Младший школьный возраст(6-10 лет)
Физическое развитие.В младший школьный возраст ребёнок, как правило, входит с выпавшими передними зубами. А к середине возраста появляются первые постоянные зубы.
В этом возрасте происходит удлинение костей в продольном и поперечном размерах. Иногда быстрый рост сопровождается ноющими болями, онемением конечностей, которые особенно часты по ночам. Специалисты отмечают, что это всего лишь нормальная реакция тела на рост. В этом и заключается причина того, что дети бегают и резвятся на переменах. Вместе с тем стоит помнить, что скелет и связки ребёнка ещё не созрели, поэтому большие нагрузки на тренировках чреваты опасными травмами.
Продолжается развитие двигательных навыков – силы, быстроты, координации и контроля за своими движениями, как в грубой, так и в тонкой моторике. Дети, и мальчики, и девочки совершенствуются, например, в прыжках и бросках, умении долго стоять на одной ножке, ездить «без рук» на велосипеде, а также в умении писать разными почерками, плести бисером. Порой демонстрация владения собственным телом настолько увлекает, что ребёнок забывается – многие взрослые могут вспомнить из собственного детства конкурсы «на самый дальний плевок» или «кто кого поборет?». Совершенное владение своим телом даёт ребёнку ощущение психического комфорта и способствует признанию со стороны сверстников. Неуклюжие, с плохой координацией движений дети в этом возрасте часто страдают.
Психическое развитие. Готовность к обучению складывается из нескольких параметров – ребёнок осознаёт свои возможности, он готов подчиняться требованиям и предписаниям, он в состоянии видеть иную точку зрения (произошла децентрация процессов мышления), он активен и ему хочется учиться. Младший школьный возраст – время обретения умелости и компетентности. У взрослых почти не возникает никаких проблем, первоклассники – старательные ученики и послушные воспитанники. Школьник – первый социальный статус ребёнка. Почти каждый ребёнок стремится делать всё правильно.
Ведущая деятельность – учёба. Все дошкольниками мечтают быть школьниками. Это огромная мечта, подтверждение его взрослости, изменение его статуса среди детей, в семье. Все воспринимается с большим вожделением. Последние годы дошкольного возраста являются двигателем развития ребенка. Сама подготовка к школе очень сильно его развивает и поощряет. Здесь кроется типичная родительская ошибка, когда говорят: «Вот когда ты пойдешь в школу, тогда и…» На этом выстраивается вся педагогика. 1 сентября, поход в школу – все это для ребенка так торжественно, так духовно! У него происходят «малые роды». Он выходит в иной мир. Раньше он был ограничен небольшим окружением, а теперь выходит в большой социум. От него требуется, чтобы он занимался учебным трудом. К сожалению, современные исследования показывают, что эта великая радость ребенка очень
быстро проходит. Это, конечно, зависит от педагога, к которому он попал, может ли он развить познавательный интерес, от самой обстановки в школе. Дети устраивают соревнования в одежде и т.д. Много омрачающих моментов, из-за которых приходится отправлять ребенка в школу из-под палки. Сохранить радость от обучения – это, конечно, великий труд, в котором могут участвовать как педагог, так и родители.
Мир в этом возрасте представляется системой научных знаний и понятий, которыми надо овладеть. В своей деятельности школьник ориентируется на общекультурные образцы действия, которые принимает в диалоге с взрослыми. До школы такими взрослыми были родители, в процессе учёбы ребёнок должен установить доверительные отношения с другими взрослым – учителем. Учитель – очень значимая личность, так как он является «социально установленным» авторитетом. Но в случае, когда сам учитель допускает лояльное отношение к установленным правилам, для ребёнка это правило разрушается тоже. Разница в позициях родителей и учителя для младшего школьника заключается в том, что учитель является «представителем общества», «носителем общего знания», который по определению не может знать меньше родителей или ошибаться. Такое однозначное отношение к личности учителя со стороны ребёнка обуславливает и позицию родителей к учителю. Мудрым житейским советом родителям будущего первоклассника является совет «выбирать не школу, а учительницу».
В младшем школьном возрасте авторитетом является педагог (если все идет по плану). Родители переходят на другой план. Тут уже специалист, который знает больше, чем мама и папа. И тогда ребенок говорит: «Мама, ты не права! Нам Марья Ивановна говорит…» Здесь может возникнуть конфликт, когда родители не поддерживают авторитет педагога, либо входят с ним в конфликт. В духовном плане часто возникают такие коллизии, которые нужно преодолевать.
