заведению на правах собственности, пользования или на иных законных основаниях, а также права на использование в наименовании названия и символики Русской Православной Церкви.
Бурный рост числа приходов в конце 1980-х — первой половине 1990-х годов (до 40% в год) выявил острую нехватку людей, владеющих церковными специальностями. Хронически не хватало образованного духовенства — даже до перестройки лишь треть его имела семинарское образование. Еще хуже дело обстояло с грамотными псаломщиками, регентами, преподавателями воскресных школ. В то же время тысячи православных энтузиастов стремились помочь церкви. В результате многие епархии начали открывать у себя одно- и двухгодичные духовные училища и различные курсы — пастырские, псаломщиков, регентские или регентско-иконописные. Преподавали на них, как правило, священники епархии, имевшие академическое образование (зачастую и сам архиерей), а также приглашенные преподаватели местных вузов.
В середине 1990-х годов по мере укрепления образовательной и материальной базы духовных училищ и курсов часть из них стала превращаться в семинарии. Из 25 открывшихся после 1988 года семинарий 16 были преобразованы из духовных училищ. Однако и сейчас продолжают существовать 35 училищ. Часть из них проводит обучение по трех- и даже четырехлетней программе, что предполагает их дальнейшее превращение в семинарию. Кроме того, насчитывается не менее двух десятков курсов и школ, которые предназначены для приобретения мирянами церковных специальностей. Семинарии являются основным звеном в системе православного образования. Все остальные элементы ее системы могут отсутствовать, но без семинарий, где получают основное образование будущие священники, ей не обойтись.
Учебным заведением нового типа является Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет в Москве, который с 1996 года имеет статус общецерковного образовательного учреждения. Он был создан в 1991 году группой священников из храма Николы в Кузнецах для обучения светских людей необходимым для церкви специальностям. Постепенно одна из многих инициатив православной общественности развилась в самое большое церковное образовательное учреждение (около 3 тыс. учащихся, 13 филиалов в различных городах России). С ноября 1998 года ПСТГУ имеет государственную аккредитацию и выдает дипломы государственного образца, а студенты дневного отделения имеют право на отсрочку от армии. Открыты шесть факультетов: богословско-пастырский, миссионерско-катехизаторский, историко-филологический, педагогический, церковного пения, церковных художеств. Открываются и другие. Срок обучения 5 лет. Создана аспирантура.
Церковные органы, управляющие образованием
В РПЦ проблемами образования занимаются два общецерковных органа. Старейшим из них является Учебный комитет при Священном синоде (председатель — архиепископ Верейский Евгений (Решетников)). Основным занятием комитета во второй половине 1990-х годов стало проведение реформы семинарского образования, заключающееся в переходе на пятилетний срок обучения.
Вторым общецерковным органом является Отдел по религиозному образованию и катехизации (председатель — игумен Иоанн (Экономцев)), который координирует деятельность епархий по созданию системы православного религиозного образования детей и их родителей, организует подготовку кадров катехизаторов, способных дать начальное религиозное образование, и курирует процесс подготовки в православных вузах (кроме СТБИ). При нем действуют Информационно-координационный центр православного образования в России, занимающийся сбором статистических сведений и информации по епархиям и выпускающий информационный бюллетень «Православное образование в России», и Российский православный университет св. апостола Иоанна Богослова, открытый в декабре 1992 года, с восемью факультетами, 500 учащихся и государственной образовательной лицензией. Однако основным занятием отдела стало проведение ежегодных Образовательных Рождественских чтений в Москве, на которые собирается весь церковный образовательный «бомонд» и настроенные на сотрудничество с РПЦ государственные чиновники и педагоги. В 2001 году в чтениях приняли участие около 6500 человек, представлявших 87 епархий.
Правовые основы православного образования в государственной школе[180].
Сегодня во многих государственных и частных школах вводятся православно ориентированные предметы, такие, как «Основы православной культуры», «Духовно-нравственное воспитание» и т.п. Там, где уроки православия поставлены хорошо, дети значительно меняются к лучшему. Так, например, в Курской области несколько лет назад по результатам изучения основ православной культуры провели анкетирование среди 2214 детей и 1891 родителей. Результаты такова: более 99% детей и 93% родителей выступают за то, чтобы этот курс изучался постоянно. Примерно такие же результаты изучения основ православной культуры наблюдается и в других регионах.
