Педагогический процесс в школе.
Церковно-приходская жизнь как благодатная педагогическая среда.
Школа – «высшая форма педагогического процесса, наиболее богатая возможностями влияния старших над младшими»[125]. Семья делегирует школе часть своих полномочий, поскольку родители не могут сами дать своим чадам необходимое образование. То есть школа должна помогать в этом родителям. В семье ребенок получает основы воспитания и образования. Школа углубляет и укрепляет традиции семейного воспитания. Семья помогает школе обучать свое чадо, любящие родители всегда проверяют домашнее задание, помогают «делать уроки», участвуют в жизни школы.
Школа призвана только помочь родителям, но не заменить их. При этом школа не должна разрушать тех ценностных представлений, которые передает детям семья. Эти представления, базирующиеся на народной традиции, всегда в основе своей имеют религиозные воззрения.
Мы все равны перед Богом, но в мире существует иерархия, и ученик никогда не будет равным учителю. Почитание своих учителей есть почитание, Богом заповеданное, ибо сказано: «Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их» (Евр. 13:7).
Педагогическая среда.
Педагогическую среду в школе создает авторитет (учитель). При наличии авторитетного руководителя ученики всех возрастов чувствуют, видят и понимают то, что сами по себе не были бы способны видеть и понимать. На первых порах доверие учителю дается совершенно даром, в силу его положения. Но его нужно еще завоевать в личном порядке. Дети, приходя в школу, высказывают перед учителем благоговейный страх и любопытство, что очень легко соблазняет учителя как способ и путь воздействия на детей. Учитель начинает понимать себя в терминах власти. Дети сами быстро обращают авторитет во власть, и это искажение есть начало бед и трудностей в школе. В слабости ученика учитель находит свою силу. Эта слабость стимулирует власть учителя. Педагогический садизм в наше время становится все более частым явлением. В нормальной педагогической среде учитель – это друг и помощник ребенка.
В Америке внедряют в детей сознание их прав даже в семейных отношениях. Конечно, когда семейные отношения поддерживаются правом, тогда уже не приходится говорить о семье, - ее настоящее понятие исчезает.
Но авторитет не является раз и навсегда установленным и может очень быстро поколебаться. Для его поддержания нужно что-то личное.
А в чем различие авторитета в школе и в Церкви? Как пишет прот. В.Зеньковский, «школа не является опекуном на всю жизнь. Ее задача – подготовка детей к самостоятельной жизни. Если человек не достигает этого, то, следовательно, школа не выполнила своего назначения. Церковь же подготавливает к самостоятельности, но предполагает ее у человека и опирается на нее. Это не значит, что Церковь не учитывает различия возрастов, не учитывает ступеней в раскрытии свободы в человеке, но все же Церковь всегда обращается именно к свободе в человеке. Если школа воспитывает к свободе, то Церковь предполагает свободу. Священник, выступая в школьной обстановке, всегда должен проявлять себя в роли пастыря, чем педагога… В этом и состоит различие функций Церкви и школьного водительства. Пастырь в исповеди – судья, а учитель в школе – друг и помощник. Если последнему в школе приходится судить, то только педагогически»[126].
Школа или класс представляет собой социальный организм. Как и во всяком социальном организме, а них можно наметить «позиции», которые открыты перед людьми, входящими извне:
1) социальная активность – проявляют активность разными способами; они или помогают активно, или выражают негодование;
2) социальная пассивность – проявляют пассивность. Излюбленная позиция в классе у большинства. Это «сырые дрова». Они могут гореть, но их нужно разжечь, употребив усилия.
3) псевдосоциальная активность – когда человек под видом заботы об обществе занят устройством своих дел (вор в толпе: он с виду является одним из самых активных элементов толпы, но на самом деле имеет в виду достижение своей основной цели). В классе они встречаются довольно часто. Это тип ученика-карьериста.
4) антисоциальная активность – возмущение сложившимся порядком. Часто в этом проглядывается искание лучшего, но и в этом проявляется вкус к разрушению. Класс дает богатые возможности для такой активности, особенно если подходящие под такую группу дети скучают и не могут чем-нибудь заняться. Они стараются тогда всему помешать и все спутать.
Класс – это социальный организм и в нем есть социальные позиции, по которым распределяются дети. Он имеет единое лицо, живущее своей жизнью. У каждого класса есть своя традиция.
Психология ученика.
Попадая в школу, ребенок не сразу попадает в ее темп. Для него школа – совсем другой мир. Постепенно ребенок обретает новую установку, превращающую его в ученика. Существенное свойство ученика – это то, что он подчиняется законам социальной структуры. Эта подчиненность предрешает детские пути.
