Как научиться правильно готовить и проводить урок.
Анализ урока.
Для того чтобы научиться правильно вести урок, необходимо для начала анализировать чужие уроки.
Есть такая схема наблюдения за уроком:
Время в минутах | Деятельность учителя | Деятельность учащегося | Примечание |
9.00 – 9.10 |
Графу «Деятельность учителя» лучше писать в прямой речи, потому, что в нужный момент можно запнуться. У каждого есть слово-паразит, которое за урок учитель может сказать до 50 раз. Поэтому нужно следить за чистотой речи, за правильностью, за логикой, потому что слово – главный инструмент педагога. Естественно, нюансы поведения, внешний вид – все это тоже важно. Главный инструмент вообще – это сам педагог, его внешний вид, его речь, его душевный и духовный настрой. Дети – как сообщающиеся сосуды. За ними тоже интересно наблюдать. Выберите в классе 2-3 ученика, которые больше всего отвлекаются, зафиксируйте, сколько минут они были включены в ту деятельность, которую предлагал учитель. И окажется, что в классе всегда есть несколько учеников, которые отвлекаются: пишут что-то, готовятся к другому занятию, еще что-то делают. В самом занятии они участвуют 3-5 минут. Что они вынесут из этого урока, покажет самостоятельная работа.
В графе «Примечание» можно размышлять, почему в какие-то моменты дети отключаются, связано ли это с деятельностью учителя, может он что-то не то делает, не то рассказывает. Такая схема показывает, что познавательная деятельность учащихся обладает некоторыми закономерностями познания, на которые мы с вами должны опираться для того, чтобы это познание было эффективным.
План (конспект) урока.
В зависимости от обстоятельств и цели урока его можно построить по-разному. Тем не менее, при составлении плана или конспекта урока следует учитывать основные требования:
- Место урока в образовательной системе: дата проведения урока, предмет, класс, образовательное учреждение, номер и тип урока (ознакомление с новым материалом, закрепление изученного, применение знаний и умений, обобщение и систематизация знаний, проверка и коррекция знаний, комбинирование вышеперечисленных целей или экскурсия).
- Тема урока (согласуется с программой и учебником).
- Образовательныеи воспитательные цели урока.
- Оборудование (перечень наглядных пособий, технических средств и литературы, дидактического материала, используемых на уроке).
- Структура урока, этапы, примерная продолжительность каждого этапа.
- Содержание урока (с выделением системы вопросов и ответов на них).
В зависимости от выбранного вами типа и строится структура урока:
а) этапы урока-экскурсии:
- сообщение темы, цели и задач урока-экскурсии;
- выяснение имеющихся знаний и духовного опыта детей;
- обратить внимание на исторические особенности экскурсионных объектов, использование заложенных в них воспитательных возможностей;
- обобщение знаний и отношений;
- подведение итогов урока и выдача учащимся индивидуальных заданий.
б) примерная структура урока – ознакомления с новым материалом:
- организационный момент (1-2 мин);
- опрос и подготовка к изучению нового материала (3-6 мин);
- ознакомление с новым материалом (2 мин);
- первичное осмысление и применение (закрепление) изученного материала (10 мин);
- постановка домашнего задания (2 мин);
- подведение итогов урока (3 мин);
- резервные задания (3-5 мин).
Для данного урока пропишем форму с выделением системы вопросов и ответов на них:
Время | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Примечание |
I. 900 – 902 | Организационный момент (молитва, постановка цели) | ||
II. 902 – 908 | Опрос (проверка домашнего задания – подготовка к изучению нового материала) | ||
Сформулировать систему вопросов и утверждений | и предполагаемые ответы детей | ||
III. 908 – 930 | Ознакомление с новым материалом | ||
3 – 4 тезиса, 3 – 4 примера, необходимые в порядке изложения материала | предполагаемая деятельность детей | ||
IV. 930 – 940 | Закрепление изученного материала (первичное осмысление и применение изученного материала) | ||
3 – 4 вопроса по проверке усвоения изученного | предполагаемые ответы детей | ||
V. 940 – 942 | Постановка домашнего задания | ||
VI. 942 – 945 | Подведение итогов урока | ||
3 – 5 мин | Резервные задания (если изложение и закрепление пройдет быстрее планируемого) 3 – 4 вопроса дополнительно |
Первый вопрос дидактики: чему учить, что преподавать? На педагогической терминологии – это вопрос содержания образования, т.е. о чем рассказывать на уроке. Этот вопрос кажется простым, но на самом деле он очень сложный. Его сложность возрастает, когда у вас очень много знаний, а урок-то небольшой. На объяснение нового материала отводится 15-20 минут, рассказать вы можете 3-4 позиции. Что из этого огромного материала в эти 3 позиции включить? Это не так просто. А для учащихся 1 класса изложение нового материала, согласно особенностям внимания этого возраста, составляет вообще 2-3 минуты. А весь урок длится 35 минут. Кроме того, им необходима постоянная смена деятельности в течение всего урока: поговорили, пописали, почитали, порисовали и т.д.
Итак, попробуйте рассказать в 3-4 позициях притчу, закон или заповедь. Это на уровне одного урока, а на уровне системы уроков – уже программа. Вам дается 10 уроков, за которые вам надо рассказать всю историю Церкви, например. Начинаешь думать, что в первый урок, что во второй, что в третий. Какая-то логика начинает выстраиваться, т.е. составляется программа. Она может быть разная. По новым дисциплинам сейчас очень трудно этот вопрос разрешить, потому что, например, по техническим, математическим, естественнонаучным дисциплинам объем информации в мире каждые 3-5 лет удваивается. Гнаться за этим объемом трудно. Как с этим объемом справиться в школе, ни один министр образования не может сказать. Сейчас переходят на 12-летнее образование, а в Европе практически везде 14-летнее образование. И все мало. Даже у нас в семинарии не 4, а 5 лет уже учатся.
Таким образом, когда вы будете готовиться к уроку, составлять программу или целый курс, напишите на бумаге, какая конечная цель того, что вы хотите делать. И в зависимости от этой цели надо выстраивать содержание образования. Эта цель должна быть реальна, и задачи должны быть реальны. Например, цель – сделать обзор, т.е. с высоты птичьего полета окинуть некие исторические пространства – это одно, другая цель, если мы хотим рассмотреть фактологию всех этих исторических событий.
Второй вопрос дидактики: как учить?
Модель урока, как воронка.
- вопрос учащимся, который знают все;
- вопрос учащимся, который знают некоторые;
- вопрос учащимся, который знают единицы;
- а вот об этом мы сегодня поговорим;
- далее изложение нового материала, изложить 3-4 тезиса, необходимых, чтобы учащиеся могли разобраться в материале. И обязательно пример – яркий, основательный, который раскрывает суть задачи;
- закрепление, дать какие-то задачи на применение пройденного материала;
- домашнее задание.