В этом возрасте ребенок достаточно готов к полному послушанию. У строгого учителя дети, как правило, все исполняют: сидят прямо, тетради и учебники на месте. Очень важно на учебной деятельности закрепить навыки послушания, которые возникли у них в дошкольном возрасте.
У детей младшего школьного возраста возникает такой феномен как ябедничество. Ребенком движет такой мотив: он не понимает, почему другие нарушают эту норму. Нарушение нормы ведет к рассказу об этом родителям или учительнице.
Ориентация на «правильность», стремление соответствовать некоторым образцам (поведения, чувства, мысли), делает детей в этом возрасте восприимчивыми к любым технологиям. Быстро и умело перенимаются модели – внешнего поведения, физических упражнений, операционных навыков управления техникой, от велосипеда до компьютера. Эта тенденция в позитивном своем направлении позволяет развиться трудолюбию. Но она же таит в себе опасность чрезмерного «зацикливания» на внешних правилах и образцах. Стремясь соответствовать всем предписаниям, ребёнок начинает относиться ко всем остальным так же с повышенными требованиями, зачастую впадая в «фарисейство». Такие дети порой воспринимаются взрослыми как юные «правдолюбцы» или «ябеды» Они требуют четкого выполнения неких предписаний и от своих сверстников и от взрослых. Порой взрослые сами нарушают те правила, которым они учили ребёнка, и в этой ситуации возникают конфликты и непонимание. А порой получается так, что ребёнок стремясь соблюсти все правила, предписанные взрослыми, в какой-то момент ослабевает под этим непосильным грузом. Тогда он может начать жить своей «тайной» жизнью.
Когда Ане было 9 лет, родители обратили внимание на то, что она стала по вечерам тайно читать какие-то книги. Также тайно родители выяснили, что же каждый раз их дочь прячет под подушку? Это оказались сказки, которые много лет читались сначала папой, а потом самой Аней пред сном. По мере взросления Ани папой-филологом было принято решение, что такой взрослой девочке пора читать уже более серьезную литературу. Вот и стала прятать Аня «детские книжки» от родителей.
Одним из направлений развития в этом возрасте становится установлениеразнообразных социальных связей. Созревшая к концу дошкольного возраста внутренняя жизнь позволяет ребенку осознать свою «непрозрачность» для других. Это позволяет ему выстраивать собственное психологическое пространство и «пробовать себя» в разных ролях. «Дети в этом возрасте могут выдумывать собственную биографию, особенно когда знакомятся с новыми для себя людьми, и это знакомство не может перерасти в длительное»[92]. Структурирование своего психологического пространства проявляется и в обращении с материальным миром – свои личные предметы ребенок маркирует, «украшает», как может. Это возраст создания «тайников» и «секретиков», постройки «штабов», начало освоения чердаков и подвалов. Подписываются книги, украшается велосипед, кровать, наклеиваются в самые невероятные места картинки – «помечая» свою вещь, ребенок словно передает ей часть своих личных свойств. Так можно осязать «границы своего Я». Поэтому порой даже случайное нарушение этих установленных границ – стертая родителями наклейка, снятая картинка и т.п., - воспринимаются очень трагично.
Учебная деятельность. Признание учебной деятельности ведущей в младшем школьном возрасте основывается на том, что дети в этом возрасте являются активными исследователями всего нового. Поэтому и лучшей наградой за учение призваны быть новые знания, которые приобрел ученик. Специалисты, например, педагог Я.-А. Коменский[93], отмечают, что внешние подкрепления, например, похвала и одобрение, оказываются не лучшей мотивацией учения. Учебный процесс, имеющий характер путешествия по неизведанной стране, где на каждом шагу поджидают удивительные открытия, позволит выработать у ребенка устойчивую мотивацию к учебе. К тому же взаимоотношения с взрослыми не будут опосредоваться школьными оценками. Иногда происходит так, что родители выстраивают свои отношения с детьми, исходя из школьных успехов или неуспехов. «Меня мама не любит, у меня пятерок мало». В рисунках первоклассников часто можно встретить «красивенькие пятерочки» и мрачные чудовища-двойки или тройки. Оценка, по словам В.А.Сухомлинского, становится идолом. Одной из педагогических задач в этом возрасте становится свержение идола, который подменяет обращение взрослого к личности ребенка, оцениванием его отдельных качеств – памяти, мышления, внимания, воли.