Ученик, имеющие репутацию знающего, иногда подгоняется в своих занятиях только тем, что его самолюбие не позволяет ему спуститься со своего школьно-социального уровня. Этот уровень во многом определяет психологию ученика.
Ребенок в классе другой, чем дома. Мальчик бывает живым дома и медлительным в школе, добродушным дома и резким в школе. Это отличие ученика от него же как члена семьи определяется социальными особенностями школы и семьи. Школа создает свою установку. И эта установка при повторных вхождениях в определенную школьную среду закрепляется.
Ученик – это особая психологическая категория, форма, часто не позволяющая дойти до внутренней души ребенка. Невозможность преодолеть эту стену, стоящую между учителем и учеником, остается всегда.
Психология учителя.
Результаты работы священника и врача могут проявиться непосредственно и поэтому могут породить чувство благодарности и социальной нужности. Все, что делает учитель, дает плод не скоро. Как говорит прот. В.Зеньковский, «нет ничего неблагодарнее и вместе с тем внутренне-почетнее роли учителя»[127]. Педагог все время думает не о себе, а о ребенке. И все время только отдает, но никогда не получает. Педагог должен идти жертвенным путем. Психология учителя главным образом характеризуется чувством его заботы о детях. Основная добродетель педагога – это озабоченность, обратная сторона этого чувства – это постоянное беспокойство «как бы чего-нибудь не вышло». Педагог по профессии должен «делать из мухи слона», т.е. обращать внимание на каждую мелочь, ибо из мелочи создаются привычки.
Педагог в сущности должен быть мелочно внимательным, ибо он не может небрежно относиться ни к чему: в каком-нибудь пустяке может проявиться существенная черта ученика. Эта постоянная настороженность во всем создает мелочный педантизм. Педагог часто становится требовательным, мелочным и неспокойным. Как бы забота ни была мягка и нежна, но она детьми всегда принимается тяжело, ощущается невыносимой. Заботы педагога надоедают до такой степени, что дети всегда радуются, уходя из школы. Вообще психология учителя имеет нечто тяжелое – он теряет обычную естественность, т.к., делая замечания, педагог внутренне проецирует их на себя. Это настроение сохраняется даже дома и ложится на душу некоторой отравой. Педагог постоянно спускается до уровня своих питомцев, чтобы понять их и быть понятным ими. Кто не живет миром детей, тот поднимает, может быть их до своего уровня, но, конечно, очень многое пропускает.
Кроме перечисленного, необходимо отметить обычное крайнее одиночество учителя. Родители и дети подходят к учителю неправильно – просят «пощадить» ребенка. Если учитель поступит принципиально правильно, то он в этом случае остается одинок, если же поступится принципом, то, безусловно, должен осудить себя.
Психология учителя очень трудна и тяжела, и если чем держится учитель внутри себя – то это только педагогическим идеализмом.
Педагогика – это искусство, не только потому, что первая добродетель есть находчивость, но и потому, что педагогика есть творческая работа.
Педагогическая среда в воскресной школе.
Главная задача воскресной школы состоит в том, что она должна быть связана с жизнью Церкви, должна служить входом в церковную, приходскую жизнь. В то же время она должна быть открыта, восприимчива к окружающей среде, к миру. «Школа – как бы «прихожая» в квартире, открытая для входящих и вводящая в главные комнаты», - пишет С.С. Куломзина[128]. Беда в том, что воскресная школа приносит пользу только если она хорошая, если в ней царит хороший, добрый дух, благодатная педагогическая среда, если преподавание ведется продуманно, преподаватели хорошие. Главное, если школа вводит детей в опыт церковной жизни. Плохая школа со скучными или раздражительными преподавателями, проводящими непродуманную, формальную программу, школа, которой дети тяготятся или которую терпеть не могут, может быть не только не полезна для развития духовной жизни детей, а просто вредна.
Нам, православным преподавателям, которым Бог поручил великое и ответственное дело помочь нашим детям стать хорошими православными людьми, нужно всегда помнить эти два ограничения:
1. «Знания о Боге», которые мы хотим внушить детям, только один из немногих кирпичиков, только маленький кусочек всего того, что помогает росту, развитию «познания Бога», т.е. духовному росту человеческой души.
2. Если мы хотим принести эту, хотя и ограниченную, пользу духовному, христианскому развитию наших детей, мы должны очень тщательно, очень ответственно подготовить, продумать, проработать то, что мы пытаемся передавать детям на уроках, и как мы это делаем. То, как поставлена школа, как мы преподаем, какие у нас отношения с детьми, как дети относятся к школе, к преподавателю, имеет не меньшее значение, чем то, что мы преподаем.
Воскресная школа – это школа, в которой ребенок обучается основам веры. Жить по православному – этому надо учиться. Здесь он знакомится с детьми одного духа – и это тоже полезно.