Назначение основных частей урока.
Урок состоит из следующих частей:
1 часть – организационный момент. Он должен организовать всех на работу. В каком виде он может быть: молитва или приветствие, или какая-то четкая команда учителя (например, «сели все ровно, положили ручки»), т.е. когда видишь, что ученики не настроены, значит надо их настроить. Или есть печальные дети, то может быть, немного поднять им настроение. Или, наоборот, если они возбужденные, то нужно сделать так, чтобы они успокоились.
Я из своего опыта могу привести такой пример организационного момента. У меня был класс (5-6 класс) дети очень моторные, они все время двигаются, и у них еще пред моим уроком была физкультура. После физкультуры они остановиться не могут. Они прибегают, и что только с ними не делаешь, они все в движении, никак не могут успокоиться. Чисто эмпирически (где-то в книжке вычитал) попробовал очень простой момент. Класс в возбужденном состоянии надо успокоить. Как это можно сделать? Каким способом? Какие будут предложения? У вас тоже такое может быть. Вот вы пришли, они все на головах ходят. Хоть кричите, хоть не кричите, они чисто физически не могут остановиться – Молитва. Но молитва, это если они могут молиться, а если это в светской школе? Есть очень простой способ. Я его множество раз испытал, он очень хорошо действует. Говоришь им: «Откройте тетради и возьмите ручки». При этом надо смотреть, чтобы все взяли ручки. Пишем: «Сегодня 3 октября. Классная работа. Тема: «Законы дидактики». Смотришь, не все успокоились, дальше начинаешь диктовать. Все равно, что диктовать, лишь бы они сидели и писали. Как они успокоились – все: ручки положили, дальше начинаешь урок, начинаешь беседу, т.е. бывает даже надо перестроиться.
Не обязательно такая догма должна быть. Надо смотреть, в каком эмоциональном состоянии находится класс. Вот для этого нужен организационный момент. Это дело творческое. Вы тоже так смотрите внимательно. Пришли, посмотрели в глаза детишкам, в каком они состоянии, и дальше начинаете урок. Это живой процесс, а то, как у меня написано: «Здравствуйте, дети!», а дальше может не пойти.
2 часть урока, очень важная. Ведение урока, или опрос. В чем сущность опроса, зачем он нужен, можно ли без него обойтись? Какую он психологическую, дидактическую функцию выполняет? Что мы делаем на опросе? Психика человека, а тем более ребенка такая: он не может сразу начать мыслить. Это как поезд, он идет в каком-то направлении, и у него есть инерция. Так же и у нас есть инерция мышления. Мы должны ввести их в тему какими-то наводящими вопросами. Какими? Первый вопрос должен быть вообще всем понятный. Следующий – посложнее. Потом надо поставить их в тупик. Это называется созданием проблемной ситуации, когда мы задаем такой вопрос, что никто не знает, как на него ответить. Причем, это тоже большое искусство и большое творчество. И вот, бывает, вы приготовили вопросы. В этом классе они у вас прошли, все очень хорошо. В следующий класс приходите – они не идут. Здесь этот вопрос стопроцентно у всех вызывал проблемную ситуацию, все чесали в затылке и думали, как ответить на него. А в другой класс пришли, этот вопрос задаете, он у них не вызывает никакой проблемной ситуации. Он для них либо не интересен, либо они на него уже знают ответ, либо, наоборот, он для них настолько далекий, что не могут даже к нему приблизиться. Это тоже вам надо понимать, что это не догма, все время надо смотреть на реакцию детей и варьировать эти вопросы. Т.е. в конечном результате они должны вызывать познавательный интерес, вызывать поисковый рефлекс, потребность найти истину. Формулировать вопросы очень не просто. Это большое искусство. Надо сказать, что педагоги этому учатся годами. И идти на урок, не сформулировав вопросы – это очень опасно. Вы на уроке вряд ли сможете придумать. Могу вам сказать честно, что самое трудное, когда я провожу уроки с детьми – придумать эти вопросы, потому что они должны быть на языке. Для того чтобы их придумать, опытные учителя представляют глаза этих детей. Т. е. когда ты этих детей знаешь, представляешь их, начинаешь задавать им эти вопросы.
Как вы предполагаете, сколько времени может быть опрос? 5 – 7 минут, максимум 10. Смотрите по часам, прямо положите их, все время поглядывайте, прорепетируйте. Обычно, с самого первого раза очень трудно, время не чувствуется. Очень многие промахиваются. Можешь использовать на опрос 20 минут, а когда тему излагать? Тем более дети могут вам дать ответные вопросы, на которые вам нужно будет отвечать. Так что тут нужно сохранить меру.