В этом возрасте также большим феноменом является оценка. Это сильный инструмент. Ребенок стремится учиться на «4» и «5». Если эти ожидания не оправдываются, у ребенка формируется другая психология. Здесь можно очень навредить. Школьная оценка в младшем школьном возрасте часто формирует и самооценку самого ребенка. Н если у него круглые пятерки, может быть другая беда – гордыня. Инструмент оценки – один из важных феноменов к тому, чтобы дети себя адекватно оценивали.
У моей хорошей знакомой мальчик перешел из 4 в 5 класс. Она в отчаянии: запустил математику в начальной школе. Запустил до того основательно, что не знал ни таблицу умножения, ни геометрические фигуры. Когда перешел в 5 класс, здесь совсем руки опустились. Для него – трагедия. Родителя его дубасят. Все идет наперекосяк. Его мать Галина – лингвист, как-то прозевала ребенка, участвуя в больших государственных делах. Ребенок оказался в такой хорошей семье просто брошенный. Я тогда был еще аспирантом и приехал к этому ребеночку подработать. И что меня удивило: по математике вообще ничего не знаем, как будто и не изучал ее. Мы с ним попробовали что-то решать – никак, ничего. Я уехал обескураженный, не зная, чем ему могу помочь. Потом Господь вразумил – пойти через интерес. Я обложился книжками по математике, нашел несколько занимательных простых задач. И он так увлекся, начал на спичках выкладывать. И чтобы решить эту задачу, ему пришлось выучить таблицу умножения. Мы с ним прозанимались 5-6 занятий, и он освоил весь базис. Ему стало интересно, что он побежал в школу, начал учительницу спрашивать, вгрызаться. Появился внутренний мотив. Он догнал и перегнал. А в будущем поступил на физмат в МГУ. Очень способный парень.
Оценка – это тонкий инструмент, которая вдохновляет на многие вещи. Мы даже в Воскресной школе оцениваем: вы должны знать притчу, молитву, оцениваем рисунки. Даже экзамен принимаем (именно знание: полное или неполное). И ребенок стремится, хотя ради оценки это не совсем совершенный мотив. Оценка – это зеркало его успешности.
Общение со сверстниками также претерпевает существенные изменения для младшего школьника. Теперь они совместно усваивают новые знания. Многочисленные эксперименты по усвоению учебного материала позволили сделать выводы о том, что знания эффективнее усваиваются во взаимодействии ребенка со сверстниками, чем с учителем. В отношениях с взрослым для ребенка неизбежно разделение функций – взрослый дает задание, контролирует и оценивает ребенка. Возникает парадокс – ребенок до конца не может освоить действия, поскольку некоторые компоненты этого действия так и остаются за взрослым. Кооперация со сверстниками позволяет иначе интериорезировать знания (делать их своими). В группе сверстником отношения равноправные и симметричные, а в общении с учителем существует иерархия. «Ж.Пиаже утверждал, что такие качества, как критичность, терпимость, умение встать на точку зрения другого, развиваются только при общении детей между собой. Только благодаря разделению точек зрения равных ребенку лиц – сначала других детей, а позднее, по мере взросления ребенка, и взрослых, подлинная логика и нравственность могут заменить эгоцентризм, логический и нравственный реализм»[94].
Развитие личности ребенка в этом возрасте почти полностью определяется позицией взрослого человека – он определяет содержание обучения, круг общения, сферу увлечений ребенка. Тип мышления, оценки и отношения взрослого становятся эталонами для ребенка. Но в младшем школьном возрасте происходит и важное изменение в жизни ребенка: он овладевает навыками ориентировки в своем внутреннем мире. Это умение подготавливает переход к подростковому периоду.
