Своеобразие православной традиции воспитания.

Ценные примеры практического выполнения задач религиозно-нравственного воспитания детей дает нам опыт древности. У первых христиан в благочестивых семействах наших предков на первом плане стояло раскрытие и усвоение христианского учения. Истины веры и правила благочестия усвоялись детьми настолько твердо, что мы можем указать на множество мучеников и мучениц их христианских семей. Сами родители и воспитатели служили живыми образцами для детей и учили их не столько словом, сколько самим делом, своей жизнью и поведением. Они употребляли все усилия, чтобы привить детям религиозность в первые годы их жизни, пока не совершилось полное развитие их разума и свободы. Как пишет прот. В.Зеньковский, «в раннем детстве семья, сама того не ведая (устроенная семья), духовно питает ребенка, развивает его религиозные силы. Семья может быть уподоблена здесь той живой лаборатории – цветку, в котором вырабатывается его аромат; от семьи действительно исходит какой-то аромат, в котором нуждается детская душа, которым она питается»[166].

В «Дворянском гнезде» Тургенева с глубочайшей правдивостью рассказано религиозное развитие Лизы, когда она была совсем маленькой девочкой и когда она находилась под влиянием своей няни. Именно в семье, на общем фоне всего того, что дает семья ребенку, религиозные образы глубоко внедряются в детскую душу и вызывают такую ответную любовь к Богу, к святым, которая приближается к переживаниям святых.

Дети от самой колыбели были посвящаемы Богу[167], с самых ранних лет, по обычаю Церкви христианской, наставляемы были в Священном Писании, обращались с учителями и благочестивыми мужами.

«Душе, - говорили учители Церкви родителям, - душе, с первых лет получающей впечатления Слова Божия, трудно забыть страх Божий. Нежный возраст легко принимает и, как печать на воске, напечатлевает в душе то, что слышит; преимущественно с этого времени жизнь детей наклоняется к добру или к злу. Если, начиная от самых дверей жизни, отводят их от зла и наводят на путь правый, то добро обращается у них в господствующее свойство и природу: потому им не так легко перейти на сторону зла, когда сама привычка будет влечь их к добру»[168]

Хороший пример приводит святитель Тихон Задонский: как сосуд новый глиняный чем сначала наполнен будет, тем, главным образом и до старения своего и разрушения пахнуть будет (так, например, если маслом наполнен будет, маслом пахнуть будет; если вином, вином будет смердеть); точно так же и молодой человек, каким учением наполнен будет, того дух пронесет через всю жизнь[169].

Со времени крещения мать или воспитательница следили, чтобы дети всегда имели на своей груди крест; осеняли их крестным знамением во всех необходимых случаях, например, перед сном или после сна, перед обедом или после обеда, перед началом или после окончания занятий; часто приносили детей в храм и приобщали Святых Таин.

Когда дети начинали говорить, мать ставила их перед иконами и, указывая на священные изображения, учила, как нужно молиться Богу, как совершать крестное знамение и произносить краткие молитвы. Когда сама мать становилась на молитву, рядом с собою ставила и детей. Ее пример лучше всяких наставлений внушал детям необходимость молитвы, сознание нашей зависимости от Бога.

Во время праздников и постов родители брали с собой детей в храм на общественное богослужение. Внешняя обстановка храма, священнодействия, песнопения и вид молящегося народа производили на детей свое неотразимое впечатление.

Родители постепенно сообщали детям основные истины веры о Боге, внушали страх Божий, почтение к родителям и старшим, научали смирению и трудолюбию, располагали к состраданию и благотворительности, к терпению и незлобию, к скромности, воздержанию и целомудрию.

Первой книгой для обучения детей грамоте был Псалтирь или Часослов. Их изучали до тех пор, пока не приобретались навыки правильного и толкового чтения. Позже к Букварям присоединялись молитвы и основные догматы православной веры.

Большое внимание уделялось и воспитанию уважения учителей. Дети должны быть благодарны за его заботы, за благое учение, за то, что учителя внедряют в них «страх Божий». А также не должны были скрывать своих проступков, не стараться избегнуть наказания, а, наоборот, во всем чистосердечно признаваться.

К товарищам детей учили относиться доброжелательно, не допускать никаких драк и ссор.

Древнерусская педагогика большое значение придавала воспитанию и таких нравственных качеств, как правдолюбие, миролюбие, трудолюбие, кротость, честность, доброта, уважение к старшим и др.

Наши рекомендации