Социальная организация системы духовно-нравственного воспитания школьников.
Духовно-нравственное воспитание должно носить непрерывный, всеобъемлющий характер. Оно может осуществляться только в условиях возрождения на новой основе целостной системы социального воспитания. Дореволюционная и советская Россия имела богатый опыт его организации. В основу системы воспитания закладывались принципы иерархичности и централизации, актуальные и сегодня. Однако на современном этапе в этот перечень необходимо включить принцип полисубъектности. Учет этого принципа – отличительная особенность организации воспитания в России XXI века. Прежние системы были моносубъектными, их функционирование определяла либо Церковь, либо партия. Сейчас такая организация невозможна. В современном поликультурном мире работа системы социального воспитания обеспечивается государственными, общественными, религиозными, военными, спортивными организациями, бизнес-структурами и пронизывает все стороны жизни – социально-экономическую, политическую, культурно-педагогическую, правовую. С этим связан еще один новый принцип – государственно-общественного управления системой воспитания.
На основе вышеобозначенных принципов разработана предполагаемая организационная структура системы духовно-нравственного воспитания (см. рис.6).
Ведущим субъектом политического управления воспитанием может стать Государственный Совет по духовно-нравственному воспитанию. В него входят видные государственные и общественные деятели, представители различных религиозных конфессий, научных и общественных организаций. Возглавляет Совет Президент РФ, он же назначает его членов. Совет разрабатывает цели и задачи государственной политики в области воспитания, методы и формы их реализации, оценивает эффективность действующей системы государственно-общественного управления воспитанием, состояние нравственного здоровья населения России, определяет общие подходы к решению общенациональных проблем воспитания. Исполнительным органом Государственного Совета становится Федеральный центр духовно-нравственного воспитания. Кандидатура его руководителя вносится Президентом РФ и утверждается Советом. Бюджетное финансирование деятельности Федерального центра духовно-нравственного воспитания осуществляется через Министерство образования и науки, в которое он входит в качестве структурного подразделения.
В областях, краях и республиках РФ учреждаются Региональные советы по духовно-нравственному воспитанию, возглавляемые руководителями регионов. Исполнительные функции выполняют Региональные центры духовно-нравственного воспитания. В их подчинении находятся городские и районные центры.
Федеральный центр духовно-нравственного воспитания координирует работу региональных центров, разрабатывает федеральные воспитательные программы, организует их выполнение, проводит всероссийские конференции по вопросам социального воспитания, готовит программные документы и выполняет иные виды деятельности по обеспечению единого общероссийского воспитательного пространства. Региональные центры
- разрабатывают и осуществляют комплексные воспитательные программы с учетом особенностей региона,
- организуют систему повышения квалификации, подготовки и переподготовки кадров для региональных воспитательных систем,
- проводят анализ, оценку, прогнозирование и моделирование состояния процесса духовно-нравственного воспитания в регионе;
- осуществляют своевременную корректировку текущих и перспективных задач воспитательной деятельности;
- организуют работу городских и районных центров духовно-нравственного воспитания.
Рис. 6. Организационная структура государственно-общественной системы духовно-нравственного воспитания
Основная работа по духовно-нравственному воспитанию осуществляется на региональном, городском, районном уровнях, наиболее близких к школе – ядру системы социального воспитания. Ниже представлена подробная структура Регионального центра духовно-нравственного воспитания (см. рис.7).
Рис.7. Организационная структура Регионального центра духовно-нравственного воспитания.
Региональный центр духовно-нравственного воспитания объединяет деятельность социальных субъектов и специальных отделов. Социальные субъекты представлены Церковью, общественными организациями, организациями социальной защиты и опеки, спортивными, военными, ветеранскими организациями, СМИ, школой. Совместно с отделами Регионального центра духовно-нравственного воспитания, состав которых определяется Региональным советом по духовно-нравственному воспитанию, социальные субъекты участвуют в разработке воспитательных программ, в их реализации, обеспечивают проведение социальных и культурных практик.
В подготовке и осуществлении программ духовно-нравственного воспитания важна роль всех социальных субъектов, но особое значение имеет деятельность Церкви. На выбор православных идеалов добра, милосердия, сострадания, помощи ближнему в социальном поведении мощное влияние оказывает духовный пример, наставление не только словом, но и делом. В связи с этим неоценимую роль в воспитании молодого поколения может оказать постоянное взаимодействие со священнослужителями и иными воцерковленными лицами.