Духовное развитие.Какие возможности у ребенка младшего школьного возраста? Просто потрясающие! Ребенок открыт к познанию, прежде всего, духовных истин. В этом возрасте он воспринимает Евангелие, особенно в старших классах младшей школы. Из своего опыта могу сказать, что практически все дети могут выучить наизусть, например, главу Евангелия. Особенно если это какое-то событие или притча, то они могут запомнить или наизусть, или близко к тексту. Есть дети очень одаренные. К концу этого возраста они выучивают Евангелие целыми главами. В младшем школьном возрасте запечатлеть Евангелие в душе ребенка, запечатлеть жития святых легко. Если читать детям жития на ночь, то сказка отходит на второй план. Они совершенно спокойно могут пересказать жития один к одному. Память очень цепкая, феноменальная. Ты уже и забыл, а они все помнят, все воспроизводят. Поэтому цена слова здесь великая. Если ребенок усвоил, то выбивать из них что-то, переучивать очень сложно.
Начальная школа наиболее благоприятный возраст для преподавания чего угодно, а особенно Основ Православной Культуры. Если в этом возрасте педагог придет и скажет детям о том, что Бог их любит, детские сердечки радостно раскроются навстречу этой любви и, по крайней мере, на уроке, будут всей силой желать Богу угодить.
Вот тут-то и открывается возможность с ними общаться, разбирая на примерах как нужно жить. В начальной школе не нужно ходить вокруг да около, можно изучать с детьми самое ценное из того, что записано, а именно, Священное Писание. При этом в первом классе нужно дать самые основные сведения о Боге, о грехопадении, о Евангельской истории.
В младшем школьном возрасте происходит духовное открытие – ребенок начинает исповедоваться. В семь лет возникает осознание самого себя, рефлексия. Церковь признает, что в семь лет человек вполне сознательное существо, которое может отвечать за свои действия. Ребенок может уже каяться, участвовать в таинстве покаяния. Очень важно в этом возрасте подвести к искреннему покаянию, к беседе, чтобы укрепить в ребенке страх Божий, чтобы у него участвовал не только ум, а и чувства. Можно привести множество примеров, когда ребенок кается в каких-то мелких вещах, например, кошке на хвост наступил. Но приходят родители, у которых все бурлит от его творений. А он этого не видит, он в этом не кается. И даже когда начинаешь ему наводящие вопросы задавать, он в этом не кается. Настроить ребенка на покаяние бывает очень сложно. Многие священники сталкиваются с такой проблемой, когда дети приходят в храм и им надо бегать, они долго стоять не могут.
В Николо-кузнецком храме о.Владимир Воробьев недавно собрал родителей. Что делать с детьми младшего школьного возраста, которые не могут стоять в храме, и другим не дают. Даже всех священников собрали, чтобы поразмышлять, как быть с такими детьми. Были идеи рядом с храмом палатку сделать для детей. О.Владимир считает, что лучше пусть ребенок посидит дома, пусть даже месяц. Потом захочет – побежит. Это будет лучше, чем гонять его месяц в храм и при этом иметь конфликты. Так родители переломали множество детей. Это происходит именно в младшем школьном возрасте, когда он может быть еще не готов. Еще хуже, когда мама ребенку пишет исповедь.
В чем здесь проблема? Мы не можем свободную волю детей сильно стеснять. Это такой нежный возраст, что если пережать, он некоторое время будет стоять. Но как только наступит подростковый возраст, их сдует из храма. Это одна из причин того, что дети перестают ходить в храм. И большая часть из них – посещающие воскресную школу. На них было оказано давление, а не раскрытие любви Божией. Многие известные опытные священники советуют приходить в храм к «Верую…» или «Отче наш…», если ребенок еще не готов. Дальше потихоньку увеличивать. Здесь важно не сломать те духовные ростки у ребенка, которые у него есть.
Если ребенок не хочет идти в храм, родители, делая ошибку, часто говорят: «Ну-ка быстро собирайся!» Здесь лучше использовать его возрастную особенность – его общие нормы: «Посмотри, все идут, а ты один не идешь». Лучше приучить его к этой норме, что нормальный человек каждое воскресенье встает, умывается и идет в храм. Есть еще способы: подпевать, читать вместе с дьяконом. Когда дети включаются в происходящее, они начинают вовлекаться.
Начался Великий пост. Маленькая Анечка из воскресной школы приходит на службу и как свечка стоит до конца. И утром, и вечером. И думаешь, откуда силы? Какая богатая духовная жизнь должна быть у этого маленького человечка, чтобы отстоять службу, чтобы это все воспринимать!
