Особенности работоспособности слабовидящих детей

Как отмечалось выше, у слабовидящих детей, по сравнению с нормально видящими, значительно снижена работоспособность

Рис 10 Динамика снижения остроты зрения

Исследования показали, что это снижение работоспо­собности обусловлено повышенной утомляемостью глаз. Утомление зрительных функций изо дня в день накапли­вается В течение недели видимость у детей с наруше­нием зрения снижается на 12% (В Н Ксенофонтова и др ) Под влиянием зрительной нагрузки изменяется так­же корковая динамика, нарастает процесс внутреннего торможения В результате страдает подвижность нерв­ных процессов, ухудшается функциональная деятельность всей зрительной системы Исследования (А Н Гнеушева) убедительно показали, что утомляемость зрения нарас­тает в течение учебного дня У некоторых слабовидящих детей отмечаются снижение остроты зрения (рис 10), изменение лабильности (рис II), электрической чувст­вительности (рис 12), видимости (рис 13) глаз с третье его урока На четвертом уроке наблюдается значитель­ное снижение зрительных функций На пятом уроке зре-

Особенности работоспособности слабовидящих детей - student2.ru

Особенности работоспособности слабовидящих детей - student2.ru 1-й

2-й 3-й Ч-й Уроки

5-й


§

75

110 1 й 105-
95-90-
|-о 85] | 80

Рис. II. Изменение лабильности

           
    \      
    \      
2-й
5-й
1-й

Особенности работоспособности слабовидящих детей - student2.ru 3-й 4-й Уроки

Рис. 12. Снижение электрической чувствительности глаза.

ние падает настолько, что учащиеся оказываются не в состоянии воспринимать учебный материал.

На рисунках 10, 11, 12 и 13 показано снижение зри­тельных функций у слабовидящих школьников под влия­нием учебной нагрузки. Постоянное зрительное напряже­ние, неправильные поза и осанка при письме, чтении и т. д. приводят к утомлению зрения и сказываются на функциональном состоянии всей центральной нервной системы. В связи с утомлением у одних детей отмечают­ся повышенная возбудимость, иногда — неадекватные реакции на замечания учителя или подсказку товарища. Такие дети легко отвлекаются, становятся двигательно беспокойными, непоседливыми. У других детей, наобо­рот, отмечаются заторможенность функций, крайняя медлительность, несколько подавленное состояние. Все это свидетельствует о снижении работоспособности школьников, обусловленной повышенной утомляемостью. Для предупреждения утомления в конце 4 и 5-го уроков

Особенности работоспособности слабовидящих детей - student2.ru 1-й

2-й 3-й 4-п Уроки

Рис. 13. Снижение видимости.

5-й



10. М И. Земцова



слабовидящим детям рекомендуется давать индивидуаль­ные задания, не связанные со зрительной нагрузкой Во время уроков чтения, письма и рисования следует через 20—25 минут после начала урока давать отдых глазам Время отдыха (1—2 минуты) следует посвящать гимна­стике глаз — 5—6 раз поднять глаза вверх, опустить вниз, отвести вправо и влево, посмотреть вдаль Эти упражнения способствуют улучшению деятельности функции адаптационного аппарата глаз и в некоторой степени снижают их утомление

Во время выполнения контрольных работ учащиеся могут непрерывно писать в течение 45 минут Во время экзаменов и выполнения длительных (два урока) кон­трольных работ следует делать пятиминутные перерывы.

Соблюдение при обучении слабовидящих детей опре­деленного режима зрительной нагрузки имеет важное значение для предупреждения утомляемости

Слабовидящие дети должны размещаться ближе к естественному источнику света Это особенно важно при выполнении ими письменных контрольных и экзамена­ционных работ При некоторых формах нарушения зре­ния (катаракта, помутнение роговицы и др ) у детей на­блюдается светобоязнь Таких детей надо размещать дальше от источника света

Учителю необходимо применять дифференцированную дозировку зрительной работы в отношении разных групп слабовидящих детей на основе учета работоспособности и степени утомляемости зрительных функций При этом следует руководствоваться рекомендациями врача-офтальмолога

Теоретические и практические занятия неодинаково сказываются на функциональном состоянии неполноцен­ного зрения Офтальмологическими исследованиями установлено, что при теоретических занятиях острота зрения у слабовидящих школьников понижается Так, например, отмечается заметное понижение остроты зре­ния при счете про себя в течение 45 минут (до 64%) Посильная для детей мышечная работа может долгое время осуществляться на неизменном или возрастающем уровне (А А Холина и Р. И Чернобыльский)

Под влиянием учебной нагрузки меняется не только острота зрения, но и аккомодационный аппарат глаза Особенно, как отмечалось выше, неблагоприятные усло­вия для зрительной работы возникают на 5—6-м уроках.

Так, например, под влиянием перегрузки зрительной си­стемы снижается острота зрения, изменяется устойчи­вость ясного видения и другие функции зрительной сис­темы Работоспособность постепенно снижается не только в течение учебного дня, но и в течение недели Наиболее низкий уровень работоспособности отмечается в конце недели, особенно в субботу Выяснено, что у слабовидя­щих детей отмечается значительное снижение работоспо­собности в четвертой учебной четверти и в период экза­менов

В целях повышения работоспособности рекомендует­ся наряду с повышением искусственной освещенности окрашивать классные и другие учебные помещения в светлые матовые тона (светло зеленый молочный, серо­вато-голубой и др ) Целесообразно размещать учащих­ся с низким зрением ближе к источнику естественного света, использовать оптические средства коррекции, сле­дить за тем, чтобы дети носили предписанные им врачом очки Надо приучить слабовидящих детей бережно отно­ситься к очкам Неаккуратное хранение и обращение с ними приводит к тому, что на стеклах образуются цара­пины, пятна, которые значительно снижают четкость ви­дения Рекомендуется также строго соблюдать режим зрительной работы, писать в тетрадях с особой разлинов­кой Особенно важное значение для предупреждения утом­ляемости имеет использование таких методов обучения, которые предполагают опору на разные анализаторы и активное участие в процессе усвоения учебного материа­ла разных форм познавательной деятельности мышле­ния, речи, воссоздающего воображения, логической па­мяти, произвольного внимания и др В процессе обучения особое внимание обращается на формирование этих функций и на правильное сочетание умственного, физи­ческого и трудового воспитания слабовидящих детей

10*


Наши рекомендации