В этой ситуации Министерство образования России как орган государственной власти не только положительно оценило опыт регионов, но и опубликовало Примерное содержание образования по учебному предмету «Православная культура» к Министерскому письму от 22 октября 2002 года в помощь учреждениям образования, если таковые захотят преподавать данный предмет (см. приложение). 13 февраля 2003 года Министерство образования Российской Федерации выпустило письмо разъясняющее некоторые аспекты преподавания «Основ православной культуры» в государственной и муниципальной школе. Данное письмо подготовлено в связи с необходимостью дополнительных разъяснений к предыдущему письму от 22 октября 2002 года. Настоящий документ в целом подтверждает позиции, обозначенные ранее в предыдущем письме. В частности, в нем говорится, что необходимость рассылки примерного содержания образования по православной культуре была вызвана тем, что во многих школах ряда регионов Российской Федерации уже не один год ведется преподавание детям этого предмета. В связи с этим, зная о работе совместного Координационного совета Министерства образования и Московской Патриархии, органы управления образованием, руководители образовательных учреждений неоднократно ставили вопрос о необходимости разработки примерного содержания соответствующего курса. Письмо министра образования сообщает, что изучение православной культуры в форме отдельного учебного предмета не является обязательным предметом для всех школ страны (не входит в федеральный компонент образования). Курсы православной культуры могут преподаваться в системе дополнительного образования, как факультативы, либо как спецкурсы школьного компонента из числа учебных предметов по выбору (вариативная часть образовательной программы). Министерство разъясняет, что посещение учащимися данных курсов является добровольным.
Принятый в 1990 г. Закон о свободе вероисповедания юридически закрепил за религиозными объединениями право распространять в обществе свои убеждения, а также проводить религиозное воспитание и обучение.
В соответствии с Приказом Минобразования от 01.07.03, №2833 «О предоставлении государственными и муниципальными образовательными учреждениями религиозным организациям возможность обучать детей религии вне рамок образовательных программ» и Письмом Минобразования от 04.06.99, № 14-53-281 ин/14-04 для решения вопроса об обучении религии школьников требуется заявление их родителей, содержащее указание на согласие детей обучаться религии (см. приложение). Закон о свободе совести не устанавливает каких-либо требований к количеству заявителей: по смыслу закона достаточно и двух желающих проведения занятий по религии в школе. Выраженная в поданных заявлениях родителей (законных представителей) и детей просьба не может быть абстрактной, но должна содержать указание на конкретную религиозную организацию, готовую организовать в школе занятия по религии (например, конкретный приход, подворье, монастырь). Заявления оформляются на имя школьной администрации либо на имя руководителя (главы) религиозной организации. Поступившие заявления рассматриваются органом школьного самоуправления, в качестве которого может выступать совет школы, попечительский совет или иной орган, указанный в учредительных документах школы. При этом важно отметить, что для решения вопроса о религиозном образовании школьников недостаточно одних лишь заявлений родителей (законных представителей). Требуется также особое ходатайство (письмо) руководителя (главы) той религиозной организации, которая намерена организовать в школе занятия по религии. Это ходатайство оформляется на имя школьной администрации.
К ходатайству должны быть приложены копии устава и свидетельства о государственной регистрации данной религиозной организации. Это требование, установленное в Письме Минобразования от 04.06.99, призвано оградить школу от вторжения нетрадиционных религиозных объединений (сект). Дело в том, что Закон о свободе срвести (п.4 ст.5) позволяет проводить религиозные занятия с детьми лишь тем религиозным объединениям, которые имеют статус юридического лица. В результате такая разновидность религиозных объединений, как религиозные группы, не зарегистрированные в качестве юридических лиц в органах юстиции, не имеют доступа в государственную школу. Некоторые секты относятся именно к разряду религиозных групп, лишенных права на религиозное образование. Важно подчеркнуть, что все православные религиозные организации (приходы, монастыри, подворья, епархии и т.д.) имеют права юридического лица и, более того, в их уставах, составленных по единому, разработанному Московской Патриархией образцу содержится четкое указание на право обучать основам православия учащихся государственных и муниципальных образовательных учреждений.