Все нормальные дети духовно талантливы. Главное ничего не испортить, не сломать их желание.
Сейчас среди моих прихожан есть девочка, которой третий год. Она постоянно просится в храм. Ребенка тянет благодать. Если проезжает какой-то храм – давай в храм. Цепляется за ограду, не могут оторвать. Это показатель того, что душа ребенка жаждет благодати. Она просит, требует эту благодать.
Но вся духовная жизнь в этом возрасте еще неустойчива. Трудно взять это за правило и каждый раз так поступать. В этой ситуации у нас должна быть зрелость: где помочь ребенку, а где и не силить его.
По словам монахини Магдалины: «Невозможно предписывать общее правило по поводу числа церковных служб, на которых должно присутствовать детям. Каждый случай нуждается в рассуждении и молитве, и руководстве духовника. …Дети, которые страдают в храме скукой, легче преодолевают это, если не боятся об этом говорить. Можно упомянуть об этом, как об искушении, постигающем и взрослых. Научите ребенка прямо во время службы рассказывать прямо Господу о своих проблемах и радостях, если он устает слушать службу,- и даже говорить Ему об этой скуке и просить, чтобы Бог Сам помог ему найти интерес к службе»[95].
Вообще, хорошо известно, что к детским молитвам Господь необыкновенно милостив. Множество примеров Божьего милосердия к детским молитвам содержится в житиях святых. Вспомним хотя бы Сергия Радонежского и Иоанна Кронштадского. Даже в нашей жизни можно встретить такие примеры.
Так, маленькая Лена однажды сильно провинилась. Мама «двинулась» в ее сторону, чтобы наказать. Лена быстро убежала и закрылась в детской комнате. Естественно, закрытая дверь для мамы не преграда, но тут раздался звонок во входную дверь, пришли мамины друзья, а потом мамин гнев прошел. Вечером Лена спросила: «Мама, знаешь, почему ты меня не наказала? Потому что я убежала в комнату и помолилась».
Можно не бояться приучать детей обращаться непосредственно к Богу. При этом, конечно, нужно оговорить, что мы не всегда просим то, что нам полезно. Хороший пример тому есть у Антония Сурожского, который в детстве просил у Бога возможности делать чудо как его дядя: вынимать на ночь свои зубы
Парадокс учебной деятельности состоит в том, что, усваивая знания, ребенок ничего в них не меняет. Предметом изменений становится он сам. Впервые ребенок выполняет деятельность, которая поворачивает его на самого себя, требует рефлексии, оценки того, «чем я был» и «чем я стал». Важным показателем процесса обучения является изменение духовного опыта человека. Православный смысл такого изменения определяется словом «покаяние». В книге «Православная педагогика» прот. Евгений Шестун определяет обучение как частный случай покаяния[96].
Младший школьный возраст – это один из расцветов сознательной веры человека, когда он уже может понимать Евангелие, много знать, сознательно исповедоваться. И здесь, конечно, вопрос решающий: либо ребенок ходит в храм и укрепляется, либо при насильственных капризах он отходит от храма или подготавливается этот отход. Как прошел этот возраст, так и пойдет духовная жизнь уже в подростковом возрасте. А там либо разворачивается духовная драма, либо вера переходит уже в сознательную и деятельную.
Хочется предупредить еще об одной опасности. На обычном уроке педагог «выше» своих учеников, он дает им знания, которыми он обладает, а они нет. На уроке Закона Божьего такого неравенства быть не может. Да, может быть, дети, которые сидят в классе, не ходят в церковь, может быть, они не постятся и не молятся по утрам, но Господь ведь оценивает сердечную глубину и чистоту, и мы не знаем, какой будет его оценка. Мы, педагоги, по своему духовному уровню очень далеки от уровня апостола Павла, ил других святых, устами которых говорил Бог, мы, смея говорить о Боге, должны непрестанно взывать как мытарь: «Боже, Будь милостив мне грешному!» Мы не можем «возвышаться» над детьми, единственное, что мы можем – это вместе с ними искать Бога.
