Основные законы и закономерности дидактики.
Дидактика – теория и практика обучения. Одним из предметов этой теории является изучение объективно существующих законов и закономерностей. Они объективно существуют, хотим мы этого или нет, можем мы ими пользоваться или нет. Так существуют законы физики, мы можем отрицать, существование закона гравитации, мы можем попробовать и ощутить каждый раз действие этого закона.
Законы физики детерминированы, если мы спрыгнем с 10 этажа без парашюта, то всегда будем иметь один и тот же результат. А законы духовные, которые в заповедях Божиих, тоже достаточно жестко детерминированы, но носят более вероятностный, предписательный характер. К тому же результат их нарушения (или соблюдения) обычно не виден сразу же. Законы всех гуманитарных наук также носят вероятностный характер, нет какой-то магической связи: если сделал то, то получишь обязательно это. Вы знаете о теории вероятности: если вы сделали какие-то действия, то, скорее всего, получите какой-то результат.
Закон - устойчивые, существенные и постоянно повторяющиеся связи (в дидактике - между основными компонентами обучения). Это философская категория.
Законы дидактики.
1. Закон внешней обусловленности, цели, содержания и методов обучения. Ко всем компонентам преподавания задаются требования не из самой педагогики. Цель задается всегда внешняя. Кто ее задает?
Например, реформа духовного образования.
Цели этой реформы задает священноначалие, Русская Православная Церковь. Какова должна быть личность выпускника духовной школы? Владыка Ювеналий заявил, что главной отличительной особенностью современного священника помимо всего прочего должно быть умение писать и говорить. Жизнь требует выйти из церковной ограды, и даже внутри церковной ограды нужно уметь говорить с людьми и писать.
Государство также предъявляет свои требования: заказ на умеющего добывать необходимые информации, мобильного компетентного человека. Каждая педагогика начинается с того что должно быть на выходе, какая цель. И эту цель формирует государство, церковь.
2. Какое требование общества к уровню образования личности, такие цели и содержание обучения.
Например, чем духовнее заказ общества, тем духовнее система обучения.
3. Взаимосвязь и взаимообусловленность деятельности педагога и деятельности учащегося. Т.е деятельность педагога и учащегося взаимообусловлены, как закон сообщающихся сосудов. Ученик не выше своего учителя, как в Евангелии. Уровень духовности как у преподавателей, так и у учеников. Сейчас вводят основы православной культуры в школе, а кто будет преподавать? Собрали этих педагогов, а они и в храм не ходили, сами люди не верующие. Может ли неверующий человек пробудить в ребёнке веру? Могут быть исключения, может быть такой одаренный ребёнок, что ему только дали какую-нибудь истину, а ребёнок открыт Богу, как к родному к нему тянется.
4. Чем больше активности педагога, тем меньше активности учащихся. Существует большая иллюзия у педагогов: он что-то рассказывает, увлекается, все его слушают, открыв рот, и он думает, как хорошо. А на следующее воскресенье приходит, спрашивает – как будто ничего не рассказывал. Поэтому надо балансировать свою активность с активностью учащихся.
5. Единство теории и практики обучения.Без опоры на практику теория не усваивается. И наоборот: без опоры на теорию практика не понимается глубоко. Если вы пытаетесь растолковать сами действия практически, а теоретической базы нет, то это глубоко не усваивается, будет механически запоминаться, будет как бы натаскивание на какую-то деятельность, а ситуация изменится - и он не знает, что делать.
6. Закон единства и взаимообусловленности индивидуальной и групповой учебной деятельности.Дети все разные, и если мы будем учить только в групповой форме (только урок), то они все по-разному усваивают. Надо индивидуализировать обучение. Но если мы погонимся за каждым, будем только индивидуально давать вещи, то потеряем общее.
Внутренние закономерности обучения:
7. Обучающая деятельность преподавателя всегда носит воспитывающий характер. А если преподаватель – учитель математики, в чём его воспитывающий характер? Здесь принимаются его качества, его отношение к делу. Воспитывающая деятельность преподавателя зависит от его духовно-нравственных качеств.
8. Результат обучения обусловлен характером взаимодействия учителя и ученика. Чем интенсивнее сознательно-познавательная деятельность школьника или студента, тем выше качество обучения.
9. Эффективность обучения снижается при рассогласовании целей учителя и учащихся. Как может быть рассогласование? Преподаватель развивает активность, чтобы вас научить. А у студента другая цель. Он сам себе поставил ее четко - сдать предмет. Ему нужна оценка, не знания, не овладение этой деятельностью - нужна оценка. Другой негативный пример - цель преподавателя, которую он может тщательно скрывать, это заработать деньги преподаванием. Цель учащихся - овладеть знаниями, а преподавателю это не интересно, он подрабатывает.
10. Чем более систематическое повторение изучаемого материала, чем больше он включается в ранее пройденный.Чем больше он включается в ранее пройденный и вновь изучаемый материал (связывают эти материалы), тем выше прочность усвоения пройденного материала. Увязывать, что уже знают, с тем, что будут дальше изучать.
Например, курсы новогреческого языка у Алексея в академии. Уникальная методика. Чем она поражает: настолько все переплетено, новый материал включается в старый, разговорно и письменно. Он заставляет предложения составлять, творчески и через каждые 15-20 минут - новый вид деятельности. У него, безусловно, педагогический талант, и всякий кто приходит к нему, не зная ни одного слова по-гречески, через 3 занятия начинают говорить, начинают писать, начинают общаться. Кто действительно устремлен, через 5 занятий едут в греческое посольство общаться с послом Греции.
Это прочнейшее усвоение знаний за счет того, что он интуитивно открыл в себе этот закон дидактики, что нужно все время включать все разные и разные связи. И каждый преподаватель сам вырабатывает себе методику, надо чувствовать эту закономерность и ее использовать.
11. Чем более целесообразно будет организована специальная, познавательная деятельность учащихся по выделению существенных признаков явлений или объектов, по установлению содержания и объема понятий, (признаки - это и есть определения содержания понятий), тем более эффектно в сознании учащихся будут сформированы понятия, навыки. Это педагогическое искусство - в объектах, явлениях выделить самые существенные признаки. Причем сами дети только направляют, вместе с ними выделяете. Методы и формы исследовательской поисковой деятельности выделения таких признаков разберем позже.