Педагогическая сторона семейных отношений.
Дошкольные учреждения, их педагогическое значение.
Христианское воспитание детей – прежде всего дело семьи, дома. Приходские школы и посещение богослужений дают, конечно, определенные знания, но все это осуществляется с помощью семьи. В приходской школе дети находятся час в неделю, на церковной службе – еще один-два часа, в лоне семьи мы пребываем постоянно, изо дня в день, она влияет на все стороны нашей жизни. В природе семьи скрыты глубокие возможности. Роль семьи в жизни ребенка неизменно велика. Дитя изучает мир через семью и в свете семьи. Семья есть преддверие Царствия Божия и как бы маленькая домашняя Церковь.
Основой христианского воспитания детей в семье будет являться напряженная духовная внутренняя жизнь родителей, которую дети чувствуют и в которой они, по мере своего возраста, будут участвовать. Это не означает, что семья должна огораживать детей от окружающего мира, готовить их к уходу из него. Готовить нужно в первую очередь к неприятию зла мира, его соблазнов и страстей. В детях необходимо воспитывать способность противостоять миру в своем сердце, способность сохранять веру среди неверия, чистоту – среди грязи и греха. Основная задача религиозного воспитания в семье – вложить в сердца детей начатки Христовой веры, раскрыть ее как радостную полноту жизни и подготовить детей к тому, чтобы они, придя в возраст, на любом жизненном поприще ощущали себя, прежде всего, членами Церкви.
Роль родителей в образовании детей является основной, т.к. они до конца жизни отвечают за них. А все остальные социальные институты должны только помогать семье. Поэтому, когда родители предъявляют претензии: почему не даете того и этого, почему не защищаете наших детей, - сразу же к ним самим возникает вопрос: почему вы–то не даете им необходимого и не защищаете от опасностей? Иеромонах Серафим (Роуз) говорит по этому поводу следующее: «Ежедневно мы должны быть готовы преодолевать влияние мира здоровым христианским воспитанием. Все, что ребенок узнает в школе, должно проверяться и исправляться дома. Не надо думать, что то, что дают ему учителя, просто полезно или нейтрально: ведь даже если он и приобретает полезные знания или умения (а большинство современных школ позорно проваливается и в этом), его научат многим неправильным точкам зрения и идеям. Оценка ребенком литературы, музыки, истории, искусства, философии, науки и, конечно, жизни и религии должны в первую очередь идти не от школы, а от дома и Церкви, иначе ребенок получит неверное образование. Родители должны следить, чему учат их детей, и исправлять это дома, придерживаясь откровенной позиции и четко выделяя моральный аспект, совершенно отсутствующий в общественном образовании. Родители должны знать, какую музыку слушают их дети, какие они смотрят фильмы (слушая или смотря с ними вместе, если необходимо), какой язык они слышат и каким языком говорят сами — и всему этому давать христианскую оценку. В тех домах, где недостает мужества выбросить телевизор в окно, его надо контролировать строго, стремясь избежать отравляющего воздействия, которое оказывает в самом доме на молодых людей этот главный проводник антихристианских идей и оценок. Острие удара мира по Православию направленно, прежде всего, на детей. А как только у ребенка сформировалась неправильная позиция, задача его христианского воспитания становится трудной вдвойне. Навязываемые нам самопоклонение, расслабление, наплевательство, наслаждение, отказ от малейшей мысли о другом мире — это в различных формах обучение безбожию. Зная, что именно мир пытается сделать с нами, мы должны активно защищаться. Увы, когда наблюдаешь за жизнью православных семей в сегодняшнем мире и за тем, как они передают свое Православие, создается впечатление, что эту битву с миром куда чаще проигрывают, чем выигрывают... И все же не следует рассматривать окружающий нас мир как всецело плохой. Мы должны быть достаточно рассудительными, чтобы использовать в своих целях все, что есть в нем положительного. Многое из того, что на первый взгляд не имеет непосредственного отношения к Православию, можно использовать в интересах православного воспитания»[124].
Роль дошкольных учреждений.
Вследствие известных условий (семейное воспитание оказывается недостаточным из-за малого количества детей в семьях, создающее в семейной обстановке ограниченность и узость; естественность ребенка жить среди маленьких, иметь живую детскую атмосферу) семья перестает быть надлежащей воспитательной средой. Поэтому взамен ее выступают суррогаты семьи в виде системы дошкольного воспитания. Эта система была создана в 19 веке в виде детских садов. Но, как бы совершенна не была работа детских садов, ничто не может заменить детям семейного угла.
В детском саду очень сильно развивается личность ребенка. Некоторые детские сады обращают большое внимание на развитие его ощущений и восприятий (например, в Бельгии сады Декроли или в Италии – Монтессори). Но основное воспитание лежит, конечно, в области духовной.
Очень существенно также и физическое воспитание, которое дается детским садом. Все требования гигиены имеют большое значение для жизни ребенка (мытье рук перед едой, чистка одежды).
Одной из основных линий работы детского сада является возможность приучения ребенка к различным видам творчества.
В основу работы в детском саду кладут экскурсии. Они имеют большую образовательную ценность, что учитывается и религиозной педагогикой (паломничества).
В области дошкольного воспитания тема религиозного воспитания и религиозного образования является новой, т.к. постановка детского сада предоставляла малые возможности для их осуществления. Поэтому главное, в чем лежит религиозное воспитание дошкольника – это общая религиозная жизнь со своими родителями. Православные детские сады пока еще являются большой редкостью.