Педагогичность Библии и служения Христа.
В православной педагогике выделяется особая область – «райская педагогика». В Раю Господь Бог дал множество примеров того, как воспитывать человека. Он предоставил большую свободу Адаму и Еве. В Раю ограничение для них было чисто символическое: не есть плодов с дерева познания добра и зла. Яблоко с этого дерева мало чем отличалось от яблок с соседних деревьев, но чисто символически запрещалось трогать и вкушать с него плоды. Произошло нарушение этого ограничения. Адам знал, что, нарушив этот запрет, он смертью умрет. После свершившегося Бог, как Педагог, задает ему такие вопросы: «Адам, где ты? С кем ты? В каком состоянии? Ты меня любишь?». Адам ведь находился в непосредственной близости от Бога, как ребенок. Бог ищет общения, соединения с Адамом, сам ищет. Адам же, реагируя на этот вопрос, озлобленно прячется, скрывается, убегает и не желает общения. Господь спрашивает его: «Не ел ли ты с древа добра и зла?» Что остается Адаму? Сказать, что ел, сознаться и покаяться? Что бы было, если бы Адам сознался? Господь простил бы его. Адам же отвечает, что жена дала ему, и что Бог сам дал ему такую жену. То же, что происходит у всех современных людей: приписывание своей вины другим людям, обстоятельствам и т.д. Тогда Бог беседует еще и с Евой, которая тоже могла бы спасти ситуацию, если бы покаялась. А Ева винит Змия. Ну, если Адам и Ева не хотят каяться, то, что следует сделать? Единственный выход – отдалить их от себя, «изгнать из рая», лишить свободы, либо ограничить ее. Мы ощущаем и в нынешней земной жизни, что наказание - это форма воспитательного воздействия на человека.
Таким образом, в Раю была поставлена задача воспитания к свободе. В этом был замысел заповеди Божией о невкушении плодов от древа познания добра и зла. Заповедь Бога Адаму была именно испытанием свободы. Уклонение от зла могло произойти у Адама только в порядке борьбы. С этой точки зрения христианское воспитание является сообразным с природой человека. Оно состоит в усвоении дара свободы, в развитии сознания свободы, чувства ответственности и умения владеть своей свободой. Это и есть основной принцип православной педагогики.
После грехопадения человек впадает в падшее естество. Возникает «ветхозаветная педагогика», построенная на наказании, на почитании старших. За всякое непослушание следует тяжкое наказание: «Ворон выклюет тебе глаз, если не слушаешься родителей». Ветхозаветный закон очень жесток, и он направлен на строгое соблюдение заповедей. Одна из них гласит: «Почитай отца твоего и мать твою, чтобы тебе было хорошо и чтобы продлились дни твои на земле» (Исх. 20:12). Ведь человек, не почитающий своих родителей, не может никого почитать. Если у него нет опыта почитания матери и отца, то как он может почитать невидимого Отца Небесного и слушать его? На этих законах, на строгом послушании зиждился весь Ветхий Завет.
Как пишет о. Е. Шестун, «вся жизнь была пронизана религиозным началом и строилась по Божественным заповедям. Закон, данный Богом своему народу, определял весь его быт, и вне этого закона не могло быть других воспитательных требований. Как Бог воспитывал в законе свой избранный народ, так и отец воспитывал свое дитя, стараясь запечатлеть в его душе дарованный свыше закон, а вместе с ним безусловное повиновение, страх и полную преданность Богу. Ребенку постоянно напоминалось об этих обязанностях, а пример соблюдения закона он видел в собственной семье»[5].
Один ученый - Георгий Двоеглазов - провел в Омске и Новосибирске, опрос среди преподавателей и учащихся по поводу знания и понимания Декалога. На первый вопрос, знают ли они десять христианских заповедей, ответили все. Оказалось, что почти все знают эти заповеди, 80 % от числа опрошенных правильно представляют их при условии небольшой подсказки. Второй вопрос ученого был о том, нужно ли выполнять эти заповеди в своей жизни? 40% ответили утвердительно. Таким образом, половина из тех, кто знает заповеди, считает, что их надо выполнять. Самый тяжелый вопрос был о том, стремитесь ли вы в своей личной жизни эти заповеди исполнять? Утвердительно ответили около 10–20 %. Получается, что знание заповедей – это не самое главное.