Подростковый возраст
(11-15 лет)
Физическое развитие. В литературе этот возраст называется «возраст бури и натиска». Отчего буря и какой натиск? В психологическом и физиологическом плане здесь действительно происходит принципиально важный момент. Часто он возникает неожиданно и незаметно – момент полового созревания. Прот.В.Зеньковский пишет, что подростковый возраст «предваряется некоторым телесным и психическим увяданием – ослаблением памяти, внимания, упадком прежних интересов... А затем начинается беспокойная, тревожная и противоречивая пора интенсивного полового созревания – когда новая сила (пол), до сих пор действовавшая скрыто или неполно, выступает на первый план»[97]. Открываются влечения, попущенные Господом Богом падшему человеку, которых не было у Адама, в раю, у святых людей. Сам способ размножения, который был дан Адаму, у него же был забран. А размножение было ангельское. Но поскольку Адам согрешил и вошел в скотское состояние, то человечество стало размножаться скотским образом и дабы не уклонялись друг от друга в продолжении рода, возник этот грех полового влечения. У прот. Василия Зеньковского в книге «Педагогика»[98] есть целая теория сублимации. В этом возрасте из ребенка формируется мужчина, девушка. Возникает интерес к противоположному полу, необычные ощущения, физические чувства. Часто это застает ребенка врасплох. Наши деятели народного образования этот момент хорошо использовали, создав целую систему полового просвещения. Те программы, которые были навязаны нам из-за рубежа, были рассчитаны именно на этот возраст – возраст пробуждения, интереса, ориентации в этой области, причем разжигания низменных страстей, низменных животных инстинктов.
Психическое развитие.Подростковый возраст является началом переходного периода от детства к взрослому состоянию в жизни человека. В зависимости от культурных традиций, социально-экономического развития общества, внутрисемейных установок переход от детства к взрослости может длиться от нескольких месяцев до нескольких лет. Общим является правило – ни в одном обществе от ребенка не требуют, чтобы он стал взрослым моментально, всюду процессу достижения взрослости отводится время и место. Обычно этот переход включает в себя два периода – подростковый и юношеский. Начало подросткового возраста, как правило, связывают с началом гормональной перестройки детского организма. Пубертат – время полового созревания организма. В.В.Зеньковский так характеризует психическую сферу подростка: «После периода трезвости и погружения в «порядок» природы, социальной и моральной жизни подросток чувствует себя подхваченным новой и неведомой ему силой, которая действует в его глубине. Эта сила властно и нетерпеливо опрокидывает привычки, сложившиеся курсы, толкает куда-то вперед, мутит и волнует душу, бросая ее из одной крайности в другую… Душа подростка совершенно отошла от трезвости и реализма, от следования правилам и от приспособления к порядку… Она вновь, хотя и по-иному, чем в раннем детстве, возвращается к себе – но уже не в форме наивного эгоцентризма, а в форме мечтательного эгоцентризма. «Мечтательность» есть ключ к этому периоду…»[99]. На границе подросткового возраста происходит изменения отношения реального и возможного в сознании. Развитие интеллекта приводит к тому, что резко расширяются границы внутренней жизни – сознание наполняется идеальными конструкциями, гипотезами о себе и окружении. Одной из задач развития подростка является координация взаимодействия реального и воображаемого в сознании и деятельности.
Психологическим критерием перехода к подростничеству является осознание себя человеком, перешагнувшим границы детства. Возникновение представления о себе как «не о ребенке» является основным новообразованиемэтого возраста, «Я – взрослый человек». В связи с этим у подростка возникает потребность в изменении образа жизни. При этом подростки проявляют некритичность к подлинному объему своего знания и умения. Накопленный, опыт знания, обученность приводят к своеобразному «Я сам», к субъективной готовности на все в жизни. Отсюда – настаивание на своей независимости, требование свободы. Подростки отвергают свою принадлежность к детству и утверждают свою взрослость. Если вы хотите поссориться с подростком, продолжайте относиться к нему как к ребенку. Самое последнее оскорбление, когда ему показывают, что он еще ребенок. Самая лучшая педагогическая позиция в этом возрасте – это отношение к нему как ко взрослому человеку. И самая прекрасная педагогическая духовная деятельность – это дать подростку реализоваться как взрослому. Надо найти такие формы работы, чтоб дети ощущали, что они взрослые, что взрослые относятся к ним как ко взрослым, им доверяют, дают какую-то самостоятельную ответственную деятельность. Осознание личной ответственности – важнейшая воспитательная задачав общении взрослого и подростка. «Если ты не маленький, отвечай за всю ту сферу, в которой считаешь себя взрослым».
