Особенности работоспособности слабовидящих детей
Как отмечалось выше, у слабовидящих детей, по сравнению с нормально видящими, значительно снижена работоспособность
Рис 10 Динамика снижения остроты зрения |
Исследования показали, что это снижение работоспособности обусловлено повышенной утомляемостью глаз. Утомление зрительных функций изо дня в день накапливается В течение недели видимость у детей с нарушением зрения снижается на 12% (В Н Ксенофонтова и др ) Под влиянием зрительной нагрузки изменяется также корковая динамика, нарастает процесс внутреннего торможения В результате страдает подвижность нервных процессов, ухудшается функциональная деятельность всей зрительной системы Исследования (А Н Гнеушева) убедительно показали, что утомляемость зрения нарастает в течение учебного дня У некоторых слабовидящих детей отмечаются снижение остроты зрения (рис 10), изменение лабильности (рис II), электрической чувствительности (рис 12), видимости (рис 13) глаз с третье его урока На четвертом уроке наблюдается значительное снижение зрительных функций На пятом уроке зре-
1-й
2-й 3-й Ч-й Уроки
5-й
§ |
75 |
110 1 й 105- |
95-90- |
|-о 85] | 80 |
Рис. II. Изменение лабильности
\ | |||||
\ |
2-й |
5-й |
1-й |
3-й 4-й Уроки
Рис. 12. Снижение электрической чувствительности глаза.
ние падает настолько, что учащиеся оказываются не в состоянии воспринимать учебный материал.
На рисунках 10, 11, 12 и 13 показано снижение зрительных функций у слабовидящих школьников под влиянием учебной нагрузки. Постоянное зрительное напряжение, неправильные поза и осанка при письме, чтении и т. д. приводят к утомлению зрения и сказываются на функциональном состоянии всей центральной нервной системы. В связи с утомлением у одних детей отмечаются повышенная возбудимость, иногда — неадекватные реакции на замечания учителя или подсказку товарища. Такие дети легко отвлекаются, становятся двигательно беспокойными, непоседливыми. У других детей, наоборот, отмечаются заторможенность функций, крайняя медлительность, несколько подавленное состояние. Все это свидетельствует о снижении работоспособности школьников, обусловленной повышенной утомляемостью. Для предупреждения утомления в конце 4 и 5-го уроков
1-й
2-й 3-й 4-п Уроки
Рис. 13. Снижение видимости.
5-й
10. М И. Земцова
слабовидящим детям рекомендуется давать индивидуальные задания, не связанные со зрительной нагрузкой Во время уроков чтения, письма и рисования следует через 20—25 минут после начала урока давать отдых глазам Время отдыха (1—2 минуты) следует посвящать гимнастике глаз — 5—6 раз поднять глаза вверх, опустить вниз, отвести вправо и влево, посмотреть вдаль Эти упражнения способствуют улучшению деятельности функции адаптационного аппарата глаз и в некоторой степени снижают их утомление
Во время выполнения контрольных работ учащиеся могут непрерывно писать в течение 45 минут Во время экзаменов и выполнения длительных (два урока) контрольных работ следует делать пятиминутные перерывы.
Соблюдение при обучении слабовидящих детей определенного режима зрительной нагрузки имеет важное значение для предупреждения утомляемости
Слабовидящие дети должны размещаться ближе к естественному источнику света Это особенно важно при выполнении ими письменных контрольных и экзаменационных работ При некоторых формах нарушения зрения (катаракта, помутнение роговицы и др ) у детей наблюдается светобоязнь Таких детей надо размещать дальше от источника света
Учителю необходимо применять дифференцированную дозировку зрительной работы в отношении разных групп слабовидящих детей на основе учета работоспособности и степени утомляемости зрительных функций При этом следует руководствоваться рекомендациями врача-офтальмолога
Теоретические и практические занятия неодинаково сказываются на функциональном состоянии неполноценного зрения Офтальмологическими исследованиями установлено, что при теоретических занятиях острота зрения у слабовидящих школьников понижается Так, например, отмечается заметное понижение остроты зрения при счете про себя в течение 45 минут (до 64%) Посильная для детей мышечная работа может долгое время осуществляться на неизменном или возрастающем уровне (А А Холина и Р. И Чернобыльский)
Под влиянием учебной нагрузки меняется не только острота зрения, но и аккомодационный аппарат глаза Особенно, как отмечалось выше, неблагоприятные условия для зрительной работы возникают на 5—6-м уроках.
Так, например, под влиянием перегрузки зрительной системы снижается острота зрения, изменяется устойчивость ясного видения и другие функции зрительной системы Работоспособность постепенно снижается не только в течение учебного дня, но и в течение недели Наиболее низкий уровень работоспособности отмечается в конце недели, особенно в субботу Выяснено, что у слабовидящих детей отмечается значительное снижение работоспособности в четвертой учебной четверти и в период экзаменов
В целях повышения работоспособности рекомендуется наряду с повышением искусственной освещенности окрашивать классные и другие учебные помещения в светлые матовые тона (светло зеленый молочный, серовато-голубой и др ) Целесообразно размещать учащихся с низким зрением ближе к источнику естественного света, использовать оптические средства коррекции, следить за тем, чтобы дети носили предписанные им врачом очки Надо приучить слабовидящих детей бережно относиться к очкам Неаккуратное хранение и обращение с ними приводит к тому, что на стеклах образуются царапины, пятна, которые значительно снижают четкость видения Рекомендуется также строго соблюдать режим зрительной работы, писать в тетрадях с особой разлиновкой Особенно важное значение для предупреждения утомляемости имеет использование таких методов обучения, которые предполагают опору на разные анализаторы и активное участие в процессе усвоения учебного материала разных форм познавательной деятельности мышления, речи, воссоздающего воображения, логической памяти, произвольного внимания и др В процессе обучения особое внимание обращается на формирование этих функций и на правильное сочетание умственного, физического и трудового воспитания слабовидящих детей
10*