К числу отделов Регионального центра духовно-нравственного воспитания относятся следующие: военно-патриотического воспитания, социальной благотворительности, экологического воспитания, туристско-краеведческой работы, паломническо-труднического служения, художественно-эстетического воспитания. Работа служб Регионального центра осуществляется по программному принципу. Все отделы разрабатывают воспитательные программы, рассчитанные на различные возрастные категории (от дошкольников до студентов); положения об организации и проведении конкурсов школьных ученических работ, работ молодых ученых по вопросам духовно-нравственного воспитания. Список отделов может быть расширен с учетом особенностей и интересов региона
Статус самостоятельных подразделений имеют также «родительская школа», служба духовно-нравственного просвещения, служба научно-методического обеспечения образовательной области «Духовно-нравственная культура», служба мониторинга нравственного здоровья населения.
Базовым социальным субъектом Регионального центра духовно-нравственного воспитания является образовательное учреждение, прежде всего – общеобразовательная школа. Именно она становится главной площадкой реализации всех воспитательных программ, ядром системы духовно-нравственного воспитания.
4. Интегративное содержание духовно-нравственного воспитания
Система духовно нравственного воспитания выстраивается как открытое социально-воспитательное пространство, которое имеет два уровня организации: школа и социум.
В общеобразовательной школе вводится с 1 по 11 класс предмет «Духовно-нравственная культура». Он строится на культурологической основе, не нарушая научного характера школьного государственного образования. С каждым классом возрастает значение межпредметных связей, и в старшей школе духовно-нравственная культура становится образовательной областью, интегральным гуманитарным образовательным пространством, воссоздающим в целостности культурно-исторический мир России, ее духовные ценности (прежде всего ценности православной культуры, а также других традиционных для России конфессий). Новый предмет в интеграции с другими гуманитарными дисциплинами не только передает ребенку систему научных знаний о культуре, но выполняет главную миссию образования – учит его быть человеком, россиянином, бережно хранить и творчески умножать наследие предков, осознанно принимать как высший дар свою жизнь, судьбу, Отечество.
Принципиальная новизна предлагаемой нами концепции состоит в том, что духовно-нравственное воспитание не ограничивается только знаниевой составляющей. Нравственные идеалы превратятся из объективных значений в личностные смыслы, если будут востребованы детьми, войдут в их мир, в их субъективное пространство. Импульсом к этому может стать интеграция приобретенных знаний и разнообразных форм социокультурной деятельности. На внешкольном уровне организации воспитательного пространства учащиеся включаются в проведение социальных и культурных практик, организуемых центрами духовно-нравственной культуры совместно с основными субъектами социального воспитания. К числе таких практик относятся: военно-патриотические мероприятия, паломническо-труднические службы, экологическая работа, участие в оказании социальной помощи нуждающимся и т.д.
Каждый компонент духовно-нравственного воспитания (курс «Духовно-нравственная культура» и социально-культурные практики) должен сохранять свою внутреннюю структуру и специфику. Но необходимо найти некий интегрирующий механизм, позволяющий сопрягать полученные знания и конкретные поступки, нравственные выборы, на этих знаниях основанные. Этим интегрирующим механизмом выступает педагогически организованная учебная деятельность учащегося. Проблема, поставленная в рамках изучения курса духовно-нравственной культуры, получает более глубокое решение при обращении к непосредственным социально-культурным практикам. Так, например, организации паломничества в монастырь предшествует знакомство с феноменом монашества, монастырской культурой, традициями паломничества. После посещения монастыря ранее полученные представления углубляются, расширяется диапазон эмоциональных переживаний, возникает живое чувство, искренний интерес к православным ценностям.
Создание открытого пространства духовно-нравственного воспитания позволяет формировать у молодого поколения деятельное и ответственное отношение ко всему, что происходит в стране и мире, способность к творческому преображению действительности на различных уровнях. Православная ориентация предлагаемой концепции не предполагает познания всей полноты вероучительных догматов и канонов Православия, невозможного в светской школе. Речь идет о системе традиций, жизненных ценностей и норм, которые сложились в нашем Отечестве на православной основе, обусловив единство и преемственность поколений.