По этой линии у них происходит главное развитие – развитие физическое, психическое.
В Троице-Сергиевой Лавре есть известный клуб «Пересвет», который существует около 10 лет. До этого он лет 7 существовал в виде небольшой группки детей. Пришел о.Дмитрий, оценил ситуацию и развил интересную философию: для подростка интересна военная романтика (военные тайны, преодоления, разведки, боевые состояния). И вот они создали военно-патриотический клуб «Пересвет». И он не единственный. Есть еще в Рязани. Есть еще скаутское движение. Оно хоть и не патриотическое, но использует тот же механизм. Молодежный отдел при Русской Православной Церкви перепробовал множество разных форм и вышел на ту же самую вещь: для подростков нужны православные скауты. Эта линия сейчас очень бурно развивается.
Тенденция к взрослости проявляется и в семейном поведении подростка. Подросток обречен на рождение из «семейной утробы» в мир социальных отношений. Рвется «эмоциональная пуповина», меняется характер эмоциональной привязанности к родителям. На смену авторитету родительской власти приходит (или не приходит) авторитет личности родителей. Он зависит для подростка от уровня социальной или профессиональной компетенции мамы или папы. Существует точка зрения, согласно которой, человек, не изменивший характера эмоциональной привязанности к родителям в подростковом возрасте, вынужден будет сделать это в период становления собственных семейных отношений.
Стремление к самоопределению в мире социальных отношений толкает подростка на выход из семьи, однако, обретение подростком собственной позиции в мире социальных отношений совсем не тождественно разрыву с семейными устоями и ценностями. Многие подростки высоко ценят нормы, существующие в их семьях, обретая собственную социальную самостоятельность, уверены в том, что их будущая семья будет такой же, как и семья их родителей. Часто семейные устои являются для подростка эталоном, ориентируясь на который он выстраивает собственное взаимодействие с социумом. На вопрос «неужели тебе никогда не хотелось сбежать из дому?» один из известных российских ученых ответил, вспоминая себя в 15 лет: «Как Вы не понимаете: из осажденной крепости не сбегают».
Еще один феномен подросткового возраста – убегание из дома. Здесь уже личность, своя воля. И как только родители начинают давить, начинаются побеги. К священнику часто приходят родители с вопросом «Что делать?» Поступать как в притче «О блудном сыне». Т.е., со стороны родителей должно быть: «заклать теленка», одеть в одежды, примириться. У ребенка должно быть в психологии, что у него есть дом, где его примут, где его любят, куда он может вернуться. А если с ним поссориться и оборвать ту ниточку, которая его хоть как-то удерживала, тогда же все. Начинает расцветать бродяжничество, причем в наше время оно имеет массовый характер. Какие причины этого? Во-первых, обостренное чувство гордости, ребенок находится в больном состоянии. Амвросий Оптинский говорил: «Если прикоснуться к такому человечку, он будет кричать, что кожу сдирают». Такое вот обостренное отношение ко всем посягательствам на его волю. Здесь нужно дать ребенку свободный выбор: поступить так или так. Но создать ситуацию выбора между одним добром и другим добром.
В Костромской области (город Нерехта, пос. Ковалево) есть о. Андрей Воронин. В свое время он закончил МГУ, был полярником. Потом стал священником. И вот он рассказывал, что однажды его поразило то, что какая-то группка подростков держит в страхе целый район. Люди боялись выйти из дома. Их поймали и просили батюшку поработать с ними. Он взял их по неведению, поселил в домике. Первые три дня они бились друг с другом. И тогда батюшки возникла первая педагогическая догадка – заняться боксом. Он нашел мастера спорта, оборудовал зал. Через неделю у него больше ни одной драки не было. К концу года этот боксерский кружок на соревнованиях занял весь пьедестал почета. И он понял, что он на правильном пути. Когда я приехал и зашел в этот Ковалевский детский дом, ребята первым делом меня спросили: «А ты что умеешь делать?» Смотрю, у них стоит теннисный стол. Говорю: «В теннис». Слава Богу, что у меня когда-то был разряд по теннису. Вот я и победил. После этого они меня облепили, повели в спортзал, столовую. Буквально через полчаса мы стали друзьями. Чем их берет о.Андрей? Конечно, он идет по грани, но методика интересная – экстремальные ситуации. Например, они попали в книгу «Рекордов Гиннеса» за счет того, что самый молодой человек поднялся на Эльбрус. Он ставит им задачу: всю зиму готовимся, а летом идем на Эльбрус. Все это серьезно, все это увлекает их. Они живут завтрашней радостью. При таком напряжении исчезают все дисциплинарные проблемы. Или на следующий год они спускаются в самую глубокую пещеру.