Ходатайство руководителя религиозной организации (настоятеля прихода, наместника монастыря, епархиального архиерея и т.д.) вместе с заявлениями родителей либо самих учащихся рассматривается органом школьного самоуправления. По результатам рассмотрения поступивших ходатайства и заявлений орган школьного самоуправления выносит решение, которое может быть как положительным, так и отрицательным. Свое решение школа согласовывает с местным органом управления образованием (районным управлением образования, городским комитетом образования и т.д.). В случае вынесения положительного решения школа заключает с религиозной организацией особый договор, определяющий условия и режим занятий по религии. В этом договоре, в частности, решается вопрос о правовом статусе и оплате труда представителя религиозной организации, уполномоченного проводить занятия по религии, и другие вопросы. Примерный образец договора об обучении религии содержится в приложении к Письму Патриарха от 09.12.99, №5925 «О порядве организации обучения Православию учащихся государственных и муниципальных образовательных учреждений» (см. приложение). Если же инициатива по обучению религии не удовлетворена, то орган школьного самоуправления обязан выдать заявителям письменный отказ с указанием причины отказа. К сожалению, Приказ Минобразования от 01.07.03 и Письмо Минобразования от 04.06.99 прямо не устанавливают перечень возможных причин отказа, однако содержат косвенное указание на эти причины. В п.А Письма Минобразования от 04.06.99 говорится о том, что «условия реализации программ обучения религии должны соответствовать государственным и местным требованиям в части строительных норм и правил, санитарных и гигиенических норм, охраны здоровья учащихся, образовательного ценза привлекаемого к обучению детей религии персонала религиозной организации». На практике указанное положение нередко рассматривается в качестве косвенного определения допустимых причин отказ. Очевидно, что перечень этих причин слишком уж широк. Так, в рамках приведенного перечня органы школьного самоуправления некоторых образовательных учреждений отказывают религиозным организациям в проведении занятий по религии, ссылаясь на высокую загруженность школьников или нехватку учебных помещений.
Изучение теологии в государственных и православных вузах[181].
В этом разделе уместно сказать и об элементах духовно-нравственного образования в программах высшего профессионального образования государственных вузов. В 1992 г. Был утвержден государственный стандарт по направлению подготовки в высшем образовании «Теология» (5202002). К сожалению, содержание этого стандарта практически не отличается от содержания государственного стандарта по смежному направлению подготовки (5224002) и специальности высшего образования – «Религиоведение» (022200). Между тем, теология (богословие) как наука существенно отличается по своему содержанию от религиоведения, поскольку не предполагает изучение истории и теории всех без исключения религий и не связана с анализом проявления религии в различных областях научного знания. Объектом профессиональной деятельности специалиста-теолога является «положительный религиозный опыт, исследуемый изнутри», в связи с чем теология, в отличие от религиоведения, является конфессиональной наукой. К сожалению, государственный стандарт по направлению «Теология» не учитывает указанных обстоятельств.
В этой связи в 2000 г. Приказом Министерства образования РФ от 02.03.00 №686 был утвержден государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальности «Теология», позволяющий готовить в государственных вузах специалистов теологии (теологов). В перечень конфессионально-образовательных профилей подготовки таких специалистов входят христианская, исламская, иудейская теология. Данный перечень может быть дополнен по представлению конфессии после утверждения в отделении теологии УМО университетов России.
В силу п.1.4 Государственного стандарта теологи призваны осуществлять профессиональную деятельность в научно-исследовательской работе в области истории и теории религии и церкви, религиозно-философских проблем бытия человека и современной цивилизации; в государственных и муниципальных образовательных учреждениях как преподаватели; в воспитательной работе с детьми и молодежью и в группах социальной адаптации и реабилитации; в составе экспертных комиссий и в качестве независимых экспертов государственных, муниципальных, конфессиональных и общественных организаций, средств массовой информации. Характеризуя перечисленные направления профессиональной деятельности теолога, следует отметить, что педагогическая деятельность теологов в общеобразовательных учреждениях, в частности, в средних школах, в настоящее время проблематична, поскольку специальность «Теология» не относится к разряду педагогических специальностей в сфере общего образования, утвержденных Приказом Минобразования РФ от 07.07.01 №2663.