На этом этапе урока можно проверить и домашнее задание. Оно может осуществляться как в устной форме, так и в письменной, например, у доски.
3 часть. Предположим, все очень хорошо, они уже загорелись, уже познавательный интерес возник. Дальше что? Изложение нового материала. В чем здесь самая большая трудность? Самое трудное – это подобрать примеры, которые для этих детей были бы интересны и понятны. Потому что тезисы сформулировать, дать теоретические знания – это тоже важно, но они, как правило, сформулированы в любом учебнике, в любом учебном пособии, а вы должны проиллюстрировать, под каждый тезис подобрать какой-то пример, живой и интересный для них. Как его подобрать - дело чисто творческое, здесь трудно сказать. Можно, конечно, искать подсказки в житиях святых, в каких-то жизненных ситуациях. Это большой творческий момент.
4 часть урока. Как в фотолаборатории, нужно вначале проявить, потом закрепить, иначе изображение сотрется. Так и здесь. Четкий дидактический закон: если вы рассказали, и у вас возникло впечатление, что дети хорошо все поняли – это большая иллюзия. Вы придете на следующий урок и очень удивитесь: все, что вы рассказывали, вообще никто ничего не может сказать. Или какие-нибудь один-два сильных ученика с трудом вспоминают, остальные – нет, как будто вообще не было и речи. И даже может быть таким образом: вы скажите: «Я же вам рассказывал». Они скажут: «Нет, мы такого не слышали». Вполне возможно. И они искренни будут, у них действительно это не отложилось. Почему? А вы не дали закрепления. Хорошо, если они что-то записали. Как закрепить материал, каким способом? Вы должны подобрать задания на применение этих знаний в других условиях. Допустим, вы рассказывали историческую тему, теперь давайте порассуждаем, а как сейчас. Или наоборот, как это проявляется в каком-то другом веке. Надо изменить немного практические условия и попробовать применить. Можно сравнить или найти, что общего и чем отличаются. Т.е. задачи должны быть на осмысление, на понимание и на применение. Правильно ли они понимают? Это тоже большое искусство, вырабатывается со временем. Вы будете преподавать в семинариях, как выпускники академии. Знайте, что в этом большая беда всего богословского образования. Оно очень страдает тем, что небрежно относится к закреплению материала в голове. Так и семинарские курсы многие выстроены.
Вот у нас, например, сейчас есть богословские курсы при МДА. Туда пришли предприниматели, они уже второй год учатся, захотели получить второе высшее образование по теологии. Мы им дали в первый год большой объем знаний, 12 предметов богословских они прошли, выслушали, сдали экзамены, все такие были довольные, и они, и преподаватели, и было такое ощущение, что вот как хорошо, что систематизируются все знания. А сейчас, поскольку те знания не применялись нигде, они имеют закон стираться в памяти. Недавно мы с ними ездили по Греции, на Афон, т.е. начали эти знания применять – как будто не проходили. Такое удивление, что самые простые, элементарные вопросы очень быстро стираются. Сейчас мы, конечно, пытаемся изменить этот курс, сделать больше семинарских занятий, больше давать знаний на осмысление, на понимание, на применение, потому что без этого знания улетучиваются.
Вам здесь тоже надо стремиться закреплять свои знания, и так выстраивать свои занятия.
5 часть - итог урока. Здесь в форме нескольких обобщающих вопросов нужно подчеркнуть главную мысль урока, которую дети должны с него вынести. Т.е., это является по сути дела финальным повторением основной части нового материала, который дети должны обязательно запомнить, вычленяя его из второстепенного. «Итак, кто запомнил,…?»
6 часть всякого урока – это домашнее задание, т.е. какая-то часть, которую ученик должен изучить самостоятельно. Какой должен быть объем домашнего задания? На сколько часов работы? Конечно, надо так задавать домашнее задание, чтобы оно было на полчаса – час для среднего ученика. Потому что урок не один, их может быть и 4, и 5. Вы и сами страдаете от этого. Это по объему. А по сложности домашнее задание должно быть средней сложности. В психологии есть такие понятия (у психолога Выготского) – зона ближайшего развития и зона актуального развития, т.е. у каждого ребенка есть такая часть его деятельности, которую он может сделать самостоятельно. Это зона ближайшего развития. А зона актуального развития – это то, что он может сделать, но с помощью кого-то. Домашнее задание – это как раз зона ближайшего развития, т.е. то, что он может сделать самостоятельно. В современной образовательной практике много дают таких заданий, которые ребенок самостоятельно не может выполнить.