У него есть и второе педагогическое изобретение в отношении детей, которые потеряли семьи и стали дикими, т.к. нарушен нормальный уклад жизни. А в таком случае надо идти либо по монастырскому принципу (общинный уклад), либо близко к традиционной семье. Он разбил всех детей на семьи. Воспитатель и воспитательница выполняют роль папы и мамы. Они через день меняются, но важно, что выполняют функцию родителей. А дети разновозрастные, живут по 4-5 человек. И вот у них своя квартира, свои обязанности. Возникли такие ячейки, т.к. дети, которые воспитываются вне семьи, они потом семью не могут создать, они не видели положительного образа. Хоть так моделируется их семья.
Социальной ситуацией развитиястановится освоение области взаимоотношений людей за рамками семейного круга. Поэтому в качестве ведущей деятельности в этом возрасте называются общение со сверстниками (Д.Б.Эльконин) и общественно значимая деятельность(В.В.Давыдов).
Главным авторитетом для ребенка этого возраста является кто-то из сверстников или группа сверстников. Их норма ценнее всего для подростка в жизни, ценнее, чем мнение родителей, учителей. Все это уже отходит на другой план. Начинает преобладать стремление быть как лидер, не выглядеть плохим. Все нормы, которые были до этого, часто сметаются.
Но этот переходный возраст все-таки проходит не всегда так бурно. Подростковый возраст – это продолжение того, что было в младшем школьном возрасте, в дошкольном возрасте. Если здесь не было насилия и вера в Бога укреплялась, то и в подростковом возрасте множество детей остаются верными храму, для них внешний мир и не сильно привлекателен.
Основной задачей развитиястановится освоение своего телесного и душевного мира, их координации и вписывание в окружающую действительность.
Осознается потребность в собственной позиции. Утверждению собственной позиции помогает наличие «своей территории». Подростковый и юношеский возрасты считаются самыми активными по освоению территории. «Территориальное поведение» подростков может открыть взрослым ту информацию, которая иначе им недоступна. «Оформление» подростком собственной комнаты или уголка плакатами, наклейками и другой «наглядностью» подскажет взрослым о том, что желает видеть рядом с собой их чадо. Наиболее предпочитаемые места встреч с друзьями также позволят сделать некоторое предположение о содержательной стороне общения подростка с приятелями. Так в определенный период, родители 14-летней Ани обнаружили, что большую часть своего свободного времени их дочь проводит в студии фитодизайна и в поездках по цветочным магазинам и выставкам. В общении со сверстниками, особенно в первой фазе подростничества, для подростка важны не столько содержание, сколько интенсивность общения. Постепенно происходит смещение внимания на содержательную сторону общения.
Кажущимся парадоксом подросткового общения является тот факт, что энергетически зарядить и общение, и творчество подростков может только человек взрослый. Огромное значение в становлении стиля подросткового поведения имеет «значимый взрослый»,чаще не родитель, а представитель того самого социального мира, куда устремлён взор подростка. Это может быть тренер, учитель, тот, кто в глазах подростка обладает уникальными качествами общественно значимой деятельности.
Создание педагогической православной среды – первостепенная задача в наших школах. Православная среда складывается в том случае, когда к педагогам постепенно приходит понимание того, что со своими сомнениями или проблемами можно обратиться к священнику. Есть «наш батюшка», и у него найдутся, время и любовь для нас. Он подскажет, он помолится, он утешит. И только потом рождается понимание, что Церковь – это не только наш батюшка, но и мы сами.
Почти на каждом приходе есть люди, умеющие что-то очень хорошо и с любовью делать. Кто-то замечательно фотографирует, у кого-то есть дар сочинять стихи, кто-то поёт песни под гитару, а кто-то занимается спортом. Совсем не обязательно, чтобы творчество этого человека прямо соприкасалось с церковным искусством или ремеслом. Человек, живущий церковной жизн<