В настоящее время кафедры и факультеты теологии открыты в ряде государственных вузов (в Омском государственном университете, Тверском государственном университете, Дальневосточном государственном университете, Алтайском государственном университете, Московском социально-технологическом институте. Теология изучается и в негосударственных православных вузах (в духовных академиях и семинариях, богословских институтах). В отличие от выпускников православных духовных школ выпускники Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета получают дипломы специалиста теологии государственного образца. Для того, чтобы подобные дипломы получали священники по окончании духовных школ, необходима государственная аккредитация последних.
По своему статусу духовные школы являются негосударственными учреждениями профессионального религиозного образования. В отличие от светских вузов, которые зарегистрированы в качестве образовательных учреждений, духовные школы являются по своей организационно-правовой форме религиозными организациями (п.2 ст.19 Закона о свободе совести). Вместе с тем духовные школы, подобно образовательным учреждениям, имеют лицензии на право ведения образовательной деятельности. Поэтому на духовные школы распространяется действующее законодательство об образовании, и в частности те его нормы, которые говорят о государственной аккредитации.
Согласно Приказу Министерства образования РФ от 03.07.01 №2578, государственная аккредитация подтверждает государственный аккредитационный статус учебного заведения. Государство подтверждает уровень реализуемых вузом образовательных программ, соответствие содержания и качества подготовки выпускников требованиям государственных образовательных стандартов. В результате государственной аккредитации у негосударственного вуза возникает целый ряд прав и обязанностей, характерных для государственных образовательных учреждений: право на выдачу своим выпускникам документа государственного образца о соответствующем уровне образования, на пользование печатью с изображением Государственного герба. Существенным преимуществом государственной аккредитации является распространение на учащихся аккредитованного вуза тех льгот, которые установлены для учащихся государственных образовательных учреждений (льготный проезд на транспорте и т.д.). Вместе с тем в отличие от государственных вузов финансируемых за счет средств государственного бюджета, негосударственный вуз, даже в случае его государственной аккредитации, не может претендовать на бюджетное финансирование (п.16 ст.33 Закона об образовании).
Процесс государственной аккредитации включает в себя два этапа. Первым этапом является государственная аттестация, в ходе которой осуществляется экспертиза учебных планов, образовательных программ, реализуемых вузом, расписания учебных занятий, классных журналов. Проверяются также результаты итоговой аттестации по указанным программам выпускников вуза. Понятно, что предметом экспертизы могут быть лишь те программы, которые охвачены государственным стандартом (к их числу относится, в частности, программа по теологии). Аттестацию проводит аттестационная комиссия, которая составляет заключение. Положительное заключение является основанием для государственной аккредитации вуза, которая осуществляется Минобразования России. Вуз аккредитуется на 5 лет.
Если допустить возможность государственной регистрации духовных образовательных учреждений в качестве образовательных учреждений, то потеря ими статуса религиозной организации влечет за собой целый ряд неблагоприятных последствий. Духовные образовательные учреждения, в том числе духовные академии и семинарии, производят и реализуют духовную литературу и иные предметы религиозного назначения (иконы, облачения и т.д.). Как известно, религиозные организации в части производства и реализации указанных предметов освобождены от уплаты налога на прибыль и НДС (п.3 ст.149 и п.2 ст.251 Налогового кодекса РФ). В случае утраты статуса религиозной организации духовное образовательное учреждение утрачивает и соответствующие налоговые льготы. Существует и иная точка зрения, основанная на том, что духовные школы призваны готовить кадры исключительно для религиозных организаций. Между тем, государственная аккредитация духовных школ, предоставив широкие возможности их выпускникам, существенно уменьшит приток последних на духовные должности в религиозные организации. Действительно, получив за счет религиозных организаций духовное образование, выпускник духовной школы, располагающий дипломом государственного образца, может уклониться от работы в религиозной организации. Учитывая большую потребность религиозных организаций в служителях и религиозном персонале, необходимо упрочить правовые гарантии поступления выпускников духовных образовательных учреждений на духовные должности в религиозные организации. В этой связи ряд религиозных деятелей предлагают сохранить правовой статус духовных образовательных учреждений неизменным и не предоставлять им возможности государственной аккредитации.