Есть дети, которые теоретически много знают и о духовной жизни, и о святых, и о Таинствах Церкви, но это только теоретически.
Один раз на пароходе, плывя на Валаам, меня попросили провести для детишек урок по Закону Божию. Я согласился. Один мальчик из всех отличался особыми знаниями. Я так и не смог задать вопрос, ответ на который он бы не знал. На память цитировал Евангелие, святых отцов. Оказывается, он - победитель международной библейской конференции.
Более подробные разъяснения о ветхозаветной педагогике мы встречаем в книгах притчей Соломоновых и Премудрости Иисуса, сына Сирахова, в которой указывается на некие общие начала воспитания:
- премудрость как цель воспитания;
- страх Божий как основа этой премудрости;
- послушание родителям или воспитателям как основной принцип всего воспитательного дела.
Новому Завету соответствует и новая «новозаветная педагогика». Христианство явилось в мир как благая весть о возвращении человеку свободы через преодоление гибельных последствий греха. Христос даровал вечный идеал воспитания: каждый христианин должен, с учетом врожденных способностей, стараться уподобиться Христу, т.е. победить в себе своекорыстную природу и образовать из себя свободную личность, стоящую в сознательных и разумных отношениях к Богу, людям и природе.
Как отмечал в своих работах прот. Василий Зеньковский, дар свободы связан с образом Божиим, пребывающим в человеке. Поэтому свобода в натуральном порядке дана каждому. Однако она не имеет самого ценного – внутренней связи с добром. Свобода человека есть свобода и к добру, и к злу, она есть самоопределение личности по отношению этим понятиям. Смысл нравственного самоопределения человека заключается в свободном преодолении греха и в обращении к добродетели. Преступая границы нравственно недозволенного, человек теряет дар духовной свободы и становится рабом страстей. Поэтому одна из задач воспитания ребенка в свете православного педагогического мышления – его освобождение, или восхождение к свободе. При таком подходе задача воспитателя состоит в том, чтобы помочь ребенку стать свободным, «подвести дитя к свободе»[6]. При этом необходимо помнить, что, развивая свободу, мы в то же время углубляем право выбора ребенка, в т.ч. и возможность ухода в сторону зла. Со времен Ветхого Завета средством для этого служило чувство «страха Божия». С этой точки зрения оно и сейчас не может быть выброшено из воспитания. Мы призваны к свободе, но устоять в ней очень трудно. Это дар Божий, не данный нам как «готовый». Христианское воспитание является сообразным с природой человека. Оно состоит в усвоении дара свободы, в развитии сознания свободы, чувства ответственности и умения владеть своей свободой. Воспитание к свободе дается через христианскую жизнь.
Христианство привнесло в мир как одну из главнейших заповедей любовь к Богу и ближним как к самим себе. По отношению к детям Иисус Христос требовал высшего уважения и признания их личного достоинства. «Кто не примет Царствия Божия, как дитя, тот не войдет в него. И обняв их, возложил руки на них и благословил их» (Мк.10:15-16); «Кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня , тому лучше было бы, если бы повесили ему жерновный камень на шею и бросили его в море» (Мк.9:42). Родителям Христос проповедовал о преданной любви в деле воспитания своих детей. Но в то же время, остерегая от такой любви к детям, которая ради них пренебрегает высшей целью, Он напоминал: «Кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня» (Мф.10:37).
На этих основаниях установил Христос вечно истинное понятие о воспитании. Воспитание человека, по духу Евангелия, есть его возвышение из низменности и чувственности к Божественному совершенству.
Сам воспитательно-образовательный процесс Нового Завета основан на педагогике, которая связана с сердцем. Педагог П.Д. Юркевич написал труд о педагогике как об искусстве прикосновения к сердцу человека[7]. Как Бог прикасается к сердцу человека – сокровенно, так дано и православному педагогу продуктивно воспитывать человека.
Рис. 1. Основы образования в Ветхом и Новом Завете.
Ветхозаветная педагогика | Новозаветная педагогика (христоцентрическая основа образования) |
страх Божий | восхождение к духовной свободе |
суровость, наказание | любовь к Богу и ближним |
строгое послушание, почитание старших | уважение личности ребенка |